Картина Репина Не ждали

     Вчерашний рассказ фэбэшного друга о том, как он в лихие 90-е оказался ночью на Ленинградском шоссе, и под пристальными взглядами братков и их подопечниц проследовал одинокий аж до Тушино, навеял на меня воспоминания.
     Закончила я 8-й класс, когда наступило лето. Мы недавно получили квартиру (это отдельная история, потому что папа - большой начальник, депутат, а квартира, первое наше жилье с туалетом не на улице, находилась не в центре города и занимала всего 28 квадратов общей площади), так называемую хрущобу. И все потому, что папа - идейный коммунист. Моим соседом оказался ученик 10 класса из очень престижной школы. Он со своими друзьями-одноклассниками начал подрабатывать на кирпичном заводе, и я с ними дружила. потому что со сверстниками мне было не интересно. Девочка я была начитанная: в нашей маленькой библиотечке стояли кроме полного собрания сочинений Ленина и "Капитала" Маркса Золя, Мопассан, Фейхтвангер, Роллан ( что говорило о разности вкусов моих родителей ). Мы с новыми друзьями обменивались книгами. Росла я девочкой странной и никем не понятой.
     Бывало весной. когда ну во что бы-то ни стало нужно получить ответы сразу на все вопросы, (а у родителей такого не спросишь. и в школе тебе не объяснят), я находила ответы у классиков. Иногда пропускала школу, сидя в укромном местечке с любимой книгой. Так была прочитана "Очарованная душа" Ромена Роллана и "Нейлоновый век" Эльзы Триоле. Что касается первой, то потом были попытки одолеть в подлиннике, а второй - она заложила во мне потребность к стильному, современному с выдумкой пространству. Я думала. как это здорово, по-западному, красиво жить. Только потом узнала, что Эльза из наших.
     Забыла добавить, что книги прочитывались тайком от моих родителей, но не от родителей Кости , так звали соседа. Потому что они были более продвинутыми и демократичными, как бы сейчас сказали. Помимо книг Драйзера, Лондона, Ремарка, Хемингуэя у них были пластинки зарубежной эстрады, так называемого. социалистического лагеря.
     К странности моего существования добавлялось и то, что я спала под радио, которое никогда не выключалось. Так что мне приходилось засыпать или нет после  гимна "Союз нерушимый советских республик.." в 12 ночи и просыпаться в 6 под эту же песню. Звук никогда не убавлялся родителями, а я сама не решалась сделать это. А дальше гимнастика по радио на всю страну:" Встали, товарищи! Подтянулись.." Голос этот до сих пор отчетливо слышу. О психическом здоровье моего поколения тогда никто не думал. Таких слов просто не было в обиходе. Так что мой виртуальный мир протекал между двумя гимнами, это время принадлежало мне, и оно здорово отличалось от реального. Я могла мечтать или читать под одеялом с фонариком. Родители меня не беспокоили: они спали в соседней малюсенькой комнате( а я в проходной, не менее маленькой) праведным сном тружеников, надо отдать им должное - вкалывать они умели.
     Город, в котором мы жили. находится на юге РФ. Это областной центр, тогда насчитывающий двести тысяч населения. Когда-то он выполнял функции приграничного города, отсюда народные названия окраин: Стрелецкая, Пушкарная, Казацкая. По весне былое прошлое аукалось, и молодежь дралась. Казацкие били стрелецких, стрелецкие - пушкарных и наоборот. от перемены мест слагаемых результат не менялся.
     Он (город) занимал третье место тогда по преступности после Одессы и Дзержинска Горьковской области, пока к нам ни прислали человека. Как человека звали уже не вспомню, но он навел относительный порядок. Общественный транспорт был оснащен связью с милицией: повсюду, в местах скопления молодежи, наладили патруль, а штат осведомителей был сильно расширен ( но нам этого не занимать).
     Еще город называли так: две горы, две тюрьмы, посредине - баня. Он так назывался исключительно из-за ландшафта. И, действительно, географический центр города находился в низине вместе с центральным рынком и баней. Дальше, на северо-востоке, на возвышенности - центральная административная площадь, дающая начало центральной улице, благополучно заканчивающейся зданием мединститута ( бывшей тюрьмой).Ну, а на юго-запад тянулась не менее длинная и тоже центральная улица, заканчивающаяся уже действующей тюрьмой. Возле которой, как ни странно, находилась церковь с погостом, и , если вниз , с него, погоста, спуститься, то и можно было увидеть моих друзей, работающих на кирпичном заводе в ночную смену.
Можно. но не нужно, как я теперь считаю.
    
     Закончив ночную смену, ребята добирались домой трамваем в объезд горы через весь город ( мы жили ближе к мединституту). И все бы ничего, если бы ни один их одноклассник, который предпочитал идти пешком через кладбище с утра пораньше. Город еще был зашуган расплодившейся шпаной, поэтому смельчак стал популярен в своей тусовке, как бы выразилась молодежь. На вид он был крепкого телосложения, ходил в раскачку, был молчалив и хмурил брови. Как его звали опять не вспомню. но что он был похож на медведя берусь поспорить. Ребята про него говорили часто, и моя глупая подростковая амбициозность была задета. Ведь их интересовали только одноклассницы и этот загадочный "медведь", а вовсе не я. и тогда..
     Однажды. когда ребята трудились в очередную смену, а мои родители крепко спали, как полагается, после "Гимна", я выскользнула из дома. Было темно, тепло и тихо. Из ночных улиц скромненько освещались только две центральных, и мне предстояло пройти через  весь город по параллельным ,неосвещенным улицам, чтобы быть никем не увиденной. Народ спал, ведь тогда в 60-х в провинции не было ночной жизни: на весь город только две гостиницы  с двумя ресторанами, что закрывались в 11 вечера.
     Проделав длинный путь, во сколько км не знаю, вышла, наконец, к кладбищу. Как рассказывали ребята , самый короткий путь -через него. Шла наощупь в гробовой тишине, пока не услышала стук железа. Продолжаю путь, ведь мне в ту сторону и надо ( с ориентацией в пространстве у меня как раз лучше, чем с мозгами ), потом услышала мужские голоса. Их было трое. Луна хорошо подсвечивала: они что-то выкапывали или закапывали, так как я увидела две сверкающие лопаты, а может просто решетку воровали, но явно делали что-то, чего лучше не знать приличной девушке из приличной семьи. В конце концов, я бы приняла версию, что соображали на троих, но как-то неубедительно. Короче, как зомби в ночи я проплыла мимо, стараясь не смотреть в их сторону и ничем себя не обнаружить. Они, видимо, тоже не очень старались оглядываться по сторонам. Что блудит возле них такая очарованная странница, им и в голову не пришло бы. Мужики-то нормальные.
     Слабое освещение внизу, на приличном еще расстоянии указало на завод. Компас, что по меткому выражению одной подруги, находящийся прямо в моей заднице, опять меня не подвел.
     Картина Репина "Не ждали" выглядит бледным подобием перед той, что предстала моему взору. Остолбенелые, пыльные, плохо соображающие старшеклассники в составе пяти человек, включая "медведя", принялись дружно таращиться в одну сторону, будто за это им и платят. Еще долго в определенных кругах элитной средней школы старших классов на меня стали смотреть заинтересованнее. Что потом обязывало. Еще пару лет, пока ребята не исчезли из моего поля зрения. и не появилось новое окружение мне приходилось как-то подкреплять свою оригинальность новыми историями.
     Что я поняла сразу? И чем руководствуюсь до сих пор? Что легкая придурковатость делает девушку еще привлекательнее.., и, что , анализируя все мои приключения в жизни, у меня о-о-очень серьезный ангел-хранитель.
     Да, еще.. Вернулась домой к утреннему гимну и самое смешное - родители так ничего и не заметили, ну.а теперь уже и не узнают...


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2022/01/09/1478 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   22.01.2022 10:16     Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Ольга Амонова   17.10.2022 09:08   Заявить о нарушении