C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Черный Январь. Часть 3. Термос

******** 20  января *****************
                ТЕРМОС
                ( Часть третья . Продолжение )

...  Ко мне  подошли  несколько человек. Им, видимо, показалось странным, что из темноты неожиданно вырос человек, отчего-то с термосом  в руке.  Да  и с  термосом ли?  Под  звуки пуль я удрученно им ответил, что  там, чуть выше, начали стрелять и положили несколько наших ребят.
В  следующую  секунду произошло то, что  в  мыслях не могу предположить.   Один  из них, на лице  которого аршинными  буквами было написано " чмо и законченный сучара "  крикнул, что я провокатор, арменин , полез было ко мне в карманы с требованием показать паспорт. Оттолкнув  его, вытащил  паспорт и показал стоящим напротив.  Начали подходить и другие c вопрощающими лицами, лишь понял, что  пояснять и рассказать о том, что произошло    несколькими  минутами раньше, в ином  месте, бессмысленно... Эти не  поняли бы. Лишь им  самим нужно  было пройти через  эту беду, под  шквалом пуль.   
Я ушел.  Вышел на дорогу, которая идет наверх от ЦСУ.   Что мне делать, как найти брата и дядю,не   знал. Что  я скажу  Папе и Маме,когда возвращусь домой?  Сердце было  с  маленький  камушек, мысли хаотично разбегались. На той самой дороге  стояли женщины и мужчины, парни, девушки. Там же, выше,   прямо на земле, залегли военные с  автоматами, направленными на этих   людей. Стрельбы не было.  Я  встал  рядом с  этими  людьми, которые  бесстрашно скандировали: " Да Здравствует независимый Азербайджан!  Свобода ! Cмерти быть, но обратной дороги нет".
И когда  ныне  пишут, что  кровавый  январь 90 года стал  началом пути к независимости, я не думаю о тех, кто  вывел людей  навстречу  пулям, не вспоминаю    о тех, кого  следующее поколение  вовсе не будет знать да и незачем.   Всегда  вспоминаю     этих  мужчин и женщин, там, на той дороге, идущей  наверх, в  конце  которого  были  вооруженные солдаты, готовые по первому  приказу расстрелять   гордо стоящих с  поднятыми руками.  Единственным оружием которых  было скандирование о справедливости в отношении Азербайджана.
Несмотря на  горечь на душе, присоединился к  ним, был рядом. 
А  потом.  Потом  раздались шум, гвалт, звуки  стрельбы. Огромная  толпа бежала от того стадиона вниз, в направлении площади  ЦСУ. Впереди  всех  бежал с широко  открытыми от ужаса  глазами  тот самый  Чмо.  Как же  мне хотелось ему дать  подножку, чтобы  распластался, расшибся, стукнулся своей   пустой башкой.     Я  и   до сих пор не знаю, были ли застрелены люди там, возле стадиона Красный Восток.   Если послушались бы тогда  меня, моих слов, беда миновала бы стоящих там, разошлись бы...
Все собрались на  кругу  ЦСУ.  Много было   людей, человек  150-200.  Я  услышал, как двое в разговоре сказали друг другу о том, что выше, в больницу Каспара, везут  убитых и раненных.
Я  пошел  наверх.   Кто-то схватил  меня за руку, спросив  -куда это я. Ответил, что пойду в больницу, я потерял  брата и дядю, не знаю, что делать.  Он  вцепился в  меня обеими руками,не позволив  идти. В  это же время сверху, от Олимпа в нашу  сторону  бежали двое  с  криком " Убили!".   Отдышавшись, рассказали, что возле магазина Олимп стоял  парень, разговаривал по уличному телефону, когда  пуля вонзилась в него и он  замертво  рухнул на землю.  Все это слышать  было  просто невозможно. Шло  убийство   наших  соотечественников. Другого определения этому  и не могло  быть. И, когда  читаешь  слова из  интервью   министра обороны СССР язова, который  лично руководил  карательной  операцией  против Баку,  " В Баку мы не убили ни одного человека ", остается всему  его роду до  последнего   колена того же,что  головорезы под  его  командованием сотворили с нашими  гражданами.

Раздался гул, он нарастал и со стороны гостиницы  Нахичевань  увидел, что  в нашу  сторону движется масса людей, скандируя " Свобода! ".  Они подошли, все были в  каком-то особо возбужденном состоянии. "Шехидлеримиз  вар!"-кричали многие из них.   Как оказалось, в этой гостинице разместился офицерский  корпус  прибывших в  Баку карательных  войск, они были особо жестоки при  выходе из гостиницы.   Откуда взялись на площади две серые  Волги без  опознавательных знаков, так и не понял. Вышли двое из  автомобилей, к ним ринулись люди со словами, что  делать.  И большего  паскудства  в  своей жизни я не слышал, больше того, что они  произнесли. Люди в возбужденном состоянии, что и  как делать  -не знают, под  пулями  уже  погибают  простые люди. Эти же  сказали :" Никуда не расходитесь, минут  через 15 приедете грузовик  с  автоматами, мы  раздадим вам. Стойте здесь"   На  вопрос  одного из  массы, где  сейчас лидеры народного фронта, от них  последовал ответ " ОНИ  героически,  c   оружием в руках, сражаются против войск на подступах к Баку".  И  все поверили!  Все, и я поверил, как  мы все  были безгранично наивны...    Кто они были, откуда  явились, что  именно означали  их слова, так и осталось вне моего понимания.  Сложилось  впечатление, что этим важно было удержать людей на  площади, в таком количестве, чтобы БМП, если  появятся, подмяли под собой  как можно  больше людей.    Они  уехали, люди остались  ждать  Бог невесть чего, минуты шли, ясно было, что никакого грузовика  в помине  нет  да и не может быть.    Совершенно неожиданно  выключился уличный  свет, кромешная темнота, один  из  массы предложил  следовать к зданию ЦК, все тронулись в путь.   Спустя минуту-вторую  я оказался на площади  перед  ЦСУ совершенно один, c этим долбанным  термосом, присел  на  ступеньку и заплакал.  Чины нет, дяди нет, что мне делать сейчас...   Просидел несколько  минут, когда ко мне подъехала  машины, ГАЗ 21.  В ней находились двое, спросили-ответил.  Они  предложили  мне отвезти к зданию ЦК, потому как  сидеть в темноте одному смысла не было. Попросил их  подвезти к  больнице  Каспар, они напрочь отказались, я понимал их-везде  были слышны звуки  пуль.

Ехали  они  по задними  улицами, параллельными  Басину.   Там дома одно-двух этажные.  Все жильцы  домов были на  улице, крайне  встревоженные. Эти ребята в  машине со всеми здоровались, я понял, что  спасители -горские  евреи. Потом  мы проехались  по  Гуси  Гаджиева, поразился  тому, что  здание  МВД  было ярко освещено, практически, свет был  во  всех окнах, куда больше  поразило огромное  число  военных,огромных,с  автоматами наперевес, которые  стояли перед зданием, на лицах  всех  были  черные-коричневые  краски. Вскоре  мы подъехали к  филармонии, которая совсем неподалеку  от здания ЦК, поблагодарил  ребят, попросив  их  оставить себе  термос, они отнекивались,  я  лишь оставил на заднем  сидении его и  вышел навстречу  многим людям  Баку, которые в  столь поздний  час   находились на  улицах города...


Рецензии