Король вездеходов

Сегодня на Первом канале покажут фильм о выдающемся конструкторе автомобилей, создателе первого отечественного джипа, уроженце г.Томска Виталии Грачеве.
Грачева при жизни называли "королем вездеходов". Долгое время в этом виде советского автомобилестроения ему не было равных. Достаточно перечислить основные его разработки: "ГАЗ-61" - первый отечественный полноприводной автомобиль, который в варианте с закрытым кузовом занесен в Книгу рекордов Гиннесса, "ГАЗ-64" - первый советский армейский джип, созданный Виталием Грачевым накануне Великой Отечественной войны, "ГАЗ-67" - знаменитый "Иван Виллис", конкурент американским внедорожникам военного времени, "ЗИЛ-135", автомобиль-амфибия "ДАЗ-485", передвижной ракетный тягач "Ураган", автомобильные комплексы для спасения космонавтов... Удивительный человек с неиссякаемым запасом творческих инженерный идей, он все свои модели вначале испытывал сам, участвуя в фантастических по сложности испытаниях. В середине 30-х годов он участвует в пробеге по пустыне Каракум (об этом пробеге потом будет снят художественный фильм "Директор", на съемках которого погибнет известный советский актер Евгений Урбанский), в конце 30-х он лично демонстрирует свою разработку "ГАЗ-61" Сталину, Буденному и Ворошилову в Кремле. В годы войны он неоднократно выезжает на фронт, чтобы своими глазами увидеть, как в боевых условиях работают его джипы "ГАЗ-64" и "ГАЗ-67".
Его машины были любимы в Красной Армии. На "ГАЗ-61" по военным дорогам ездили советские военачальники - маршалы Жуков, Конев, Рокоссовский. Джипы Грачева по многим параметрам превосходили американские аналоги, в армии даже устраивали испытания, сцепив тросом "ГАЗ-64" и "Виллис". Побеждал отечественный внедорожник!
После войны "ГАЗ-67" продолжал ставить рекорды, первым из автомобилей забравшись к "Приюту одиннадцати" на Эльбрусе и будучи заброшенным на дрейфующую полярную станцию.
В 60-х годах, во времена интенсивного освоения космоса, по поручению академика Королева СКБ Виталия Грачева создает поисково-эвакуационные установки для обнаружения и эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов.
Всего конструктор Виталий Андреевич Грачев создал более 70 видов автомобильной техники.
У томичей есть все основания гордиться своим земляком. Виталий Грачев родился в Томске в январе 1903 года в семье крупного томского рыбопромышленника. Когда "компетентные органы" узнали о его происхождении, он был вынужден оставить четвертый курс Томского технологического института, отправился в Горький, на автомобильный завод, где прошел путь от рабочего до ведущего конструктора. После войны Грачев работал на Днепропетровском автомобильном заводе, а потом - и до конца жизни - на ЗИЛе. Дважды за свои разработки он получал Сталинские премии. Скончался Виталий Андреевич в Москве в марте 1978 года.

Сегодня ОРТ покажет документальное повествование о выдающемся томиче. Фильм "Запредельный конструктор" под рубрикой "Тайны забытых побед" смотрите на Первом канале в 14.30.
 
2003 г.


Рецензии