Ирвин Шоу - Допустимые потери

Всё относительно

Книга Ирвина Шоу «Допустимые потери».
Книга о жизни, о любви, о приближении старости, о её смысле и бессмысленности о том, к чему и к кому она может, или не может привести.
В относительно благополучной Америке, в городе Нью-Йорке живёт относительно благополучный шестидесяти пятилетний Роджер Дэймон.
И ладно бы, но как-то ночью позвонил телефон и совершенно незнакомым голосом некий Золовски, угрожая Рожеру, якобы он должен ответить за всё, потребовал того выйти на улицу. И не то, чтоб Роджер очень уж испугался, или принял звонок за шутку, нет, он сумел реально оценить создавшуюся ситуацию. Вот только не говори гоп раньше времени, не так уж много человеку надо, чтоб жизнь его превратилась в ад.
Это очень банальная история.
Предположим, живёт человек, как все, не всё в его жизни гладко, тем не менее жизнь устоялась, но уже не тот возраст, /извиняюсь за каламбур/, когда проблемы не проблема.
Тем более проблемы такого плана.
 
Вообще-то в Нью-Йорке полным-полно психов. И не только в Нью-Йорке. В Америке. Во всем мире. По улицам городов рыщут убийцы. Их жертвами становятся президенты, священники, люди, ждущие поездов на железнодорожных платформах, обыватели, выходящие из церковных врат или дверей универмагов.
                © Ирвин Шоу «Допустимые потери»

Самое интересное в том, что и врагов то у него вроде бы особо не наблюдалось. Точнее ему так до последнего времени казалось.
Но в жизни, как ты понимаешь ни в чём и ни в ком нельзя быть уверенным.
При более детальных размышлениях Рождер найдёт врагов больше дюжины.
Что ж до характера нашего героя. не то чтоб Роджер был праведным человеком, /да и кто на этой земле без грехов/, но и отъявленным негодяем его нельзя было назвать. Любил красиво жить, любил красивых женщин, любил деньги, /да и кто на этой земле не любит красивую жизнь, женщин и деньги/.
Дальше больше. Роджер, как и любой бы на его месте теряет покой, кардинально пересматривает свою жизнь, /изменить её течение в нужном направлении ему конечно не под силу/, и в какой-то момент понимает, что ему нужно сперва разобраться со своими внутренними демонами.
Самокопание ни к чему хорошему не приводит, даже хуже у Роджера открывается язва желудка, он попадает в больницу, ему делают операцию, она проходит неудачно, он находится на грани жизни и смерти.
И даже будучи одной ногой в могиле, он продолжает самокопание.
Он должен ответить самому себе на вопросы, которые накопились в процессе жизни, вопросы, которые он всю жизнь откладывал на потом.

 Америка – богатейшая страна мира, но во всех своих театральных постановках в качестве декораций использует лишь один предмет: кушетку психиатра. А действующих лиц в пьесе всего два – доктор и пациент. Акт первый: «Доктор, у меня проблемы». Акт второй: «Доктор, у меня по-прежнему проблемы». Все. Финиш. 
                © Ирвин Шоу «Допустимые потери»
 
Вернёмся к началу, Роджер такой человек, который нигде не пропадёт, не получилось стать писателем, стал издателем, не получилось дарить радость читателям по одному, научился по-другому, да и о себе любимом не забывал.
Так и жил, любимая и доходная работа, почёт, уважение, молодая и любящая жена, что ещё нужно человеку для счастья.
Впрочем, со счастьем, как я говорил чуть посложнее. Благосостояние, уважение окружающих, уверенность в завтрашнем дне, это немного другое.
Я не буду пересказывать сюжет, да это и ничего не даст, суть совсем не в том, кто кому и что жизнь должна, или не должна, /кстати об этом в книге ни гу-гу/.
Как я уже говорил книга о жизни, о её смысле и бессмысленности.
Для кого, для чего человек живёт на свете. Хотелось бы для себя, но живёшь в обществе, законы которого диктуют не только линию поведения, а ещё внутреннее состояние, замешанное на совести и жизненном опыте.
А что жизненный опыт?
А жизненный опыт говорит, что всё пройдёт и все пройдут. И все проходят, и те, кого ты любил, и те, кто тебя любили, и те, кто не любили. Это страшно.
Страшно знать и приблизительные сроки своей жизни. Страшно, потому как смысл, этой самой жизни этим самым фактом сводится на нет. Нет, конечно, что-то может там после тебя в мире и останется, кроме тела, которое сгниёт, и души, которая в виде сознания просто перестанет быть. Можно, конечно, попытаться найти себя в религии, отвлечься на какое-то время идеей загробной жизни, или идеей творчества, остаться в этом мире в литературе, живописи, музыке, ещё в чём.
Я сказал на какое-то время, потому как в свете быстротекущего времени и быстро приближающегося небытия появляются сомнения в правоте чужих идей и догматов.
Вот ты и прожил свою жизнь, /почти прожил/, чего-то достиг в личном и не только плане, дети выросли, стали на ноги, дом полная чаша. /ну почти полная/, есть время на себя и не только.
Ну и что с того?
Внутри то неспокойно, что-то не так, какой-то маленький червячок день и ночь точит душу. Вот всё вроде есть, а счастья нет.
А было ли оно это самое счастье?
А в чём оно это самое счастье?
Именно твоё.
Впрочем, сам Шоу даёт на эти вопросы очень простой ответ.

С ты не становись к старости сентиментальным.
                © Ирвин Шоу «Допустимые потери»

И всё будет хорошо.

19.01.21

***


Рецензии