Род Кузнецовых и Пензенские усадьбы

Дед владельца усадьбы и главы большого семейства Фёдора Дмитриевича Кузнецова по имени Семён был крестьянином села Борисовки. В 1810 году он переезжает в Пензу, где арендует у города место под строительство деревянной лавки и начинает торговлю красным товаром.
 
Его сын Дмитрий Семёнович (1777–1830) дело отца расширил и уже своим трём сыновьям – Ивану, Григорию и Фёдору оставил хорошее по тем временам состояние в виде наличного капитала, лавки с большим запасом товаров и упомянутого уже двухэтажного деревянного дома в Драгунах.
 
Три брата Кузнецовых будут жить здесь одной семьёй (3 брата + 3 жены + 12 детей) и вместе вести неразделённую торговлю.

По воспоминаниям Александра Кузнецова: «раздел же между братьями произошёл не из каких-либо распрей и недовольства, а лишь в силу того, что всем вместе жить стало тесно, и дело торговое после Крымской компании и особенно после эмансипации 1861 года быстро росло и крепло. Старший из братьев, Иван Дмитриевич, в это время уже помер, и его дочери Матрёна и Александра вскоре были выданы замуж. Итак, раздел произошёл в начале семидесятых годов, собственно между двумя братьями Григорием и Фёдором».*

Братья Фёдор и Григорий Дмитриевичи возведут себе по дому на улице Московской: сначала Григорий (№ 49), а затем Фёдор (№ 39).
Но по дореволюционным документам оба дома будут именоваться как «усадьба Кузнецовых на улице Московской», это и будет причиной казуса, случившегося уже в советское время. Эти две усадьбы перепутают.
 
Дело в том, что городская власть, расчистив весь средний квартал улицы Московской от архитектурного капиталистического наследия, оставит лишь одно здание под номером 39, как она полагала – памятник истории, где в 1918 году находилась редакция чехословацкой коммунистической газеты «Чехословацкая Красная Армия». Вот только она находилась в доме № 49… Таким образом, благодаря ошибке «архитектурных чистильщиков», мы сейчас можем видеть именно это единственно сохранившееся здание среднего квартала Московской улицы – памятник истории и купеческого быта старой Пензы, а теперь вот можем и читать о судьбе его обитателей.

Григорий Дмитриевич, купец 2-й гильдии, имел от первого брака сыновей Андрея, Алексея и дочь Елену. И от второго брака Анастасию и сына, тоже Алексея, в отличие от старшего называемого младшим.

После смерти Григория Дмитриевича два его сына, Андрей и Алексей (старший), проторговав и прожив вместе лет десять, тоже разделились: Андрей остался в доме и магазине отца (д. 49 на Московской), а Алексей в 1884 году купил себе большую бывшую усадьбу Загоскиных на углу Дворянской и Садовой улиц и открыл лавку с мануфактурой и пряжей на базаре в Красном ряду.
 
Усадьба Алексея Григорьевича Кузнецова, который жил здесь с женой, тремя дочерьми и холостым братом Алексеем младшим, имела размеры в ширину 55 м по улице Дворянской и 300 м – по улице Садовой. С 1886 по 1910 год она активно перестраивалась: появился одноэтажный деревянный жилой дом на улице Дворянской, затем был выстроен деревянный жилой дом с двенадцатью окнами, выходящими на улицу Садовую, а рядом с ним – кирпичная прачечная. И наконец, в 1910 году в самой верхней точке усадьбы вырос самый красивый дом усадьбы, украшенный львиными головами и геральдическими эмблемами (в советское время – корпус макаронной фабрики).

ПРИМЕЧАНИЯ:

*Кузнецов А. П. Моя родословная, Неоконченные воспоминания // Журнал «Земство». № 3. 1995.


ДАЛЕЕ: http://proza.ru/2022/01/21/582


Рецензии