Предательство или измена 1917-1918 гг.?

   Интересно листать толковый словарь Даля. Вот слово – «предательство». Имея своим корнем слово «дать», в значении «вручить, отдать», оно обретает новые смыслы за счёт приставки «пре» или, близкой к ней по значению, приставки «пере». При этом одно из первых старинных значение этого слова «отдать со смирением»: «предаю живот свой в руки Твои», «себя Господу в руки предадим» или «сам Господь предал себя на жертву за нас». Вот было бы замечательно, если бы этим смыслом всё и ограничилось.
   
Но вот другой оттенок, более поздняя возвратная форма глагола «предать» – «предаться», отдаться со страстью, пристраститься, например, предаться разгулу или карточной игре.
   
   Ещё один смысл этого слова с негативным разрушительно-смирительным оттенком, либо оттенком произвола: «предать город огню и мечу, предать тело на поругание, предать труп земле, предать виновных суду, предать проклятью, предать дело забвению».
   
   И, наконец, слово «предательство» приобретает смысл измены, в значении коварного переход, присоединение к противнику. В древности этот смысл обозначался, уже вышедшем из употребления, словом «израдить» – изменить, обмануть лукаво, предать-передать, продать кого-либо или чего-либо. Затем это слово вышло из употребления. Вероятно, корневое слово «радеть» обозначало служить. Отсюда порадеть – услужить, послужить, в связи с этим израдить приобретает смысл – выйти из службы, посредством измены.
   
   Интересно, почему это слово исчезло? Явление на Руси было редкое? Или страшно или отвратительно было его произносить? Впрочем, слова, как и люди, имеют свои смыслы, время рождения, жизни и смерти.
   
Но вернёмся к нашей теме. Нас, прежде всего, интересует слово «предательство». Предатель по Далю – «изменник, вероломный, крамольный, лукавый и облыжный человек, душепродавец».
   
Таким образом, если всё обобщить, слово «предавать» не однозначное, а многосмысловое понятие. Оно разукрашено русским языком во многие оттенки: смирения, жертвы, страсти, разрушения, передачи информации, измены, вероломства и лукавства.
   
   Попытаемся определить это понятие. Предательство – это (1) действие с определённой целью, предполагающие обязательное наличие субъекта действия и объекта воздействия. Субъект – это предатель. Объект – это предаваемое, в узком и широком смысле этого слова. Цель действия – получение для предателя каких-либо выгод: денег, наград, положения и т.д., учитывая – у предателя всегда есть конкретный умысел.
   Предательством можно считать только такие целенаправленные действия, которые произвели негативные изменения в объекте предаваемого, т.е. был нанесён (2) ущерб, в юридическом смысле этого слова. В тоже время предателю необходимо находиться в (3) непосредственной связи с объектом предаваемого, с которым он должен быть связан официальными, законными договорённостями, которые предполагают взаимность прав и обязанностей, как субъекта, так и объекта.
   В нашем случае в качестве объекта выступает государство. Если же «предатель» с государством и её представителями – властью не связан никакими обязательствами, о каком предательстве можно говорить? Кроме того, в этой системе существует ещё третье лицо, (4) в интересах которого и совершается предательство. Оно, как правило, находиться формально вне описываемой системы, и которое условно назовём заказчиком.
   
Если одно из этих положений соблюдаться не будет, если понятие «предавать» будет использовано без его контекста, мы станем воздерживаться от употребления этого слова, ибо оно может вывернуться совершенно другим значением. Например, преданный друг, может обозначать верного всей душою друга, но в другом контексте преданный, кем-то друг – это совершенно другое состояние друга, которому не позавидуешь. Или изменник? Это может быть человек, бескорыстно желающий перемен.
   
   И уж, конечно, предателем и изменником нашей Родины мы не назовём иностранца передающего сведенья, подрывного для нашего государства характера, хоть и делает он это корыстно, со злым умыслом, нанося ущерб, с выгодой для себя и в интересах третьего лица – это понятно каждому, ибо он не находится в непосредственной правовой связи с объектом предаваемого, он с ним никакими обязательствами не связан.
   
   Итак, возвращаясь в 1917-1918 годы, часть населения бывшей Российской империи, не признавших самопровозглашённых диктаторов и их государственный переворот, разогнавших законно избранное Учредительное собрание, оказалась «бывшими» на правах «иностранцев» в своей стране, лишёнными средств к существованию, без прав и обязанностей, отвергнутыми и преследуемыми захватчиками, нелегитимно захватившими власть.
   
   Эту «кошмарную реальность той страшной эпохи правдиво описала Зинаида Гиппиус: Россией сейчас распоряжается ничтожная кучка людей, к которой вся остальная часть населения, в грамотном большинстве, относится отрицательно и даже враждебно. Получается истинная картина чужеземного завоевания. Латышские, немецкие, австрийские, венгерские и китайские полки дорисовывают эту картину. Из латышей и монголов составлена личная охрана большевиков. Китайцы расстреливают арестованных, захваченных. (Чуть не написала «осуждённых», но осуждённых нет, ибо нет суда над захваченными. Их просто так расстреливают. – С.Д.) Чем не монгольское иго?»
   
   В ответ на красное иго другая часть России закономерно вступила в, навязанную им, борьбу с незаконной властью и с «проклятьем заклеймёнными» (так они сами себя называли, распевая свой гимн «Интернационал». – С. Д.). И можно ли в этом случае назвать другую часть России изменниками и предателями?


Рецензии