1998 - святые - купола - уроды

.


















АВТОРСКИЕ  ПРАВА  НА  ЭТОТ  ТЕКСТ  ЗАЩИЩЕНЫ  В  РОССИИ  ОФИЦИАЛЬНО




















1997-й год  - тут :  http://proza.ru/2021/09/28/40












Я  -  уже очень терпеливый, последовательный, не изменяющий своим целям, целеустремлённый до занудности и почти бесстрастный, с очень хорошей памятью, не обидчивый человек.
Я уже - самый настоящий биоробот.
Машина - которая не отклонится от написанной для себя программы ........





А что мешает тебе - написать правду  ?
Как жизнь тебя уродовала  ? .......
Как твою жизнь ломали  "Гордые   "Горьковские"  Человеки"  ? ......
И - как тебе удавалось выживать  ?

Как тебе - удалось перестать гадить  ? - как гадят они - вокруг.

Или - пока не удалось  ?

Ничего - я помолюсь за тебя.
Я всегда дожидаюсь исполнения моих желаний .....





А кормящие меня жители  России  (хоть и не всегда - по своей воле ....)  -  вправе рассчитывать на мою им благодарность, и уважение к ним - выражающиеся и в честности, и в моей посильной деятельности - в этом направлении.




С  Богом  !




****************












"... Где я только не состоял ! И как долго не состоял нигде ! ..."



Борис Слуцкий


"О других и о себе"









1998




Мне 28 лет






Новогоднюю ночь провёл в сторожке собора.
Оставили на полную смену - с утра 31-го до утра 1-го.
Старший сторож и я.

31-го он выпросил у "барыни" бутылку шампанского.
Гражданский новый год у нас праздником не назначили - церковь "закрутила гайки".
Темень.
Тишина.
Мороз.
Неприкаянность.
Казённая белизна стен.
Каша.
Телек.
Два мужика.

Чуть сознание не потерял - от напора религиозной пропаганды.
Голова кружилась от боли и усталости.
Ненависть росла.
Страх перед будущим - паника - усиливались в геометрической прогрессии.

Злая сила самовнушения - усиливалась прямо пропорционально - это только до утра.

Это - только на двенадцать часов.

Это - только на шесть часов ...

...............................

..................

.......


Выжил.
И - пЕрежил.







Бездомному человеку, у которого абсолютно никого нет на этом свете -

- оказаться в самой сердцевине агрессивной секты -

- это ужасно ..........








****************





До  Рождества пришлось своеобразно поститься.

Пост для сторожей собора заключался - в хороших количествах овощного супа, хлебе - по потребности, обильных дозах гречки с подсолнечным маслом (которую я не видел лет двадцать, не считая службы в армии : http://proza.ru/2021/09/12/561), и - широком выборе огромного количества варенья.
Вышеперечисленной пищи (щи да каша) готовилось столько - что её же остатки шли и двум собакам, и им хватало.
Сторожа не съедали выделенное им на ночь количество.
Делились с разнорабочими.


Но самые главные для меня чудеса - начались накануне  Рождества  Христова.

В послеобеденное время - часов с трёх - народ так повалил, сколько не было и в воскресения.
"Принос" - место около стойки с поминальными свечами - стали заваливать продуктами.
Гора подношений быстро перестала умещаться на двух стареньких обычных деревянных столах.

"Хозяйке"  этого места - стали помогать ещё женщины, быстро всё укладывавшие в большие корзины, сплетённые одной местной работницей.
Мы - сторожа - бегом носили эти корзины из собора в средний подъезд административного здания - на склад продуктов.

Выходя из внутреннего зала собора - мы попадали в небольшое квадратное помещение перед выходом.
С двух сторон от входных дверей были окна - освещавшие это помещение днём, а в боковых стенках - были двери в комнату отдыха алтарниц, и в подсобное помещение.
И металлическая винтовая лестница в комнату над этим местом - где находилась  "ризничная"  и работала швея, ремонтировавшая разнообразную специфическую одежду священников -  "облачение"  - чёрные и парадные  "ризы".


В комнате для отдыха старушек, убиравшихся и прислуживавших в алтаре - постоянно околачивались и  "церковные мальчики"  - шустрые подростки, нашедшие себе применение в храме, и оказывавшие какую-либо помощь священникам.
Например - переносили большие корзины просфор - тяжёлые для пожилых женщин.
Или - звонили в колокола.
Естественно - они были и очень любимы священниками - этого суперпривилегированного места ......
Конечно - и в местную  "воскресную школу"  ходили.

Могли они и передать какое-либо распоряжение высших священников и нам - сторожам.
И, естественно - чувствовали себя тут  "особой"  кастой - наравне со старыми алтарницами.


Когда мы проносили через этот квадратный коридорчик корзины с продуктами - они выскакивали из своего убежища, дружной парой - и мгновенно выхватывали из корзин банки с рыбными консервами, коробки конфет, кондитерские рулеты, пирожки ......


Но собору - всё равно хватало.


Первый для меня большой праздник в этом соборе - начинался.
Развернулась обширная торговля свечами - в четырёх точках только внутри собора.
Кроме обычных церковных лавок - у начала боковых стен собора - ещё и с двух сторон от главного входа в него.
На территории - кроме металлического вагончика около самых ворот - открыли ещё и маленькую будку, на половине пути от ворот до здания.
А от ворот до здания - было метров семьдесят - огромная площадь.

Собрались два огромных хора - профессиональные хоровые певцы (обоего пола и разного возраста), и мужской хор парней-семинаристов.
Ближе к наступлению сумерек пришло подразделение милиционеров - курсанты школы милиции, вроде - человек тридцать.
Патрульную машину поставили на улице - недалеко от ворот на территорию собора.
Всех  "нищих"  от ворот и ограды удалили - и те устроились метрах в ста и дальше - на обычной для прихожан дорожке.

Функцией сторожей стало перенесение продуктов.
Старшие сторожа - устроились парой в затемнённой сторожке - с милицейским полковником.
Консультировать и развлекать.
Естественно - с выпрошенной у начальницы бутылкой водки.

Ближе к полуночи - народ стал собираться такой массой, что не умещался в сам огромный собор.
Ночная служба началась часов в десять вечера.

Собирающаяся к ночи огромная толпа молодёжи ждала крёстного хода.
Вроде я даже поднимался на колокольню - большую железную пирамиду, перед входом в собор - в основании которой и была устроена наша пятиугольная сторожка.
Всё было покрыто огнями свечей.
Весело и празднично.

Под звон колоколов, под громкое пение священника и обоих хоров - все ночью обходили собор вокруг.

Ночью - для работавших всю ночь сторожей, продавцов, алтарников, для милиционеров - был организован хороший ужин.
Естественно - повара тоже пару суток не вылезали с работы.
Ужин был уже с мясными первым и вторым, с персональными  "ста граммами"  в стакан каждому человеку.

Во второй половине ночи - до пяти утра - было время отдыха.
Решившиеся остаться - дремали сидя на длинных лавках.
Продавцы - клевали носами за своими прилавками, сидя на стульях.
Сторожа - полусонные бродили, или развлекали продавщиц - чтоб не уснули ни те, ни другие.

Кто-то всё время подъезжал и уезжал.
Иногда - нетрезвые молодые компании.
Покупали свечи, зажигали.



Утром я остался на работе до обеда.
С утра - шестичасовая и девятичасовая службы.
Продуктов ещё больше понесли.
Милиционеры уехали.
Надо было и присматривать за некоторыми личностями, и помогать  "по хозяйству".
В такие праздники - звонили всем сторожам домой, и просили приходить.

Естественно - по домам мы потом разъезжались еле неся все сумки, которые могли только найти.
И я понял - что надо шить очень большую сумку - типа спортивной.
Что вскоре и сделал.




*************



На  Крещение - вся ситуация повторилась в точности.

Но был один нюанс.
В стороне от собора, на территории - стояли два  "кубика"  из нержавейки.
Кубики - с ребром в полтора метра.
Короче - во всех измерениях.
В верхней части каждого - была откидная крышка - половина верхней плоскости.
Сами эти баки - были укреплены на металлических полозьях.

В январе - накануне праздника  Крещения - их подтянули к одному из выходов из собора - на площадку между собором и административным зданием.
Поставили с двух сторон от огромной паперти северного входа в собор.
Наполнили водой - шлангами из административного здания.

И ночью - к крёстному ходу прибавилось ещё и освящение воды в этих баках.

Около них поставили табуретки - и сотрудники собора разливали людям освящённую воду.
Уже днём самого праздничного дня - и мне довелось разливать воду - чуть ли не ныряя в огромный бак головой вниз.
Народ радовался - счастливые бабушки громко благодарили, и протягивали новые банки и баночки, бидоны и бидончики, канистры и полторашки.

Я ещё потом высказал удивление  "своему"  старшему сторожу - "вэвэшнику" - что у меня от той работы даже не заболели ни спина, ни поясница.
Что тот - вслух - приписал чуду.
Конечно - подстёгивали и возбуждали всеобщее оживление, активное движение, влияние внимания огромной толпы.
Хорошо масса народа запомнила и меня - весёлого и отзывчивого паренька -  "с добрым лицом".


Про кормление в  "трапезной"  после рождественской ночи - особенно в праздничные дни - думаю рассказывать не обязательно ......





+++++++++++++++




Относительно тёплые серые полосатые штаны, удобные кожаные блестящие зимние сапоги - мне нашлись в церкви.
Старенькая небольшая хозяйственная сумка - носить с работы продукты домой - нашлась у друга
Зимние крутые ботинки-кроссовки - разорвались уже на куски.


Как-то одна продавщица свечей попросила что-то ей отнести в административное здание.
Я дежурил внутри собора, и положил на лавку свою вязаную шапчёнку.
И кожаные перчатки - два года назад подаренные  тёщей.

Вернулся - а их нет.

Вот те и церковь ........



Был в ярости.

Домой уехал без шапки.





По ночам так и оставался со старшим сторожем - бывшем офицером внутренних войск.
С вечера до утра слушал религиозные внушения.

Многочисленные попытки вызвать меня на полную откровенность закончились озвученным вслух выводом - что я очень закрытый  человек.
Для себя же я всегда знал - что и почему делаю, или не делаю ...
Я знал - что и где делать обязан, а что делать - имею право отказаться.

Я никогда не раскрывал своего истинного отношения к чему-либо, и к кому-либо.
Я был безукоризненно вежлив.
Но навязчивая пропаганда одного бывшего офицера, и недобрая холодная молчаливость другого - быстро вернули мне озлобление.

Оооочень тщательно мной скрываемое .............




Переиграть мужчин - может только тот, кто воспитан женщиной ...........









Оказавшись среди развалов продуктов - и получая каждый день хорошую долю бесплатных угощений сверх обещанной  зарплаты - я вообразил, что попал в рай и мир справедливости !
Полюбил всех, и всем стал стараться помогать, и со всеми дружить ...

Старший меня предупреждал - что в церкви друзей нет ...
Что я должен делать только то - что является обязанностями на  работе.
И больше - ничего !
Не смотря ни на какие просьбы.

Тем более - не помогать другим делать их работу по своей воле.

Из сочувствия - к физической слабости многочисленных здесь женщин.
И особенно - пожилых женщин - которых здесь было большинство.



Когда я это понял - я уже давно прослыл дурачком .............





Я на какое-то время опять искренне поверил - что все всем должны помогать  ! .............


Попытался помочь устроиться на ночь парню из деревни - который просто пришёл в собор и сказал, что ему некуда идти ...
Я даже на ночь забрал его с собой к другу ...
Введя того в ступор ...
И из-за этого - уехал с тем парнем ночевать в депо - в вагончик - где как раз дежурил брат друга.

Потом этот парень оказался психически больным, и вором ...

А сам я - связавшись с ним - мог только сам же тоже оказаться на улице ...

Постепенно я увидел - как церковные работники выживают друг друга ...


Я сразу стал приносить домой и отдавать другу всё - что мне удавалось получать каждый день на работе - хлеб и  сладости, подсолнечное масло, лук.
Как можно больше.
Огромный самодельный стол в сторожке - изнутри был до отказа напичкан сладостями .......
И оттуда - мне тоже перепадало.
(И в рабочее время - всегда мог напиться крепкого чая.)
А - скоро начались праздники -  Рождество, Крещение ...
Еле пакеты до "дома" дотаскивал.

Друг жил непонятно на какой доход.
У него были секретные отношения с начальником строящегося депо.

Но я видел - продуктов было дома не много.
И маленький брат пошёл в первый класс.

Другу было удобно - что я много времени был днями дома, выгуливал собаку, не имею желания что-то украсть, и с  удовольствием вожусь с маленьким пацаном.


Самого младшего брата друг поселил в заранее отремонтированную комнату - чуть поуже прежнего зала - того, в котором мальчик жил с отцом.
Очищенную мной от мусора эту большую комнату - предоставили уголовному боевику - среднему братцу.
Он как раз подобрал себе, и подобрал на одном железнодорожном вокзале - несовершеннолетнюю "жену".
Из одного из самых дальних районов области.

Меня - друг "подселил" к своему младшему брату.
Предложил мне всё тот же матрас и пол ...
Железную кровать там было некуда втиснуть.
Хотя - она, вроде, была ... и, вроде - разобранная.
Видимо - не реально было втиснуть.

А ту большую и бОльшую комнату - все вместе отремонтировали для "своего мафиози".



И я - на три с половиной года - обзавелся местом "у двери на коврике".



Мылся, умывался - и даже горячей водой.
Даже после нашей пятиэтажки в детстве - кран с горячей водой - это  !!!!!!

Бельё менять перестал.
Просто - выбросил.
Стирал ли - не помню.
Значит - не стирал ...

Четыре года минимум  !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ходили в носках.
Я - на протирающиеся тонкие носки - пришил "подошвы" .....
Из плащевой ткани.

Пуанты, блин.

Молнию тонкую вшил в каждый.
Сапоги-чулки ...
Чулки-сапоги.

Мне кажется - всё-таки - хоть "вечные носки" - не мог не стирать ...
С ума бы первый сошёл.
"Чутьё" у меня - лучше собачьего.
Друг корм и цепь предлагал.

Шучу.


Жара в этой, относительно новой, высотке - стояла ужасная.
Спал в футболках и трико - без одеяла.
Не раздевался месяцами.

На улицу - одевался за секунды - чтоб не перегреться.
И не выйти - теряя сознание от головной боли и удушья, и в мокрой от пота одежде - на мороз и ветер ...








Через некоторое время я выбрался за свой родной городок ...
Спрятанных в снегу деревянных саней на месте не оказалось.
Прятал в спешке - видимо, не очень хорошо замаскировал, или слишком близко к проезжей части оказались - дорожная техника могла зацепить.








Клюквы - около дома моего спившегося знакомого - тоже не было.












И я возненавидел весь этот мир.


Настолько сильно - что не мог доставить этому миру удовольствие - сев на пожизненный срок .................












Я  дико хотел найти моральную и жизненную опору одновременно.

Быть нужным.

Необходимым.

Служить.




Можно сказать - что я своеобразно влюбился в эту хозяйку собора.

В её надёжность.

В её власть.

В её уверенность в себе.

В молодости - она наверняка была и красива ..........










Других ориентиров -  ДЛЯ   МЕНЯ   в этом мире больше не наблюдалось.












Как-то дежурил со старшим-майором.
Он попросту показал - где ночью спать.
Где лежит в подъезде матрас.

Мне бы его тут же "сдать" начальству.
Но информация о том - что сторожа спокойно спят - меня уже совсем не удивила ...
Даже ненормальным это не показалось ...
С автоматом - и то умудрялся - засыпать, как таймер - и всё слышать.

Правда - и слух у меня ... особенный.


Когда же начальница спросила - где я сплю - я не мог честно не ответить ...


И оказался - у ворот.
Где скакали дети-нюхачи, и боролись взрослые - за спирт и мелочь.


Семилетний недоросток Юрка - от обиды за то, что я его выпроваживал с территории и от самого прохода - снимал трусы и злобно прыгал.
Как паук на сети.
К нему радостно присоединялся двенадцатилетний длинный Денис.
Который так и не дожил до пятнадцати.
Зато - просмотрели, как кино - много ярких галлюцинаций ...

Иногда - бросали кирпичи - в сторожей, и на территорию.

Юркина пятидесятилетняя бабушка - лет девяноста на вид - нянчила новорождённую внучку ...
Которая через семь лет оказалась в соседнем здании - школе-интернате - и перестала мельтешить среди опустившихся на зассанный тротуар людей.

Одна семейка - две тридцатилетние "бойцовские" бабы - пятидесяти лет на вид - порвала дублёнку предыдущему охраннику ворот ...
Младший сынишка тех дам - в семь лет, рассердившись - сжёг своего невменяемого папу.
Спавшего, в тот момент, в коллекторе теплосети - на куче грязного тряпья.





+++++++++++++++++++++





Надо было открывать ворота для каждого индюка в рясе, и деток оных - завладевших, наконец-то, личным авто.
Тут я с ними и столкнулся намного ближе, чем в административном подъезде ...
Какие они бывают - сами знаете из новостей, о наездах на людей, и пьяных авариях.

Все, и до того непрочные, любовь и уважение к носителям санов - у меня тут вообще быстро, как сбрило.

И к "личным водителям" некоторых ...
Хотя они в чьём-либо уважении и не нуждались.
Им хватало и своего.
К себе любимым.
И - осознания жирности урываемых кусков.

Что - не мешало мне изображать добросовестную покорность.

Все врали всем.

Сказано же было кем-то - советский человек станет самым жестоким в мире - если обмануть его веру.
Самым ненавидящим.

Мою-то - обманули ещё двадцать лет назад ...
Поэтому - судить непредвзято - свыше моих сил  !


А уж до чего многие бывшие советские люди получились изворотливыми ......



Теперь  Россию и подавно не победить  !






+++++++++++++++++++++++++++







В первый же день моего посещения собора - я познакомился с престарелой Зинаидой Васильевной.
Она жила недалеко, и с восьми утра до пяти вечера - молилась около иконы своей любимой святой -  Парасковии Пятницы.
А в промежутке между службами - чистила лампады.
Она тогда тоже помогла мне хлебом.
И потом - всегда поддерживала морально.



В "моём" подъезде - было и помещение для крещения людей.
Крещение проводилось каждый день.
За помещением следила немолодая сутуловатая женщина, невысокого роста, Мария Ивановна.
Бывшая сотрудница какого-то завода.
Которые сидели в больших отделах, и могли "на одном типе чертежа чертить линии одного типа"...
Теперь она могла строить хорошие отношения со священниками - проводящими крещение.
Получать от них "подарки" к зарплате.
Мыть пол и специальную посуду.

Уже не энергичная (если и была когда-то), спокойная, трудолюбивая, "пришибленная" какая-то ...
И было от чего.
Муж пил, и его уже не было на свете.
Братья мужа - пили, и жили рядом с ней.
Двух новорождённых близнецов - она похоронила когда-то.
Сын - мой ровесник - с некоторыми "особенностями" ......
При возможности - напьётся.
Если предложат.
Работу не находит.
Необычный.
Говорит терминами интеллигенции.
Добрый, открытый.
Очень энергичный, но не самостоятельный.
Живут замкнуто.
За квартиру - огромный долг.
Готовить умеют - только пакетные супы .......

Сама эта женщина - могла быть только из интеллигентной семьи.
Таким всегда трудно.
Карьеру "делать" не умеют - даже при способностях - из скромности.
Вежливость и самопожертвование - в отношении любой сволочи.
Верят другим (иногда - до определённого периода) - потому что сами не обманывают (иногда - до определённого периода).

Меня всегда старалась поддержать - пирожком, небольшой денежной купюрой.
Вскоре привела сына - о котором мне часто рассказывала перед этим.
Мы с ним подружились.
Ему было тут лучше - под присмотром сотрудников и мамы.
Всегда сытый, есть кому помогать.

Мы с ним вместе - для разминки и развлечения - часто, с удовольствием, помогали разнорабочим очищать огромную территорию от снега.
Скоро - он надолго устроился в собор сторожем.



Одна пожилая продавщица - очень общительной оказалась.
Просто - добрая женщина.
Много помогала мне в последствии.


На "приносе" - тоже была очень добродушная женщина - Людмила.

Одна бухгалтер, кажется тоже Людмила - её выжили потом.
За несообразительность .....
Взяла и принесла на работу - в контору ! православного собора ! - книгу по индийским верованиям ...
Тут же нехорошие перешёптывания пошли ...
Кто-то из "своих" не отказался от её должности ...

Самая старенькая повариха - тоже беззлобная бабушка была.

Это - с кем я тесно стал общаться сразу.


Можете помянуть всех этих людей - они того стоят.




Около ворот стоял временный металлический "вагончик".
"Внешняя" "церковная лавка".
Товары.
"Привратники" там спасались от холода - следя за улицей в прорезанные окошки.
Продавщица там работала всё время одна и та же - безсменно.
Пожилая пенсионерка из ближайшего микрорайона.

Все продавцы - были бывшими квалифицированными работниками.
Не всегда по торговой части - но с советским образованием выше среднего.
Мастер-цветовод - была, бухгалтер.

Теперь - с этой женщиной мы общались целыми днями.
Вместе встречая, и провожая, всех остальных сотрудников.
Одно время - она даже хотела меня с кем-то познакомить ...
Потом - как-то забылась эта её идея.



А вот одна повариха - живущая с сыном, но без мужа - прямо возненавидела меня за то, что я не живу с женой - с которой я ещё не был в разводе.
Где был муж у самой - не помню.
Но - видно хороша змейка ...

Сын - почти мой ровесник - жениться не желает.
Встречается с женщиной старше себя.
И вот - на сына злится, и, видимо - на всех неженатых.

Понятно - что ненормальная.

А я-то - тогда всегда честно всё о себе рассказывал ...



А вот на работе - да и вообще вне дома - это никогда делать нельзя !



Если уж какой-нибудь "экстрим" не поставит в безвыходное состояние ...



Старший-"мент" - учил меня знать всё обо всех не задавая вопросов ...


Пока я работал сутками - относил утром недоеденную пищу одному из трёх наших разнорабочих.
Тому - который пропил здоровье, квартиру и баян.
В прямом смысле.

Теперь жил в пустующем помещении.
От остатков нашего ужина - не отказывался.
Зарплату - пропивал вместе с плотниками.
Сильный был.
Хвастался, что даже в цирке гиревиком выступал.
Теперь ходил и работал в одном положении - согнувшись круглым, жирным, мускулистым крючком.
На поясницу жаловался сильно.
Но днём - трезвый и "добрый".
Особенно - когда еду дарят, и снег чистить помогают ............
Вполне вменяемый, как будто ...





В соборе продолжалось оформление зала новыми большими изображениями святых.
Очень большие картины-иконы.
Создавал известный в городе художник.
Я и с ним познакомился.

К искусству-то у меня всегда было отношение особое.
Отец любил любую классику.
Мама слушала - сколько с ним жила - и когда была ещё только беременна.
Я непрерывно слушал ушами - с рождения.
Календари "В мире прекрасного" - листались перед моим носом всё время - с рук когда не сходил уже.
Дома - везде были прикреплены изображения картин из этих календарей, и других соответствующих журналов ...
И на художественных выставках - я в раннем детстве бывал.
И в музеи водили.

Сам - в Москве ещё - бывал с сотрудниками старообрядческого собора в  Центральном  Доме  Литераторов.
Не считая Загорска, Коломенского, Арбата и т.п.




Кстати - то, что я до девяти лет вообще не слышал ни одного матерного слова - мне очень помогает.
Я их не помню вообще.
И не хочу вспоминать.

Они - сами выходят  !
Вот в те редкие моменты - когда этому, действительно - самое время и место !
И вот тогда - мало никому не кажется ......





До ходили до меня правдоподобные слухи - кто из часто мелькающих лиц сотрудник каких-либо служб, а кто - гомосексуалист.
Один мелкий работник при больших начальниках - но влиятельный - покручивал как-то пуговицу на моей курточке ...
И выспрашивал - почему я не живу с какой-либо женщиной ...

Мне он ничего плохого не делал.
При мне - ни кого не обидел.
Я с ним был вежлив точно так же - как и он со мной.
Остальное меня не касалось, потому что - не интересовало.




Пришлось работать в ночь на все большие праздники.
А мне в такие праздники куда ещё и идти-то было бы  ?
Сюда же - опять  !

Ночь на  Рождество, на  Крещение, на  Пасху ...
Мне нравилось.
Я уже не раз бывал в праздничной обстановке огромных храмов сутками.
Красоту, праздничность, иллюзию (хотя бы) единства, высокий культурный уровень - люблю ...

Храмов маловато ещё было - народа собиралось огромное количество  !
Свечи, полусвет на улице, и иногда - в храме, улыбки, умиротворение, сказочность, таинственность, приветливость, романтика ...
Блеск позолоты, иконы, хор.

На вечерние службы перед таким праздником, и на утренние - на следующий день - собирались все сторожа всех смен.
И помогали носить огромные корзины с продуктами - на склады.
И уходили - еле неся сумки в двух руках :  батоны и белый хлеб, сладкая выпечка, печенье, конфеты, консервы.
Престарелые сторожа - мирные мужички были, доброжелательные, заботливые.





А один был - средних лет, длинный, кривая рожа афериста.
Хотел оставить меня без первой зарплаты ...
..........................................
Вскоре пропал.

Другой - приземистый - "боксёр-качок-крепых" - тип фигуры какой-то такой.
Выпивал иногда, уравновешенный молчун.
За год ушёл в охрану чьего-то коттеджа.

Ещё один - мой ровесник, в джинсе - семидесяти лет на вид.
И - борода Льва Толстого.
Бывший студент-интеллигент - безобидный, с вкрадчивым голосом.
Через пару месяцев не пережил передозировки ...







+++++++++++++++++++++++







Друг как-то попросил мой паспорт - не проверить - а ему что-то где-то фиктивно оформить надо было.
Вразумительно он ничего объяснять не стал.
Я ему отказал.
С этого дня он из друга превратился в знакомого, который пока нужен, но которому я полностью уже никогда доверять не  буду.






В  России прошла денежная реформа - зарплаты и цены уменьшили в тысячу раз.

Теперь я получал - с января -  200  рублей в месяц.
Рабочие-дворники -  250  рублей.
Старшие сторожа -  300  рублей.

Хлеб стоил -  1  рубль.
Дешёвая соево-куриная варёная колбаса - 10  рублей.



( Когда советский рабочий получал  200  рублей  - хлеб стоил  16 - 20 копеек, а мясная колбаса - 2 - 10  рублей.
Но - одежда была некрасивая ...
И машин не было. )






Три месяца - я ходил на работу одетый, как бродяга - во что попалось.
Три зарплаты я отложил, и спрятал в носок - в самом прямом смысле слова - 600 рублей.
Платили  пятого числа.

В самые первые дни марта я выбрал свободные дни, и - без билета - доехал до своей деревни.
Всю обежал, и оказалось - что навоз купить уже не у кого .....

Всё намороженное у владельцев коров - было уже заказано покупателями заранее .........




Значит ничего я в этом году сделать уже не смогу.
Конец огороду.
И конец деревне.
Выжить мне там больше - было невозможно.


Выжить - невозможно.
Выжать - невозможно.
Больше выжать из деревни -
было невозможно.



А в городе - гарантированная сытость, и крыша над головой - пока у друга много свободных комнат.



Вообще - я был в отчаянии - потеря надежды выжить дома - потеря дома.



Я зашёл даже к той "женщине с пониженной социальной ответственностью" - скандальной жене брата продавщицы дома в 1994-ом году.
Спросить - за сколько бы они опять купили этот дом  ?

Она предложила 5 000 рублей - 25 минимальных зарплат.

А покупал я его - за 100 минимальных зарплат.

Умная дамочка.

Но зачем мне такая мелочь ?






Старая соседка потом рассказывала мне : что муж той умницы - алкаш, наркоман, браконьер и полубандит -  интересовался моим городским адресом.
Но она была умной и порядочной старушкой - и оценило моё к ней честное отношение - и мой адрес никому не давала.



Я приехал и решил потратить деньги на себя.
Чёрные джинсы - 100 рублей.
Чёрная джинсовая куртка - 100 рублей.
Самая дешёвая, но стильная, кепка из кожзаменителя (точь-в-точь - немецкая "полицайская") - 70 рублей.
Зонт - 100 рублей.
Модная сумка "Марлборо" ( с молнией на дне - раскладывающаяся вниз ) - носить можно на плече - 80 рублей.
Крем для обуви и пр.
Так как в этот мой выходной, и день покупок одновременно - было 7-е марта - за 50 рублей купил букетик тюльпанов для сожительницы друга.


Исключительно - из уважения к другу.



Всё идёт одно к одному - другу оказался мал утеплённый спортивный костюм, и он подарил его мне.
Вроде - ему к 23-му февраля тётя подарила.
А друг - при одном росте со мной - оказался более коренастым и широкоплечим.
Мама друга - из деревни рыбаков.
Папа убитый - от предков купцов.
Сам друг - с детства "баловался" единоборствами.

Куртку с капюшоном - от этого спортивного костюма - можно было носить как осеннюю куртку, типа современной "толстовки".




Я опять стал выглядеть по человечески.


Как - в раннем детстве ...
И - в  1994-ом году ...




Как я объяснил резкую смену своего имиджа "начальнику" на работе : "Надоело пугать людей" ......

Освоил магазины "Сэконд хэнда".
Выполнял мелкие поручения друга, куда-нибудь сопровождал его - "за компанию".
По "делишкам" - этот друг не выпивал, и не курил.
Дорогое пиво с каким-нибудь редким гостем, или гостьей - "маленькую".



За три недели до Пасхи - я тайно поставил трёхлитровую банку браги - спрятал в вещах .........
И - ведро крепкого хлебного кваса ...
На огромном количестве чёрных хлебных корок - срезанных с запасённого мной хлеба.

(После "родительских" суббот  Великого поста - у друга хлебными изделиями был забит, пустой до этого, большой старый холодильник.)


Квасом ( градусов  7 - 8 спирта ) - немного угощал друга, и - основным количеством - сотрудников в соборе.
Взял с собой кучу полторашек - и раздал.
Сам "балдел" в праздничную смену - потягивая периодически.
Когда весь солнечный день кололи лёд за собором - с северной стороны - чтобы крестным ходам не мешал.


С брагой ( две полторашки ) и полной большой сумкой пирогов ( реально - ведро пирогов ) - приехал на свою родину - к другу, учителю труда.
Освободившись с дежурства на три дня - после  пасхальной службы.

Выпили и поели.


С одной полторашкой пошли гулять - периодически попивая из неё.

Через две улицы - общий друг по школе выдаёт замуж сестру.
Тот - который меня тиранил, потом - в кружке дружили, потом - в одной части оказались.
Он так и стал на всю жизнь - токарем по дереву.
Из рабочей семьи - крепыш.

Там - чрезмерно весёлая бабушка одного моего одноклассника - всё наливала и наливала мне в стопку - так я ей понравился ...

Потом мы пошли в сторону окраины и поймы местной речки.
И озёр там полно.
Была мысль - искупаться.
Жарко было  !
Особенно  -  нам  !











Проснулись мы в три часа ночи - от холода.

На дне трёхметровой сухой строительной канавы.

Над спуском к лугам.

В носках.

Звёзды.

Друг меня еле вытолкнул вверх.

Я его - еле втянул следом.



Кроссовки и ботинки - мы нашли аккуратно стоящими на краю канавы.



У моих кроссовок - купленных летом - спереди оторвались подошвы.



Еле дошли, крепкий сладкий чай, ванна, сон.
Кроссовки привязал верёвочками к ногам - и на автобус ...
Не - ноги на автобус.
Пошёл - на автобус.






В мае - из дома привёз один или два мешка картошки.
Скорее - один.
Помню - поднял из затопленой водой ямы в погребе.
Холоднющая - хорошо сохранилась.
Подарил на посадку той семье - друга друга - в пригородном посёлке.
Соседи-старики напротив - живы были.
Бабка нахваливала мою новую одежду.




Летом - ездил за земляникой и за свой городок.
Может раз, может - несколько.
Раз - брал с собой и "своего" старшего сторожа - мы всегда в одну смену попадали.
Он с удовольствием побегал по лесу.
Причём - в лесу потеряли друг друга !


В июле, на велосипеде друга - стал ездить за черникой.
В те места - которые за пол сотни километров от города.
Провозил велосипед в электричке.
Катался по новым лесам - в той стороне.
Покупал и изучал, появившиеся в свободной продаже, крупномасштабные карты области.




Начальница собора как-то попросила ведро черники - и я привёз ей его бесплатно.

И вот это - оказалось только хуже для меня ...

Тут знак уважения никто не оценил - объявили идиотом.



Купил для леса, недорого, на барахолке у Центрального рынка - высокие кирзовые ботинки, с очень толстой резиновой подошвой.
Вроде - для сварщиков стали выпускать.
Бегать по корням и кочкам - в них было очень хорошо.
Камуфлированную рубашку х/б.









+++++++++++++++++++++++++++++++++++
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
+++++++++++++++++++++++++++++++++++



... Много раз жена, не смевшая защитить своего сына из-за страха последующих побоев, тихо плакала, отмывая утром кровь садиста в погонах с  его форменных брюк и  обуви – следов ночного дежурства, его способа своего утверждения в жизни. Уже, будучи на пенсии, Чужой в откровенных разговорах с соседями, дружками по картам и домино, рассказывал, что всю жизнь смертельно боялся остаться за бортом жизни, той жизни в высшем обществе (в его понимании) и, чтобы не быть выброшенным на задворки, уничтожал всех, которые ему мешали...

... побои, побои, побои: ни за что, просто так,  за то, что болит голова после ночного дежурства с выпивкой и выбиванием из задержанных нужных показаний...

... Участковый, дослужившийся до старшего лейтенанта,  окончивший с отличием военное училище, садист и пропойца,  преподал ... наглядный урок ненависти...




Их Голгофа Глава 2

Та рюмка водки




Валентина Майдурова 2
               
В соавторстве с Ларисой Беньковской               




http://proza.ru/2020/05/20/1375






+++++++++++++++++++++++++++++++++++
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
+++++++++++++++++++++++++++++++++++







О доме не забывал - в разгар лета я выехал заплатить налоги за дом и землю.
В трико и старой футболке, без билета.
Заплатил - в земельном отделе местной администрации, и жду электричку на станции в посёлке.
Небритый уже.

Пристал начальник местной милиции на железной дороге.

Всё никак не мог придумать - за что бы с меня содрать деньги.

У меня язык уже давно нормально натренирован был ...
Переставал "глотаться" - как раз в экстремальных случаях ...
Я - так уверенно - стал выдавать себя за приятеля главного мента деревни !

Этот мент - позвонил начальнику отдела посёлка - удостовериться, что я тут проживаю.
Я заявил - что начальник мой личный друг, и попросил дать и мне трубку.
Уверенно и по свойски повёл разговор.

Вставил - что в областном центре в церкви работаю.




После этого тот мент долго пытался дознаться у меня - ну почему же, всё-таки, это я "в Бога ударился" ......



Потому что тормоз - и в армии в сержанты не пошёл - а то на твоём месте был бы, блин.



Я развёл пустую философию, и что-то там упомянул о том - что менты защищают людей с оружием, а церковь - духовно .....







На что мне этот мент ответил -

что защищают они - сами себя.




И я это - и понял, и запомнил.











++++++++++++++++++++++++







Осенью я попробовал найти квартирантов - чтоб дом не пустовал.
Хотелось приезжать не в холодный дом с чёрными окнами ...

Приезжал опять, и расклеивал объявления по своему посёлку и ближайшим к нему городкам - на железной дороге.
Вроде бы рабочий телефон указывал - сторожки собора.
Связалась со мной потенциальная квартирантка.

Приехала дамочка.
По её словам - безработная мать одиночка из одного городка - с родителями жить не хочет.
Документы есть.
Похоже - и познакомиться была не против ...
Поближе ...



Я дал ей ключ, и письмо к старушке-соседке.
Она мне стала писать мне письма из деревни, с намёками "между строк"...


Через некоторое время - соседка мне написала, что дамочка нигде не работает, и, с голоду, по ночам - пытается копать её  картошку.
Пришлось попрощаться с такой квартиранткой ..........




У друга был взят - у государства, бесплатно, на его имя, ещё восемь лет назад, в СССР - участок под строительство дома
Ещё когда они в бараке без удобств жили.
Начальник депо подарил, и привёз ему - строительный вагончик, и железные столбы.
Прислал камазы с бетоном.
Залил фундамент в канавы - которые выкопали, за копейки, пьющие друзья этого друга.

Я потом туда ездил - и помогал другу переставлять эти столбы - криво вкопанные друзьями.
Вкапывал все заново.





Осенью ещё в разные леса выезжал.
Разведал - по совету новых знакомых в соборе - хорошие клюквенники и брусничники - без всяких узкоколеек.
Иногда спал в лесу под дождём обернувшись только плёнкой - в летней одежде на траве.
Сшил из сумки минирюкзак - нашёл специализированный магазин, купил и поставил на сумку стропы, карабины, накладки на стропы.
Собирал клюкву и бруснику по выходным
Я смог брусники даже запасти немного для продажи зимой.
В какой-то таре заливал её водой - вместе с "лесным мусором" - спешил.

Покупателей летом и осенью - находил среди женщин в соборе.
Летом - на землянику - тоже.
Завёл хорошие отношения ещё и с "алтарницами" - пожилыми одинокими женщинами, работавшими в храме.
Производившими уборку в алтаре храма.
Своеобразными неофициальными монахинями.
К двум - ездил домой - оказывать мелкую помощь.
В квартире одной, и на участке при частном доме - другой.

Перед первой вылазкой в незнакомый лес - получил "заказ" на клюкву от матери друга-учителя.
Приезжал как-то - а его не было.
Родители - своеобразные.
Они не виноваты - но некоторая колхозно-деревенская туповатость.
Упёртость в привычные понятия.
По праздникам - охотно напивались.
Всё пытались сыну что-то внушать.
После того, как он сходил в армию - он их стал ненавидеть.
Буквально - выгонял из своей комнаты.
Запрещал мне с ними общаться.
Это - тоже уже было что-то не здоровое ....
Ну а он - их же сын.
Обозлился - после того, как его неудачно женили.



ДА  -  ЖЕНИЛИ     !!!!!!!!!!!    .................



Как неживую игрушку ...
Мягко говоря ........
В общем - в итоге все оказались странные ...
Жена у него - тоже попалась странная.
Её мама - с балкона выбросилась.
Сын друга и этой его жены - с ума сошёл.
Две семьи нездоровых людей свели своих нездоровых детей .......

В общем - мне с ним общаться осталось меньше двух лет ...

А тогда - его мама заранее попросила клюквы.
Я сделал разведрейд - и набрал попутно литра четыре.
Всё окупилось - и очень хорошо.
И - интересно.
Когда результаты твоего труда ждут приветливые к тебе люди - вдвойне интересно !

Всё сделали тайно !

Друг-учитель потом долго гадал - откуда у матери ягоды ...








Перед новым годом - к очередной новой шестнадцатилетней жене среднего брата друга-собаковода - приехали из деревни мать и подруга.
Семнадцатилетняя подруга  этой "жены" - тихо шныряла, как муха, и постоянно бралась помогать убираться.
Радовалась свободе от материнского контроля.
Ничего особенного они не творили.

По слухам - очень строгая мать её дома "загоняла".

Я очаровался ........


.



В     ТЕЧЕНИЕ     ГОДА     ВЫПИЛ   -



ПОЛ     БУТЫЛКИ     ШАМПАНСКОГО     В     НОВЫЙ     ГОД



ДВА     СТАКАНА     КАГОРА     НА     ПАСХУ



ПОЛТОРА     ЛИТРА     БРАГИ     И     ПОЛ     БУТЫЛКИ     ВОДКИ   -



ПОСЛЕ  ПАСХИ



.



А дальше - тут :  http://proza.ru/2021/10/01/1761



.



.



.



.


Рецензии