Смысл жизни - благодеяния для людей

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА НЕ СОСТОЯТЕЛЕН БЕЗ БЛАГОДЕЯНИЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ


Человек и история… Это не противопоставление двух различных понятий или их взаимоисключение… Названные понятия наполнены весьма сложным сочетанием смыслов, в которых «одно» вплетено в «другое» тесной и неразрывной материей жизненного процесса в пространстве и во времени в различных проявлениях, порой - судьбоносных. В ходе исторического развития общества человек, будучи свидетелем и участником происходящего, формирует (наполняет) фактор очеловечивания тех или иных событий, насыщая их фактическим смыслом, производя какие-то конкретные действия и поступки. Действия и поступки человека, как правило, мотивируются его внутренним восприятием мира, отношением к парадигмам разнополярных идеологий, генерирующих на конкретном этапе истории и на определённом общественно-политическом «поле» свои целевые программы, духовно-нравственными мерками его внутреннего «Я», личностными интересами, вкусами и предпочтениями (приоритетами) в сущностном.

     В реальности, человек разнообразен и многосложен в своих действиях и самовыражении. Если один излучает свет, то кто-то другой может стать причиной наступления тьмы (это образные сравнения). И выше в тексте мы не случайно привели выражение  «очеловечивание хода … событий». Именно фактор очеловечивания было и остается  наиболее важным в истории нашего прошлого, настоящего и будущего. А фактор злонамеренных действий человека, находящий резонансный отклик в среде подобных ему по уровню сознания и характеру людей, в том числе и добросовестно заблудших, всегда порождал трагедии и сопровождался, как правило, сложными испытаниями и различными катаклизмами в ходе человеческой истории.

     Я всегда удивляюсь тому, когда кто-либо (знакомый, однокурсник, друг, противник… не важно.. – отдельно взятое лицо) пытается преподнести себя «всему и вся» в роли учителя, всезнающего (это же не правда!) и правдивого во всём (это же глупость!). Этот тип людей мыслит так, будто бы каждый из них, с самого момента своего рождения на свет, приходит «к людям» непогрешимым учителем народа, общества… Жизнь на Земле могла бы быть намного печальней, если бы среди нас не было ещё людей иного склада мыслительной и поведенческой конституции, людей созидательной натуры, добрых и честных, совестливых и умных, целеустремлённых и ответственных в делах. И чем больше таких людей, тем больше надежды на эффект «стирания» и нивелирования «фактора» воздействия на историю «непогрешимых и всезнающих учителей», злых и агрессивных по своей сути, на саморегуляцию баланса противоположностей в обществе, на наше общее позитивное будущее, на «свет в конце тоннеля».

     В данном повествовании я намерен рассказать о человеке, которого я, без всякого сомнения, отношу к людям светлым, честным, совестливым, к тем, кто может очеловечивать наше «настоящее» своими поступками, мыслями и примерами из пройденной им жизненной дороги. Наш рассказ будет о Беслане Абдул-Разаковиче Зайнутдинове. В «советские времена» мне довелось в какой-то период работать вместе с Бесланом Зайнутдиновым в руководстве Ачхой-Мартановского района ЧР (тогда ЧИ АССР).

     Ввиду данного обстоятельства я могу говорить о нем непосредственно - через призму собственного мнения и личностного отношения. Много лет прошло с тех пор… Однако воспоминания и память о Беслане незыблемы – это человек совести, порядочности, честности…, настоящий интеллигент, в полном смысле этого слова. Лично для меня он являлся примером.

     В одном из своих мемуаров я описывал небольшой эпизод из прошлого, конца 80-х, где упоминается и имя Беслана Зайнутдинова.[1] Через год-полтора после этого события ситуацию в Ачхой-Мартановском районе начали «раскачивать» различные неформальные политические движения. Безусловно, в районе и Республике тогда существовали определённые причины для общественного недовольства, требовавшие, в том числе, и «народного» мнения. Но в любых социальных процессах, особенно  с политическим содержанием, всегда должны были учитываться национальные обычаи и правила этикета, так, чтобы они проистекали в рамках максимального соблюдения традиционных приличий и соответствующих отношений в обществе, не оставляя места для провокаций, межличностных и межродовых противостояний, что могло явиться их прямым и логическим следствием.

    Одним из центров общественно-политических претензий к существовавшей тогда в Республике власти стал Ачхой-Мартановский район. Сюда начали «наведываться» различные активисты неформальных организаций – Х-А. Бисултанов, С. Джамирзаев, Х. Ханкаров и др. Начали организовываться кратковременные митинги. В феврале 1990 г. в районном центре Ачхой-Мартан начался бессрочный митинг, требовавший отставки первого секретаря РК КПСС Базгиева Руслана. Ещё до начала этих событий было известно о политических намерениях «неформалов» осложнить ситуацию именно в нашем районе, сделав из него т.н. испытательный полигон. По моим предположениям, в «протестном событии» действовало три актора – внешний (Бисултанов Х-А., Кодзоев И., Сейнароев и др.), местный «№1» – новые претенденты на власть в районе и местные «№2» – люди, увлечённые сладкой риторикой неформалов, в том числе и добросовестно заблуждающиеся, а также и маргинальная часть населения. Власть, дабы избежать возможные жертвы и более глубокий и масштабный кризис, сознательно не пошла на обострение политической ситуации. Базгиев Р. покинул занимаемую должность и вскоре это место занял лидер протестного движения Гадаев Шепа. Некоторые из активистов и участников тех событий до сих пор считают, что они совершили нечто определяющее и значимое на то время. С моей же точки зрения, определяющим и значимым в тех событиях было только одно – то, что удалось чудом избежать жертв в сложившемся противостоянии. Это в то время, когда организаторам событий нужна была только местная власть, во что бы ни стало.  Так вот… К чему было сделано данное отступление. Я помню Беслана и в тех событиях. Своим поведением, позицией в этих процессах он никому не дал повода усомниться в своей порядочности, выдерживая ровную политическую и человеческую линию, не бросаясь из стороны в сторону. А примеров противоположного характера, из-за боязни потерять должности и насиженные места в аппарате власти, тогда было немало.

     С тех пор прошло много лет. Беслан Зайнутдинов сейчас живёт в Москве, а между тем, не теряет связь и с Чеченской Республикой. Только в недавнем прошлом я узнал, что Беслан пишет прекрасные стихи, пропитанные духом человечности, основанные на искренних чувствах, переживаниях, а порой и чистых, радостных эмоциях автора. Читая стихи Беслана, я легко нахожу в них его самого, его неподдельные взгляды на жизнь, тревоги за наше будущее, боль утрат и, конечно же, высокая личностная шкала ценностей.

     Некоторые поэтические произведения Зайнутдинова Беслана публиковались в недавнем прошлом на страницах журнала «Вайнах».[2]  Публикуются его стихи и в социальных сетях (Facebook). Очень надеюсь, что вскоре Беслан выпустит и сборник своих произведений.

     В одной из своих научных публикаций Тухтамишев Утан пишет: «Известно, что судьба государства, его подъем или падение во многом зависит от функционирования государственных институтов и деятельности должностных лиц (министров, эмиров и т. д.). Именно поэтому Амир Темур создал государственные институты как в центре, так и на местах, состоящие из способных, честных и сознательных людей. По его словам, государственные служащие, особенно министры, должны обладать четырьмя необходимыми качествами: 1) благородством и славой; 2) разумом и настойчивостью; 3) осведомленностью о положении народа и армии; 4) довольствием, терпением и миролюбем. …  Амир Темур не принимал на государственную службу эгоистичных, продажных, алчных людей и клеветников».[3] Эти выдержки из статьи Тухтамишева У. я привёл лишь для того, чтобы подытожить всё сказанное и отмеченное о Беслане Зайнутдинове в нашем тексте чуть выше. Могу сказать с уверенностью, что Беслан относится к той категории людей, кто соответствовал бы всем указанным выше качествам, требовавшимся в кадровой политике Амира Тимура, он один из тех, кому можно доверять значимое, общественное и народное.
 
     Ведя подготовку материалов для данного очерка, мы с Бесланом неоднократно связывались по телефону и другим средствам дистанционной коммуникации. И далее я изложу их (материалы), придерживаясь последовательности и той стилистической форме, какие у нас сложились в итоге всего.

     Итак… Беслан Абдул-Разакович Зайнутдинов. Родился 22 августа 1954 г.(в период депортации чеченцев и ингушей) в селе «Кольцовка» Урицкого района Кустанайской области, КазССР. Их семья вернулась на Родину осенью 1957 года. С 1961 по 1971 гг. учился в Валерикской средней школе. С 1972 по 1974 гг. проходил службу в рядах СА. Является офицером десантных войск в запасе. Образование – высшее (Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, завершил учёбу в 1979 г.; Институт пищевой промышленности (г. Москва), завершил учёбу в 1983 г.). Специальности по образованию: Социология-история, Экономист. Работал 1-м секретарём Ачхой-Мартановского РК ВЛКСМ, Заведующий отделом Ачхой-Мартановского РК КПСС, Инструктор отдела социально-экономического развития ВС ЧИАССР, Заместитель председателя Комитета народного контроля (утверждался Президиумом ВС ЧИАССР). Дале работал менеджером Делового центра Торгово-промышленной палаты РФ, Заместитель руководителя исполкома отделения Центрального округа г. Москвы Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». В настоящее время – пенсионер, поэт и публицист.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ:

Вместо предисловия к интервью предлагаю небольшой раздел, озаглавленный нами так:
ОСКОЛКИ МОЗАИКИ

Рассказывает Беслан Зайнутдинов:

     «Никогда не понимал - почему люди празднуют дни рождения? А нынче, в почтенном возрасте, тем более! —Какая может быть радость от сознания, что позади ещё год от столь стремительно улетучивающейся жизни... В чем заслуга «празднуемого»? —Ну, никаких же усилий с его стороны, чтобы появиться на свет! Более того - плач, крик, как правило, первая реакция на неожиданный глоток воздуха. Моё свидание с новым миром случилось утром, в воскресенье августа 22 числа 1954 года. Это моя мама потом мне рассказывала: «Было воскресенье 9-10 часов утра, с двумя красными двойками на листе календаря - баракатный был период - созревания хлебов, сбора фруктов и овощей!» — Меня это  последнее почему-то вдохновляло, как-будто сам был причастен к созданию того «изобилия» , и в душе с удовольствием записывал этот факт как свою заслугу - любим «халяву» присваивать! ... Родился я в Казахстане - в с. Кольцовка Кустанайской области. Говорят,что этого села уже нет... С трех лет жил и взрослел в Чечне, - в широко известном ( способствовали этому боевые исторические события времен Кавказской войны и одноименное стихотворение М. Ю. Лермонтова) селе Валерик. ... В связи с этим расхождением в жизненных обстоятельствах, часто, особенно в молодости, возникал вопрос - где родина? Это место, где родился, или , где рос, впитывая памятью и сердцем образы и запахи детского восприятия?— К вопросу о соотношении формы и содержания... Формально — родина — Кольцовка,где родился, но которую не помню и, которой уже нет... По сути - Валерик, где с детства жил, взрослел... И где корни предков. Но... все же... необъяснимое чувство «детской» обиды, что уже нет той Кольцовки... Как-будто меня обманули — лишили чего-то, хоть и незнакомого и туманного, но все же... моего  —неосознанно очень близко-родного, —того начала, к которому можно было бы возвращаться... Так, где же она,— родина? Вопрос, на который, боюсь, уже не получу ответа... Но... Мы все родом оттуда — из детства. Это то, что нас всех безоговорочно и искренно сближает. В детстве мы чисты и обнажены во всех смыслах, открыты до «оголенности» помыслов...и в той же мере уязвимы... Но мне симпатично это состояние : душу — не давит «груз» совести и «ярмом» не отягощено тело  — лёгкость, как «порхание бабочки»! ... Я всех вас люблю — мальчишки и девчонки моей далекой Страны Детства. Мы все—фон, атмосфера, действующие лица, герои этой кристально — чистой, по-детски наивной, но великой по искренней самоотдаче Сцены жизни! — той, что до острой боли в сердце родна, и от которой остались лишь осколки воспоминаний — разной величины, цвета и формы, но, все же, вместе составляющие одну целостную картину - лицо нашего детства... И лицо это для меня пронзительно родное и симпатичное:
Ко мне недавно детство заглянуло,
Волнуясь, на свиданье!
Торопясь,
Души созвучных струн оно коснулось,
Печали одиночества страшась.
Пугливой птицы лёгкостью впорхнуло,
Тоску и серость мыслей разогнав.
Вновь вдохновенье прежних лет вернуло,
Палитру ярких красок Расплескав:
Открылась вмиг безумно-озорная,
Весёлая, прекрасная пора.
И памяти осколки собирая,
Из воспоминаний Выткалась заря
Рассвета, что восторженно любуюсь
Издалека,
Во времени пройдя
Дистанцию почти прошедшей жизни, —
Души в том утешение найдя.
Теперь её картинки отмечаю,
Вновь в памяти их бережно ловлю.
И детство то далёкое встречаю ...
В воскресших чувствах — вновь я в нем живу! ...

     С 7 лет (1961-1971гг) обучался в Валерикской средней школе. Она тогда была одна, но —какая! С окрестных сел -Катар - юрта, Хамби-ирзе (тогда - Лермонтово), Шаами - юрта, Шалажи, Старого Ачхоя учились здесь дети. Украшением школы и ее притягательной силой был опытный, блестяще образованный преподавательский коллектив! Благодаря их по-настоящему самоотверженным стараниям ребята из нашей школы успешно выступали в районных, республиканских и, даже, союзных олимпиадах школьников! А выпускники поступали в самые престижные тогда в Союзе вузы - МГУ им. Ломоносова, МГИМО, МВТУ им. БАУМАНА Н. Э. и др. И, скажу нескромно, я учился неплохо - всегда был отличником, становился победителем районной олимпиады школьников по математике - это был мой любимый предмет. Далее - (ноябрь1972-ноябрь1974гг.) служба в рядах Советской Армии . Не могу сказать, что этот период времени благотворно сказался на процессе моего учебно-образовательного или профессионального становления, но, безусловно в возмужании, открытии новых горизонтов человеческого общения, расширении общего кругозора и обретении немало другого(полезного и... не очень) опыта -это была незаменимая школа познания и взросления. И—ВКШ при ЦК ВЛКСМ! (1975—1979гг) О! Это отдельная Песня! - Если считать, что песня - это синтез музыки, душевной поэзии и... плюс-уже от себя - уникальности. ... Попал я в эту Страну - Таинственный Остров совершенно неожиданно для себя. Но - все по порядку. После службы в армии у меня были свои планы насчёт дальнейшего образования, и пролегали они далеко в стороне от политической плоскости. Но, как говорится, «ни кажи - гоп...» (пусть простят украинцы за возможную ошибку в произношении-написании).

     ... Как-то вечером, в беседе со мной отец вдруг спрашивает - рекомендует - а не хочу ли я сходить в райком комсомола для беседы? Я опешил(про себя) - с какой это стати? И, чувствуя что-то для себя категорически неприемлемое, спросил : — «А зачем?»  — «Там тебе скажут. Советую послушать и отнестись серьёзно к предложению». Отец тогда работал в редакции районной газеты и ему часто случалось встречаться с руководителями различных служб, учреждений, хозяйств, организаций. На этот раз - с 1 секретарём РК ВЛКСМ. Разговорились - и обнаружилось, что я по всем анкетным данным (служба в армии, аттестат с отличием, и т.д.) подхожу для рекомендации в ВКШ при ЦК ВЛКСМ. Это был закрытый вуз в Москве - никаких сведений о нем ни в каких справочниках для поступающих в вузы не было. И система прохождения в студенты тоже была сложная - многоступенчатая: вначале мандатная комиссия проверяла личные дела на предмет допуска к собеседованию, затем - собеседование-пропуск к конкурсным экзаменам и, если отметки - сумма баллов- позволяют, ты  — студент. Единственное, что вдохновляло - это то, что вступительные экзамены там принимали на месяц раньше, чем в других вузах и, в случае неудачи, можно было успеть, не теряя год, попробовать свои силы в другом вузе. Я был против всем нутром! Хотя не очень смел вынести это в наружу - отец был строг! Я чуть не выл про себя. Но! Несколько перефразируя латинское на чеченский лад: «Отец суров, но он Отец!» Выручил старший брат: «Чего ты мучаешься? Будь умнее - не расстраивай отца-сдай документы, куда он хочет, а там - завали экзамен, и у тебя есть время сдать документы, куда планируешь." Я оценил эту хитро-мудрость! - И резко взбодрился настроением. ... Ох, как играет нами судьба! Мы такие самостоятельные и «вумные» хозяева судьбы! ... Не тут-то было... Отфильтрованные из 26 претендентов к собеседованию, мы впятером прибыли в Москву — В ВКШ при ЦК ВЛКСМ. ... Вам случалось из жарко-пыльно-скудной суровости попасть в благоуханный оазис? Нет? Мне тоже. Тогда другой пример: в фильме «Кин - дза-дза» герои из пустынно-нищенской планеты неожиданно попадают в благоухание цветов, садов, красивых манер и умных бесед, в тишину и покой... другой планеты... Примерно то же произошло и с нами... Кругом - парковая система садов, скверов, цветников. Закрытая, строго - пропускная система доступа на территорию извне, свой открытый спортивный стадион, закрытый спортивный комплекс со всеми необходимыми спортплощадями, и, главное — редким даже для Москвы — 25 метровым бассейном, сауной и кафе во всех корпусах общежитий - практически комфортабельных гостиниц!

     И — смех, веселье, музыка, - различная, разноязыкая — латиноамериканцы, немцы, французы, датчане, шведы, финны, поляки, японцы... практически - представители демократической молодёжи со всего мира... Мне стало любопытно, интересно, радостно...   и я решил немного подождать с «завалом»... Согласитесь, немного надо, чтобы сбить с толку – «принципов», тем более, если они только еле - еле проявляются как у меня тогда!? ... Собеседование прошёл успешно... Наши ряды поредели. Первый, второй экзамены - и осталось двое из республики...

     Третий... Пора! Надо завершать! Экзамен по истории. ...Никогда не умел, да и до сих пор так и не научился заранее обустраивать какие-либо вспомогательно-предохранительные меры к своим делам, требующим лишь собственных усилий, к примеру, как сдача экзаменов... То же самое и в этот раз. Проснулся, спокойно поспав, неспешно оделся, позавтракал в кафе на 1этаже и поплелся в учебный корпус. Навстречу - одиночки и группки абитуриентов-радостных и не очень, грустных и «несчастных», болтливых и молчунов. Но они уже возвращаются, «отбарабанив» свое. Оказывается, многие заранее узнали, что проректор ВКШ АФАНАСЬЕВ Ю. Н. - весьма строгий товарищ, (тот самый, ставший впоследствии известным политиком : его знаменитое –«агрессивно-послушное большинство») собирается посетить экзамен . Уточнили, что это произойдет к обеду, и поэтому с утра поспешили на экзамен. Не знал, как мне показалось, только я. Зато, как точно «поймал» его визит! Зашёл в аудиторию, где заседала экзаменационная комиссия, взял билет, присел, просмотрел вопросы - проблем не было - я готовился поэтому же предмету в «свой вуз». Да и к чему стараться, коль надо завершать «игру». До меня в очереди на "сдачу" оставалась ещё одна девушка, - я ждал... Но... вдруг отворилась входная дверь, и с шумом, в окружении группы адьютантско-ассистентской «подмоги» ворвался «страх и ужас» не только абитуриентской «пичужной братии», но и самой экзаменационной комиссии... Афанасьев! Присел за свободный, кажется, для абитуриентов, столик, осмотрел всех и басом: «Так, кто у нас следующий?» А «следующей» была, как я уже отметил, та девочка, но она так умоляюще посмотрела на меня (в случае, если я к Афанасьеву, то она к  — экзаменационной комиссии - спасалась!), и я, такой орёл : «Ну и, что —что Афанасьев!» Я тоже — «здесь вам не тут!» — «я ему покажу»! (Интересно, что я мог ему показать, кроме своей «тонкошеей» наглости и «тощегрудой» дерзости, до сих пор ума не приложу. Но - главное – «показать» ... Конечно, не «кузькину мать», но что-то подобное... Мне тут, конечно, было бы сподручно перед читателями спекульнуть,- мол, хотел показать лицо и достойно представить свой народ и т.д. и т.п... - к сожалению, не этими благородными порывами руководствовался полный амбиций и хвастовства юнец, решивший «поразить» в самое сердце светило отечественной исторической науки своими «безгранично-широкими» познаниями. И ведь, по сути, удалось (вот-те и ирония судьбы - как она, издеваясь, хохотала, видимо, надо мной!)

     Не знаю, куда и чем я его «поразил», и «поразил ли» вообще, но послушав план ответа на первый вопрос, задав несколько дополнительных вопросов, предложил ответить на второй, и потом даже похвалил: «молодец!» - поставил «отлично» - и... ушел! Выходит, Афанасьев Ю. Н. приходил специально, чтобы самолично принять у меня экзамен! Как бы то ни было, я уже решил - Судьба! Вернее — ЕЕ очередная гримаса. И не стал более мудрствовать, - сдал оставшийся экзамен - и прошёл по конкурсу! ... Мысль уйти, все-таки, не исключал: думал - дай-ка погляжу, что дальше.

     ... Учёба в «царскосельском придворном лицее» (как в узком кругу мы называли свою альма-матер) - это отдельная история. Формат повествования не позволяет подробно останавливаться на ней. Однако, некоторые особенности все же придётся выделить. Прежде всего - это «население» автономной территории - почти все (студенчество - полностью и часть преподавателей) постоянно проживали в пределах, как сказали бы нынче, «кампуса» - благо, здесь были созданы прекрасные условия для жизни-быта, учебы, спорта, досуга! По сути - это был «городок в городе», причем, «городок» был гораздо лучше обустроен и оснащён, чем сам «город»! А как же! — студенчество состояло из «цвета» молодежи, представлявшей почти все континенты, цвета которых отражены в олимпийской символике... Тем, кто хоть в какой-то мере был причастен к изучению  истории, археологии, антропологии, историографии, не могут быть незнакомы фамилии - имена светил отечественной исторической науки - Алексеев В. П., Буганов В. И., Афанасьев Ю. Н., Мальков В. Л. , Сироткин В. Г. - далеко не весь список знаменитостей, обучавших нас исторической науке разных периодов и народов. Философия, психология-личностная и социальная, социология, этика, эстетика, логика, экономика, очень интенсивно-политэкономия, литературоведение (здесь стоило бы отдельно остановиться на личности талантливейшего Учителя, нынче - Заслуженного деятеля НАУКИ РФ и известнейшего литературоведа , честного и принципиального человека - АГЕНОСОВА ВЛАДИМИРА ВЕНИАМИНОВИЧА, - О нем —отдельно! ), ораторское искусство ....(далеко не весь перечень дисциплин) - меры целенаправленного «идеологического воздействия» — они составляли, можно сказать, ядро (конечно же, наряду с предметами по комсомольскому и партийному строительству) учебно-образовательного процесса в Школе. — Главное, происходило это в атмосфере демократично-свободного творческого обмена мнений-дискуссий на семинарских занятиях и других формах общения. — Причем, почти обязательно требовалось использование дополнительной литературы –«школярная» зубрежка учебников преподавателями не поощрялась(чтобы не сказать-презиралась). Приходилось «копаться» в богатейших библиотеках столицы с тем, чтобы приводить альтернативные («буржуазных идеологов») аргументы в спорах-дискуссиях, отстаивать всерьёз «ИХ нравы» и взгляды на различные темы «ортодоксально – верного» учения. Такой свободы высказываний своих мнений, без каких-либо политических или дисциплинарных последствий за пределами Школы я уже больше не наблюдал! Но была и внештатная сторона обучения - систематические встречи-лекции с лидерами - руководителями зарубежных политических партий (Родней Арисменди, Луис Корвалан... ), с знаменитостями  — зарубежными политическими борцами рабочего движения (Анджела Дэвис, Дин Рид...), с известными советскими писателями (Ч. Айтматов, Н. Думбадзе, И. Друцэ и др.), с выдающими спортсменами, артистами театров и кино...и много-много другого, что постоянно массировало и формировало(или - деформировало) мягкие мозги ошалелого юношества... В результате - какой бы социально-политической ориентированности ни был «выход продукции» - со знаком «+» или «—»  (были и такие) к существующему идеологическому типу, но он был практически всегда информационно «качественно начинен». А критерий, как известно, — время... практика... Хотя тоже спорно! - смотря каковы объемы этих пространственно-временных отрезков. ... Время — «Категория объективная» - утверждает один мудрец.. Другой же, наверное, не менее мудрый, - сомневается, - говорит: «Все - относительно!» — Ситуация : клинч мудрых изречений! Третий же, который и мудр, и прагматичен в одном лице, сглаживает остроту конфликта: «Все индивидуально - субъективно!» И где же истина...? Уверен - в том, что её - ( проглочу возможное — «банально!») — АБСОЛЮТНУЮ - не найти в сфере философско - научных изысканий! — Это «сизифов труд!» — «нельзя обнаружить в темной комнате черную кошку, тем более, что её там нет!»  А истину обретет - это мое незыблемое убеждение - лишь верующий, настойчивый в своей устремленности постигать глубину мудрости СЛОВА ТВОРЦА — Либо ТЫ проходишь СКВОЗЬ Время , будучи верен ЭТОЙ ЦЕЛИ! Либо Время (и соответствующие ему обстоятельства - постоянные в своей изменчивости) проходят СКВОЗЬ ТЕБЯ (не обретшего устойчивости в ИСТИНЕ) , смакуя твою мягкотелую(или тщедушную) податливость...

     ... Потом, через много лет, когда я сам уже был загружен взрослыми заботами, Отец напомнил мне о том своём для меня «драматичном» настоянии. Откровенно говоря, я был поражен! - считал, что это им забыто, как мимолетная мелочь, не достойная даже случайного взгляда. Но... он как бы продолжил тот самый двадцатилетней давности разговор с того самого места, будто и не было этого временного перерыва: «Тогда ты послушался меня и сделал так, как я настоял, хотя сам в душе и не хотел этого. В силу своей неопытности ты не мог знать - везде в этой сфере при приёме на учёбу господствовали «блат» и взятки - и я считал своей обязанностью оградить тебя от этой  наживки - мерзости, или же, чтобы она не «подмяла» тебя в самом начале твоего становления». ...Все эти годы, оказывается, Отец нёс в себе этот груз «вины»! Мы же эгоистичны, сконцентрированные на своих желаниях!

     Далее  - «Суха теория, мой друг, А древо жизни пышно зеленеет!» ... В жизни, как известно, все взаимосвязано.

     И конец, и начало, хоть и антагонисты по форме (положению), по сути - звенья в общей цепи - они лишь плавно перетекают друг в друга, и каждая из этих категорий становится своей противоположностью: конфликт зреет внутри, в утробе «начала», превращая его в  «конец», который, в свою очередь, постепенно превращается в «начало», но уже чего-то нового... И так без конца... Или, в нашем случае, до конца... этой жизни. — Закон отрицания отрицания! Конец учёбы - начало... ... Проза трудовой деятельности стёрла блёстки-краски с очей «оромантизированного» юноши... В этом и есть, наверное, диалектика - мудрость жизни - в смене «декораций» – фона собственной сцены и сопровождающей соответствующей атмосферы. ... Вспомнилось к месту: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, — а по ним ходить!»  ... И вновь — Начало... учёбы - практической работы, трудовой деятельности - основного длительного жизненного процесса, связанного со сменой сцен, декораций жизненных постановок и ролей в них, накопления опыта и соответствующих навыков: работа в комсомоле - 1й секретарь Ачхой-Мартановского РК ВЛКСМ ,затем - деятельность в партийных органах - заведующий идеологическим ОТДЕЛОМ Ачхой Мартановского РК КПСС, и - переход на советскую работу - ведущий специалист отдела социально-экономического развития Верховного Совета ЧИ АССР, на заседании Президиума которого в начале августа 1991 был утверждён на должность заместителя председателя Комитета Народного Контроля республики - но... высокое должностное место, как, собственно, и КНК, да и вся система управления - скоропостижно упразднились — случилось или, уместнее, грянуло 19 августа и за ним — бурлящая стихия (не могу до сих пор судить - насколько осознанная, но точно - бурная) — протестное социальное «творчество народных масс» . И, как обычно случается в порыве «ярости благородной», «вместе с водой выплеснули младенца!» —немало (если не все) толковых и порядочных высококвалифицированных работников лишились работы, а вся организационная система государственного руководства, экономического управления была просто смята, снесена.

     «Народные массы», недовольные, на их взгляд, «нерадивостью» и «непатриотичностью» правящей власти, ведомые лидерами, жаждущими «непременной и срочной справедливости, счастья и процветания» в отдельно взятой «Стране», сбросили на обочину истории весь состав и систему «недееспособной...» власти. В результате, —КАК ИТОГ, ... ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ К МИРНОЙ ЖИЗНИ (И В ПРЕЖНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС ) ПРОБИВАЛСЯ ЧЕРЕЗ НЕИМОВЕРНЫЕ МУКИ, ОГРОМНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ И СТРАДАНИЯ, ДОЛГИЕ И ЖЕСТОКИЕ ГОДЫ ИСПЫТАНИЙ, ЧЕРЕЗ ГОРНИЛА ПРОЖОРЛИВЫХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНО - ОТВРАТИТЕЛЬНЫХ, ГРЯЗНО-ВОЕННЫХ КАМПАНИЙ...»

Беслан, что было дальше…, потом?

Ответ: В дальнейшем - Москва - работа в Деловом Центре Торгово-Промышленной Палаты РФ, затем — Зам. руководителя Исполкома Центрального Округа г.МОСКВЫ Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», которую покинул в начале 2008 года из-за НЕСОВМЕСТИМОСТИ ВЗГЛЯДОВ НА ЖИЗНЬ, заявив о своём НЕДОВЕРИИ её деятельности : декларации партии в корне расходились с ее практическими делами, направленных сугубо на обслуживание интересов госчиновничьей верхушки. И, после некоторого периода «свободных художеств» в условиях «дикого капитализма» —  ПЕНСИОНЕР! ЖИВУ ПОЛЕТАМИ ВО СНЕ И НАЯВУ: МОСКВА-ГРОЗНЫЙ (ВАЛЕРИК) - МОСКВА. И почему-то до сих пор настойчиво преследует ВСЕ ТОТ ЖЕ (ИЗВЕЧНЫЙ) ВОПРОС, который остался в памяти ещё с юношеского прочтения «Клима Самгина» М. Горького.

Беслан, давай чуть о философии… Что можешь сказать о жизни, времени и ценностном?

Ответ: «Две вещи бесконечны - Вселенная и человеческая глупость, и я ещё не уверен насчёт Вселенной!» — пишут, что это сказал Эйнштейн. Не считаю себя вправе комментировать высказывание знаменитого учёного о пространственных масштабах , но в части, относящейся к людям, могу подтвердить на собственном примере : стоило тебе, 1алви, в своих высказываниях обозначить мою некоторую «состоятельность» в творческой среде, так я тут же обнаружил в себе готовность согласиться с этим.) Возможно, что ты имел в виду другое, но я услышал то, что хотел услышать!) И, если бы не мое врождённое чувство иронии (в том числе, к себе) и склонность к трезвой самооценке , я бы устремился за головокружительно-сладким соблазном примерить на себе столь притягательный образ обитателя Парнаса, всадника Пегаса, любимца Лиры, Музы, Каллиопы в одном лице! — Как падко человеческое ЭГО на «самовозвышающий обман» ! Сколько в жизни мы читаем, слышим мудрых, красивых...мыслей, но чаще запоминаем из них те, что в какой-то мере сообразуются с личным пониманием того, о чем идет речь! — Предпочитаем свое преломление этих общепризнанных мудростей! И в зависимости от восприятий или предпочтений, они оставляют в нас свой временной (долгий или короткий) след.

     Поэтому - многое приходит и уходит бесследно после некоторых эмоциональных мгновений восхищения - редко, что остаётся в нашей практике. НО! ... Иммануил Кант : «Две вещи поражают моё воображение : звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас».— С молодости запомнилось и осталось во мне - не только в памяти, но и в раздумьях о жизни, о себе, о вечности... Каждый период взросления сопровождался некоторыми коррективами в понимании смысла этого вывода-наблюдения. И до сих пор не могу сказать, что сложилось окончательное, завершенное мнение в связи с его пониманием. Да! Здесь: созерцание, впечатление, эмоциональный вывод! Здесь и призыв увидеть, сконцентрироваться... Но не дано, что вполне понятно, конкретное направление практического применения - то есть, нет определенности в том, что делать, как использовать это "озарение" конкретно с реальной пользой. Каждый, в зависимости от духовного, эмоционального склада или интеллектуальных особенностей, воспринимает это по-своему. А вот — хадис Пророка (С. А. С) : «Если скажут (тебе), что гора сдвинулась с места - можешь поверить. Но не верь, что изменился нрав, характер человека!» Другой: «Сабр(выдержка, терпение) —половина иймана» («собар - ийманан ах») и «чистота —половина иймана». «ц1ано — ийманан ах») Затем: «Лишь ущемляя себя (ограничивая, уменьшая старания для дунйа) в этой жизни, улучшишь свой удел в будущей (в Вечности - ахирате) И лишь ущемляя себя(снизив активность для успеха) в ахирате, ты увеличишь «урожай» обретений в дунйа» - («Дуьненна иэшам биний бен, эхарт лог1ар дац, Эхартана иэшам биний бен,дуьне а лог1ар дац!») — выбор приоритета за каждым из нас! Не случайны все эти упоминания. Мудрые высказывания, красивые мысли, которыми предварил это вступление - впечатляют, украшают, обогащают эмоциональную, интеллектуальную жизнь, призывают задуматься, - т. е., больше затрагивают, «ублажают» ЭГО (нафс). А теперь сравним: с какой математической точностью выверены формулы, необходимые для духовного совершенствования верующего, в хадисах ПРОРОКА (С. А. С). В первом приведенном нами хадисе - характер, нрав человека - неизмЕнен! — То есть, особенности НАФСА неискоренимы, - значит, их нужно и можно «обуздать»! Как?— Укрепляя ИЙМАН через развитие САБР и  ОЧИЩАЯСЬ от скверны как духовно, так и физически! (2-й хадис). При этом надо понимать, что выбор приоритета за тобой: дунйа или ахират (подчёркиваю: выбор приоритета, а не полное отрицание или выбор какого-либо одного) — (3-й хадис) Для духовного развития, совершенствования, сохранения чистоты души (РУХЬА) необходимы не только знания, но и практические шаги по их реализации. — Именно в «совершенствовании нравственности» и заключается миссия завершающего Посланника (С. А. С)! Спешу сразу успокоить 1алимов - я не посягаю на сферу их привилегий по обучению, далёк от того, чтобы претендовать на роль наставника, знатока Исламских наук. Всё, что сказано - это лишь моё скромное мнение - не более. Сознаю, что могу ошибаться.

     И, если это так, искренне прошу АЛЛАХ1А простить меня за все допущенные ошибки и наставить на правильный путь! Все эти примеры я привёл для того, чтобы сказать: КОЛЬ СЧАСТЬЕ — ЦЕЛЬ, И ИЗВЕСТНЫ ВЕРНЫЕ СРЕДСТВА ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЙ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ИХ В ПОЛНОЙ МЕРЕ, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ НА СОМНИТЕЛЬНОЕ! Наши труды в процессе обучения, образования не пропадают зря - результаты находят свое применение: во-первых, в повседневной профессионально-производственной деятельности, и, во-вторых, на мой взгляд, - становятся важным фактором в постижения глубины МУДРОСТИ СЛОВА ТВОРЦА, СУННЫ ПРОРОКА (С. А. С). Овладение науками, которые мы называем «светскими», на самом деле - это ступень, хорошая подготовка к пониманию ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ, раскрывающих нам смысл и пути достижения счастья в бренной жизни и в Вечности - ведь, не подготовив соответствующим образом «почву для посева, не жди хорошего урожая»! — Уместно, наверное, напомнить и нашу народную мудрость: «Лаг1арчу т1ег1ана т1етовжуш бен, лакхарчу т1ег1анат1е ца волу» ( Лишь опираясь на предыдущую ступеньку, поднимаешься по лестнице).

Беслан, расскажи о своих приоритетах в литературе (научной, художественной…), об авторах, произведения которых ты ставил на первое место в своих познаниях и творческих интересах.

Ответ: Говоря о науках, мы имеем в виду и гуманитарные, не исключая из этого ряда литературоведение, представленного, в числе других направлений, и художественной литературой. Её действенное влияния на развитие личности нет необходимости доказывать. Другое дело, как и кто это использует. Я хорошо помню свою первую книгу, которую я взял в школьной библиотеке, будучи первоклассником. — Она называлась «А БАОН КЕРЛА КОСТЮМ». Это было время активной дружбы с Китаем, и много было книг о жизни народа этой страны. Так я впервые познакомился с технологическим процессом изготовления костюма для китайского мальчика, которого звали А БАО: шерсть с овец, - пряжа - нити - ткань - костюм. Текст в книге был переведен на чеченский язык. Тут надо отметить, что родной язык мы изучали в школе с первого класса, даже предметы: чтение (АБАТ), арифметика - тоже велись на НЕНАН МАТТАХЬ (РОДНОМ ЯЗЫКЕ). (Это потом понемногу они стали сокращаться, исчезать. Помню бланки свидетельств о рождении, выданных уже в ЧИАССР, заполненные на русском и чеченском языках, аналогично оформленные свой первый паспорт и трудовую книжку.) Советскую чеченскую литературу мы изучали до конца обучения в школе и сдавали по нему экзамен. Первые впечатления от «Аьчган борз» (Железный волк) - сказка в стихах Х. Эдилова. Совсем ещё мальчишкой я ждал выхода каждого номера районной газеты, на последней странице которой печатались её части. Поэзия и проза А. Мамакаева, С.Бадуева, Х. Ошаева, С-Б. Арсанова, А. Айдамирова, Р. Ахматовой... Я бы назвал имена всех наших талантливых, замечательных мастеров художественного слова - великих представителей своего народа! Но, согласись, как бы потом мы ни зачитывались умными книгами, ни увлекались новыми, актуальнейшими идеями и их выразителями, самые яркие, неизгладимые впечатления остались от первых детских прочтений! А потому в русской литературе - прежде всего А. Пушкин, М. Лермонтов..., потом уже и А. Блок, А. Ахматова,Н. Гумилев, О. Мандельштам и, конечно, Б. Пастернак, что никак не умаляет значимости влияния замечательных поэтов и прозаиков 19-го и 20-го веков, имена которых мы вспоминаем с большим уважением и благодарностью. Из зарубежной литературы, помимо детских любимцев-писателей (А.Дюма , Ж. Верн, Диккенс...), а затем – Д. Лондон, О. Генри, М. Твен, В. Гюго, Т.Харди..., представители «потерянного поколения» — Э. Ремарк, Р. Олдингтон, Ф. С. Фицджеральд, Т. Вулф, Э. Хемингуэй, А. Барбюс, Дж. О'Хара... Ты понимаешь, что я привел эти имена в какой-то мере условно, так как произведения великих классиков (и наших, и западных) художественной литературы так или иначе стоят особняком.

Какую бы ты отвёл роль воспитанию в семье?

Ответ: Начало всего…, - также и становления личности, - зарождается и формируется (я в этом убежден) - в семье! На «зачатки-ядро» юного человечка за порогом родного дома накручивается «лента» тропинки, а затем и «полотно» жизненной дороги. ... Отец говорил : «Спеши делать добро, помогать нуждающимся, пока ситуация (твоё положение в обществе и силы) благоприятствует.— Используй в настоящем свои возможности – ведь «завтра» может и не наступить, или могут измениться обстоятельства». И еще: «Только отставив свои интересы (отодвинув свои дела с первого плана), ты сможешь помочь другому». И : «Лишь ущемляя себя, (неся материальные, физические и др. издержки) преуспеешь в благодеяниях для людей». (Хьайнарг т1аьхьатеттина бен, нехан г1уллакх далур дац. Хьайна иэшамбеш бен, нахана г1о а далур дац). Я это помнил всегда и старался следовать им в жизни в меру своих скромных сил и возможностей.

                * * * * *

1. Дахо А.А. Анатомия распада СССР: Первые трещины в тоталитарной системе // http://proza.ru/2021/05/24/1294;
2. Беслан Зайнутдинов. Осень жизни. Журнал «Вайнах», №2. 2020;
3. Тухтамишев Утан. Государство Амира Темура и аппарат его управления. Научный журнал «АРХИВАРИУС», № 8 (53)/2020. Стр. 8;


Рецензии