Фёдор Дмитриевич

Продолжая дело отца, Фёдор Дмитриевич с братьями занимался в Пензе мануфактурной и меховой торговлей. За товаром ездил на ярмарки и продавал на базаре и в собственном магазине. Но помимо торговли имел и другие увлечения.

Очень он любил и коллекционировал певчих птиц, клетки с которыми украшали его магазин, знал толк в лошадях, в больших цепных собаках. Он не пропускал ни одной конской ярмарки, часами любуясь лошадьми, оценивая их и иногда покупая, а чтобы посмотреть на хорошего цепного пса, не ленился ходить на конец города. Об этих своих увлечениях он мог рассуждать часами.
 
Но любимым детищем его жизни стал новый дом. В то время, когда дом строился, Фёдор Дмитриевич делом уже не занимался, предоставив право вести торговлю своему старшему сыну Петру.
 
Целые дни проводил он на строительной площадке, вникая во все мелочи, а в магазин если и заглядывал, то лишь скуки ради. Внук, Александр Петрович Кузнецов, так вспоминает деда: «Дедушка любил перед ужином выпить рюмки три-четыре водки, настоянной на какой-то траве и называемой «Миневич». Он пил и закусывал не сидя за столом, а подходя к шкафу, отворял его, наливая себе рюмку этого «Миневича», выпивал её и тут же закусывал грибочками или чем-либо острым. Потом принимался ходить взад и вперёд по столовой, сложив на груди руки, просунув пальцы одной руки в пальцы другой и вертя всё время большие пальцы. Походив этак минут десять, он опять подходил к шкафу, наливал опять рюмку «Миневича», выпивал, закусывал и опять принимался ходить взад и вперёд, очевидно, что-то обдумывая и вычисляя. В это время у него в голове засела одна только дума о скорейшем окончании постройки дома и о переезде в него».
 
После смерти Ивана и Григория, Фёдор Дмитриевич остался старшим в роду, «которого племянники уважали и всегда прибегали за советом и поучением».

Жена Фёдора Дмитриевича Кузнецова Феодосия Ивановна, урождённая Чернышёва к моменту постройки нового дома была, по описаниям знавших её людей, простой, доброй и очень религиозной старушкой. Она страдала пороком сердца, поэтому поездкам в гости и театры предпочитала домашние заботы. Несмотря на то, что образования Феодосия Фёдоровна не получила, была грамотной, много читала как светские, так и духовные книги.  На все православные праздники её можно было встретить, нередко с детьми и внуками, в церкви женского монастыря на Троицкой улице.
 
Ещё в старом доме Кузнецовых, и без того тесном от большого количества домочадцев, постоянно гостили разные бедные старушки и монашенки. Детей у Фёдора Дмитриевича и Феодосии Ивановны родилось много, но до взрослых лет дожили: Пётр, Елизавета, Мария, Екатерина и Павел. Причём, Павел (все домашние его звали Паня) был почти ровесником и сотоварищем по детским играм своему племяннику Шуре, крёстным отцом которого был дед Фёдор Дмитриевич. Вот такими крепкими были эти семейные узы.

ДАЛЕЕ: http://proza.ru/2022/01/21/587


Рецензии