Дом старейшины или Как США туалет в Дели строили

Дом старейшины или Как американцы туалет в Дели строили 
      
       У каждой истории обычно существует своя предыстория, порой, уходящая корнями бог-весть куда, в такие глубины времён, что только редкий пытливый ум может до них докопаться. Так получилось и на этот раз.  Корни тех, во-многом курьёзных событий, случившихся индийской столице в 60-е годы прошлого века, кроются аж в середине девятнадцатого столетия.
Итак, в феврале 1857 года у владычицы морей - Британской империи на пустом месте случился невероятный геморрой – в Индии восстали сипаи и почти вырвали эту жемчужину из короны Её Величества. 
        Конечно, геморрой приключился не так уж совсем, чтобы на пустом месте – просто сипаям - туземным солдатам, набранным из индуистов и мусульман, пришлись не по вкусу патроны пропитанные говяжьим жиром или свиным салом.
        Индия полыхнула, восставшие перебили всех англичан в Дели, после чего увлечённо занялись их резнёй на широких просторах субконтинента. В конце концов метрополия всё же усмирила бунт и Юнион Джек снова взвился над главной делийской цитаделью - Красным Фортом.
        И вот теперь, после победы, решили англичане, что во избежание возможных неожиданностей со стороны потомков Великих Моголов и злобных маратхов, целесообразно проживать отдельно от индусов, для чего в стороне от старого Дели они основали своё поселение, со временем ставшее городом - Нью-Дели, в который затем из Калькутты перенесли столицу Британской Индии.
В новой столице англичане не мелочились – ввели чёткую планировку, протянули широкие проспекты, спроектировали правильные круглые площади, разбили сады, воздвигли величественные  резиденции и монументы в имперском стиле, викторианские дома с колоннами  и, казалось, власть Лондона  незыблема, как вершины Гималаев, но жарким августовским днём 1947 года над Красным Фортом взметнулся ввысь шафранно-бело-зелёный триколор с Дхармачакрой по центру и Индия вновь обрела свободу.
       Разумеется, правительство независимой страны не слишком долго размышляло над местом своей дислокации и тут же перебралось в апартаменты вчерашних сахибов, ещё благоухавшие ароматом трубочного табака и карибских сигар вперемешку с букетом шотландского виски и старого доброго бренди.  Новые власти решительно взялись за свою столицу, которую надо было срочно расширять и застраивать, потому как англичанам места в Нью-Дели хватало, а для главного города молодой Республики его было определённо недостаточно. 
       Вот тут, как раз, и выяснилась прелюбопытнейшая штука – оказалось, что земли, на которые правительство имело виды, являются собственностью многочисленных деревень, облепивших столицу. Веками крестьяне растили рис и пасли скот на окрестных полях, а теперь государство вознамерилось отобрать их угодья.
       Надо сказать, что право частной собственности в Индии священно, поэтому правительство повело долгие и нудные переговоры с каждой деревней, и в конечном итоге были подписали договора, по которым, общины отдавали государству все свои владения, взамен получая иммунитет от переселения, полное самоуправление, а также постоянные дотации на каждого жителя в виде денег, риса и предметов первой необходимости.
       Вскоре город стиснул железобетонными объятиями убогие деревеньки и местные жители, лишённые земли, потерявшие возможность к привычному труду, подсевшие на дармовщину и вынужденные бездельничать, деградировали и опускались, утратив всякий интерес к какой-либо активности. Деревни превратились в жутчайшие, источающие ядовитые миазмы трущобы, заваленные бесчисленными кучами гниющего мусора, на которых «паслись», и тут же испражнялись тощие облезлые коровы и шелудивые козы.          И всё это в десяти минутах от Президентского дворца!
 

                ***
      Пока правительство торговалось с деревнями, в Индию нахлынули дипломаты со всего света, которые хотели уютно и комфортно разместиться в Нью-Дели. Под посольства стали выделять свободные земли.
      Обзавелись наделом и Соединённые Штаты. Участок под посольство примыкал к большому пустырю, принадлежавшему одной из деревенских общин, а потому имевшему особый «экс-территориальный» статус.
      Первое, что сделали Штаты – отгородились от пустыря внушительной стеной и приступили к сооружению посольства.
Через год-другой строительство окончилось, и дипломаты въехали в новый посольский комплекс.
          
                ***
       Была середина весны, свежее яркое безоблачное утро.
       Американский посол стоял у открытого настежь окна своего кабинета, обращенного в сторону пустыря, Фрэнк Синатра изливал душу с винила, гармония заполнила всё существо дипломата, как вдруг обонятельные рецепторы амбассадора, привыкшие к благоуханию тонких парфюмов и изысканных ароматов, были неожиданно атакованы зловонием, принесённым дуновением ветерка.
       Посол вздрогнул, поморщился и отошёл вглубь помещения, затем открыл шикарный, ручной работы хьюмидор, откуда извлёк запрещённую кубинскую сигару, щёлкнул гильотинкой, чиркнул длинной спичкой и окружил себя фимиамом приятного вкуса экзотических пряностей и благородной древесины.  Выпустив несколько эффектных колец, он вновь вернулся к окну.
       На улице был полный штиль, солнце поднималось к зениту и начинало изрядно припекать. К своему ужасу американец почувствовал, что мерзкая вонь никуда не исчезла, а наоборот многократно усилилась, и уже вползала его кабинет, более того - он понял, что этот смрад есть ничто иное, как запах содержимого выгребной ямы!
      Резко захлопнув оконные створки, он нажал кнопку и вызвал помощника. Появился подтянутый долговязый секретарь.
      - Послушайте Том – посол вынул изо рта сигару, пыхнул, на миг скрывшись в сером табачном облаке – во-первых, включите немедленно на максимум кондиционер – когда послышался мерный гул, он продолжил – а во-вторых, объясните мне, что за безобразное амбре стоит на улице? Невозможно находится у окна, я раньше его не открывал по соображениям безопасности, но сегодня почему–то захотелось подышать, а там просто омерзительный смрад!
Секретарь будто ожидал этот вопрос:
        - Да, сэр, сам хотел Вам доложить. Ситуация стала впрямь несносной для всего посольства. Аборигены, завели скверную привычку справлять физиологическую нужду под нашей стеной!
        - То есть как это? В каком смысле? – выпучил глаза амбассадор.
        - В прямом, сэр. С неделю как началось. Не можем с ними ничего поделать - за забором индийская территория, я уже переговорил с начальником районной полиции, только он разводит руками, уверяя, что это не городская земля, а деревенская и местные, вообще ничего не нарушают, испражняясь в своих владениях, поэтому он никак не может на них повлиять. Вот если бы они перелезли забор и сделали что-то подобное на нашей территории, то тогда бы он конечно это прекратил.
- Что за вздор, чёрт подери! – выругался посол – свяжите меня с индийским МИД-
Вскоре на пороге посольского кабинета появился солидный усатый индус в европейском костюме и пухлый смуглый сигх в чалме и полицейской форме с генеральскими погонами.
Посол поднялся из-за стола и, молитвенно сложив ладони рук у груди, слегка поклонился:
       -Намасте, господин статс-секретарь, очень рад Вас видеть! Сердечно благодарю за оперативность – сказал он с улыбкой и широким жестом пригласил гостей располагаться в креслах у декоративного камина.
       - Гуд морнинг, мистер Амбассадор – в свою очередь заулыбался в усы индус – позвольте представить Вам моего доброго друга начальника городской полиции генерала Радж Сингха – американец ещё раз приветливо кивнул в сторону полицейского босса и протянул ему руку. Генерал ответил рукопожатием, заметив, что для него большая честь лично познакомиться с господином послом.
Предложив гостям виски со льдом, дипломат приступил к делу:
        - Итак, господа, надеюсь, что совместно мы сможем урегулировать небольшое малоприятное недоразумение, до некоторой степени, омрачающее нашу работу… - начал он и изложил суть возникшей проблемы. По завершении посольского монолога индийский статс-секретарь сконфужено ухмыльнулся и испытующе уставился на начальника полиции:
         - Что скажите, генерал?
         Полицейский промокнул платком капли пота, выступившие на лице и шее:
         - Ваше Высокопревосходительство! – начал он – Вы знаете, какое внимание мы уделяем  безопасности и покою наших друзей из Соединённых Штатов…- далее он произнёс высокопарную речь из которой следовало, что полиция города всегда стояла, стоит и будет стоять на страже спокойствия и закона, и именно по этой причине, она не может его нарушить и не может преступить через договор правительства с деревней, влезая в её внутреннюю жизнь, ибо вопросы оправления естественных потребностей жителями деревни на своей территории (к каковой безусловно относится пустырь) не входят в компетенцию полиции города.
       Очень жаль, что деревенские не гадят на территории посольства, учтиво заметил генерал, иначе он бы всех их к ногтю прижал, а так, мол, извините, Ваше Высокопревосходительство, но ничего поделать невозможно. Хотя, впрочем, можно воскурять благовония, которые отобьют все неприятные, для чуткого обоняния Его Высокопревосходительства, запахи, и, кстати, он может порекомендовать замечательную лавку с лучшими ароматами во всём Дели, которую держит его родственник. Полицейский даже любезно записал на листочке какой-то адрес и передал его помощнику посла, после чего окончил речь и допил виски.   
Статс-секретарь также опорожнил стакан и принялся убеждать посла в благотворном влиянии традиционных методов борьбы со смрадом на окружающую атмосферу.
       Одним словом, как говориться в дипломатических коммюнике – «встреча прошла в тёплой дружественной обстановке» – после чего индийская сторона раскланялась и удалилась, оставив посла в полном недоумении наедине с помощником, початой бутылкой бурбона и жуткой деревней с её многогадящими обитателями.
Безусловно, упорства американцам было не занимать и потому они с завидным постоянством докучали индийским властям ещё несколько месяцев, но получая везде и всегда одинаковые ответы, впали в уныние.
Посол даже стал подумывать над тем, что бы включить вопрос о деревенских засранцах в повестку встречи американского президента с индийским премьером, но слава Богу вовремя осёкся и решил подойти к проблеме обстоятельно, то есть искоренить причину зловония, а именно - соорудить для местных на пустыре большой туалет за счёт денег американских налогоплательщиков, а потом преподнести его, так сказать, в качестве гуманитарной PR-акции в дар деревенской общине, приобщив её к благам цивилизации.  Провели переговоры со старейшиной деревни, местный гуру  благосклонно выслушал американцев и дал добро на строительство современного отхожего места.
        Следующая заминка возникла в Вашингтоне – Госдеп в какую не соглашался с посольской инициативой, но всё же, в конце концов, изыскал средства на сооружения фешенебельного сортира. Работа закипела. 
        Вскоре на границе пустыря и деревни красовался настоящий сказочный оазис – за высаженными белыми и розовыми олеандрами скрывалось сверкающее на солнце снежным кафелем одноэтажное здание с двумя входами с противоположных сторон. Туалет был рассчитан на приём шестидесяти человек обоего пола одновременно и оснащен всеми удобствами с учётом местной специфики, как то: напольными унитазами для сидения на корточках и водяными шлангами, писсуарами, рукомойниками с фильтрованной водой и мыльницами, вентиляторами, имелись также четыре душевые кабины, фены для сушки рук и даже несколько  биде в женском отделении!
       Затем была торжественная церемония – трибуна, микрофоны, развевающиеся флаги держав, гимны, высокопарное выступление посла, ответное слово индусов, рукопожатия, аплодисменты, перерезание золотыми ножницами красной ленты, снова аплодисменты, вспышки фотокамер, телевидение, подход к прессе, фуршет для участников проекта!
       А потом наступил уикэнд и посол, в полном умиротворении, укатил в свою загородную резиденцию.

       В понедельник рано утром он прибыл в посольство:
       - Как дела, Том? Что деревенские? Больше не гадят у нашей стены? – поинтересовался амбассадор у встречающего его секретаря. 
       - Увы, сэр, гадят по-прежнему –помощник скривил минорную рожу и пожал плечами.
       - Не может быть!!! – посол подпрыгнул на месте – Какого чёрта? Мы же им пятизвёздный сортир отгрохали!!! Ну-ка, давайте, вызывайте офицера безопасности и прогуляемся к новостройке, надо разобраться, что там происходит!
       Через четверть часа со стороны деревни можно было увидеть, как по пустырю движется группа белых людей в партикулярном платье. Группа петляла, обходя мусорные кучи, но тем не менее приближалась к месту, где три дня назад был открыт туалет.
       Наконец американцы добрались до кустов, окружавших его. Дипломаты раздвинули ветки, пропуская посла, и тут их страждущему взгляду предстала удивительная картина – объект был осаждён плотной, оживлённо гудящей и шевелящейся людской толпой.
        Посольские протиснулись вперёд и выяснили, что  за прошедшие два выходных дня объект полностью поменял свой функционал – в левой части, где раньше находилось женской отделение, ныне был обустроен храм с алтарём Шивы, многорукими богами, иконками, гирляндами цветов, дымящими курильницами, огромным каменным лингамом при входе и десятками верующих, совершающих ритуальные омовения в биде, заполненных водой с розовыми лепестками, в правую же часть, на мужскую, так сказать половину, въехал и с комфортом расположился вместе с чадами и домочадцами тощий и бородатый деревенский старейшина.
        Увидев всё это, посол окончательно обалдел, и, подозвав помощника, упавшим голосом вымолвил:
- Том, у Вас сохранился адрес лавки благовоний родственника генерала Сингха? 

                ***

Через несколько лет правительству всё же удалось расселить злополучную деревню, пустырь застроили новыми домами и американский посол мог уже без опаски открывать окна своего кабинета.

 


Рецензии
одна знакомая рассказывала: когда прилетели и открылись люки, сразу пахнуло этим
самым ... и так везде до отлёта

Написано действительно хорошо.

Виктор По   25.01.2022 20:40     Заявить о нарушении
Ваша знакомая ощутила всё не понаслышке)))

Спасибо!)))

Даниил

Даниил Утяцкий   25.01.2022 23:28   Заявить о нарушении
врать ей не было резонов

Виктор По   26.01.2022 14:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.