3. Античная гелиосфера

               
                АНТИЧНАЯ  ГЕЛИОСФЕРА


Аристарх Самосский в своих «Предложениях...» полагает,
что … Земля движется по окружности около Солнца,
находящегося в её центре, и что центр шара
неподвижных звёзд совпадает с центром Солнца.

Архимед, «Псаммит»


     Как мы уже знаем, гелиоцентрия не получила признания в академической античной науке, несмотря на то, что разновидности этой астрономической модели были известны пифагорейцам и, в частности, описаны в трудах Гераклида Понтийского, Аристарха Самосского и их комментаторов. Только спустя почти двухтысячелетнего забвения она вернулась в астрономию благодаря трудам Коперника, Браге и Кеплера.
     В общем, античная гелиоцентрия мыслилась как система, где Солнце располагается в центре Вселенной и вокруг него по орбитам вращаются планеты, в том числе и Земля со своим спутником — Луной; за седьмым небом (орбитой Сатурна) простирается непостижимых размеров сфера звёзд, в сравнении с которой Солнечная система (гелиосфера) кажется едва различимой точкой.
     Другой вариант (пифагорейцы): Солнце располагается в центре гелиосферы и перемещается вместе с планетами по гигантской орбите вокруг центра Вселенной.
     В астрологическом аспекте данные частности неважны, поскольку, астрологи используют в своих операциях разновидности геоцентрической системы, а гелиоцентрическая модель необходима им лишь для более ясного понимания природы (физики) небесных влияний на Землю.
     Итак, в античной гелиоцентрии мы имеем в центре гелиосферы звезду — Солнце, вокруг которой обращаются планеты: Меркурий, Венера, Земля с Луной, Марс, Юпитер и Сатурн. При этом Солнце, планеты и Луна вращаются вокруг своих осей. Все планеты и Луна движутся по орбитам и отражают солнечный свет. Степень светимости (звёздная величина) планет, скорость, характер движения (прямой, обратный, стояния), взаимные аспекты (положение относительно друг друга и Солнца), имеют особое значение в астрологических космограммах, которые составляют основу гороскопических карт.
     Согласно представлениям античных натурфилософов, гелиосфера, как и Космос в целом, заполнена особой тонкотелесной субстанцией — эфиром, в котором движение небесных тел вызывает некие характерные возмущения. В пределах гелиосферы их вызывают вращающееся с разной скоростью вокруг своих осей Солнце и планеты, а также их движение по орбитам и взаимная аспектация. О природе этих возмущений эфира мы подробнее поговорим в одной из следующих глав.
     Сейчас же важно понять, что гелиосфера мыслилась античными астрономами как малый космос, сферичный и подобный по природе великому Космосу (Вселенной). Замечу, что с космосами у древних большая неразбериха, взять хотя бы космосы Платона и его ученика Аристотеля, я уже не говорю о Филолае, Архимеде и Эпикуре. Но здесь следует запомнить только то, что у древних наполненная солнечным светом и теплом гелиосфера обладала некой обособленностью во Вселенной и простиралась до орбиты Сатурна (достоверных данных, что им были известны Уран и Нептун, пока нет). Иными словами, гелиосфера представлялась сферой, отграниченной от сферы «неподвижных» звёзд орбитой Сатурна. Считалось, что в этой области влияние солнечного тепла и света сводится к минимуму и за её пределами простирается ледяное и тёмное, неизмеримое (по крайней мере, в аттических стадиях) пространство, лежащее между Солнцем и другими звёздами. Образно говоря, античную гелиосферу можно уподобить крошечному по вселенским масштабам световому пузырьку, находящемуся либо в центре Вселенной, либо движущемуся по орбите вокруг её центра.
     Здесь мы видим практически полное соответствие нынешним научным представлениям о гелиосфере, исключая только размер: современные астрономы определяют его не в 10 (орбита Сатурна), а в 100 – 120 астрономических единиц. Учитывая, что у античных астрономов отсутствовали современные наблюдательные и измерительные приборы, можно признать это незначительной погрешностью, поскольку здесь на первый план выступает суть древней гелиоцентрической модели.
     К сказанному следует добавить, что, по представлениям античных физиков, главное влияние на состояние эфирной субстанции в пределах гелиосферы оказывает Солнце, которое не только освещает, но и, наполняя окружающее пространство излучаемыми огненными частицами, согревает его вплоть до орбиты Сатурна:

     «Сила Солнца преобладает в общем управлении качеством, другие небесные тела оказывают ему помощь или противостоят ему в частных деталях».
     (Птолемей. «Тетрабиблос», кн. 1, 2)

     Если уподобить эфир воздуху, а Солнце вращающемуся вокруг своей оси фонарю, то, включив фонарь, мы получим световую сферу, в которой температура и освещённость будут понижаться от центра к периферии. Вследствие исходящего от фонаря тепла движение молекул воздуха будет более быстрым в центральной области, и замедляться в периферийных областях, кроме того, из-за осевого вращения фонаря, оно будет вихреобразным (спиралеобразным). Также и степень освещённости будет снижаться по мере удаления от источника света. То есть мы можем сделать вывод, что фонарь способен в ограниченных пределах изменять состояние окружающей его воздушной среды: освещать, создавать вихревые потоки и менять скорость движения её частиц. Подобным образом и Солнце изменяет состояние ледяной межпланетной среды (эфира), воздействуя на неё своим вращением, жаром и светом.
     Планеты вносят в этот процесс свою лепту за счёт отражения солнечного тепла и света, а также собственного осевого и орбитального движения. Кроме того, перемещаясь в пространстве, они оказывают специфическое (в частности: гравитационное) влияние на Солнце и на другие небесные тела, природа которого постигается, в том числе, и через изучение их расположения на орбитах относительно центра и друг друга.
     Завершая эту главу, хочу отметить, что природа влияний небесных тел исследовалась античными астрологами не в рамках гелиоцентрии, а по геоцентрической модели, то есть исходя из наблюдений за небесами с точки зрения жителя Земли. Легко понять, что астрологи Марса или Сатурна имели бы отличную от нашей астрологическую модель, описывающую влияния небесных тел.

                Продолжение: см. http://proza.ru/2022/01/23/4

 


Рецензии
Здравствуйте, Лео.

Очень любопытно. Спасибо.
Надо же знали даже гелиоцентрию. Понятно, почему античные астрологи выбрали геоцентрическую модель для своих исследований.
Конечно, интересно узнать, по какому же «мосту» в античную науку «попали» астрономические и других знания, сохранившееся в Шумере, Египте и Вавилоне? Наверное, точного ответа нет, но у меня сразу возникают ассоциации с феноменом Пифагора и пифагорейцев. Пифагор крайне удобен) тем, что ему можно приписать всё, что угодно, не объясняя истинный источник происхождения знаний. Никаких сочинений Пифагор нам не оставил, а ссылок у античных авторов на него много.
Хочу задать вопрос: использовалась ли в классической античной астрологии гармония сфер Пифагора? Учитывали ли астрологии «звучание» планет?

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   01.04.2024 13:31     Заявить о нарушении
И еще один вопрос: использовалась ли в классической античной астрологии десятая планета Противоземля (Антиземля) пифагорейцев?

Александр Галяткин Юлия Фадеева   01.04.2024 14:01   Заявить о нарушении
Александр, судя по жизнеописаниям того же Пифагора, он, как и многие другие эллины, получал образование в храмах Египта и Вавилона (см., например, Диоген Лаэртский "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" кн. 8. 1:2-4), интеллектуальных центрах и своего рода "университетах" той эпохи.
Насколько мне известно, в классической астрологии эта теория Пифагора не использовалась. Однако нашла себе применение в теории музыки, но в этой области я малосведущ. Были также попытки применить учение о гармонии сфер и "звучании" планет в астрологической медицине. Но по причине отсутствия у авторов этих музыкальных терапевтических систем сверхтонкого слуха, который, согласно преданию, был у Пифагора и позволял ему слышать музыку сфер, и точно определять, на какой ноте звучит то или иное небесное светило, их теории носят чисто спекулятивный характер.
Антиземля, как планета, в геоцентрической модели классической астрологии отсутствует. Между тем, есть ещё одно значение этого понятия – "земля антиподов", иначе говоря, территория жителей противоположного Ойкумене Полушария Земли.
"Земля тоже шаровидна и населена со всех сторон. Существуют даже антиподы, и наш низ — для
них верх" (Диоген Лаэртский "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" кн. 8. 1:26).

Всего доброго!

Лео Корсо   01.04.2024 15:00   Заявить о нарушении
Спасибо за интересный и подробный ответ.
Если получение образования эллинами в храмах Египта и Вавилона носило не исключительный, а системный характер, тогда всё в вопросе передачи знаний встает на свои места.
«"Земля антиподов", иначе говоря, территория жителей противоположного Ойкумене Полушария Земли», – это первое, что приходит в голову, когда встречаешь упоминания об Антиземле. Но возможно, все намного парадоксальнее.

Всех благ и удачи!

Александр Галяткин Юлия Фадеева   01.04.2024 15:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.