Игрушечный мир на ощупь

В такую ситуацию я, кажется, ещё не попадала. Я столкнулась с хорошими людьми, и мне понятна гуманистическая и просветительная сторона идеи проекта, но, как поступить с внутренним отторжением? Или, как говорится, сердцу не прикажешь?
Речь идёт о проекте «Мир на ощупь».
- Проект уникальный, - сказал мне зрячий коллега, когда мы готовились к поездке. – всё продумано до мельчайших деталей. Гидами работают только продвинутые незрячие обязательно с высшим образованием, нашедшие своё место в жизни.
Я вспомнила свой скепсис, когда ехала в ресторан «В темноте» и как была очарована обаятельным незрячим официантом Георгием, как, впрочем, и рестораном в целом: от концепции до вкусной еды.
Короче, решилась поехать и посмотреть, как представляют зрячие этот самый мир на ощупь.
Жуткая крутая лестница в здании энтузиазма никому не прибавила. Было даже желание просто уехать.
Как потом оказалось, подобное действие было бы встречено не вовсе без удовольствия.
Своим приездом мы поначалу напугали как администрацию, так и экскурсоводов. Однако, с уважением и благодарностью хочу отметить, что если коллеге и довелось встретить недопонимание со стороны персонала: зачем слепоглухим такая экскурсия? То я этого никак не прочувствовала.
- Наташа, с тобой здоровается администратор Наталья. Она рада приветствовать тебя как тёзку.
- Наш проект существует с 2015 года. Основатель -  зрячий Анатолий Мошкович.
- Незрячие участвовали в разработке проекта?
- Мы консультировались с ними, это обязательно.
- Наталья, наверняка к вам приходят в основном люди с нормальным зрением, а для чего?
- Чаще всего, приходят, действительно люди без инвалидности. Недавно была слепая посетительница, но это большая редкость. Среди слепоглухих Вы первая.
Мысленно хвалю себя за храбрость. Ну люблю я быть первой.
- и как воспринимают зрячие мир слепых?
- Очень удивляются. Вопросов много задают. Например, как слепые видят сны, как пользуются компьютером и так далее.
- Наташа, простите, а сами вы видите?
- Вижу, но я в очках. А вот наш гид, Алёна Кирикова не видит совсем.
- работа здесь как-нибудь повлияла на ваше отношение к незрячим?
- я очень уважаю незрячих. В большинстве своём это яркие, весёлые люди.
- Вам нравится здесь работать?
- нравится, но у меня появился страх ослепнуть. Раньше я об этом не думала.

Мы в темноте. Пять залов. Здесь не только темно, но и почему-то душно. Моя коляска не вместилась в дверной проём, сижу в кресле на колёсиках. Алёна показывает нам предметы. На ощупь. Поначалу откровенно скучно. Потом стала развлекаться тем, что попыталась угадать, что хотят показать теми или иными макетами. Имитация комнаты, кухни, мостика, кажется, автобусной остановки… Чей-то хорошо выполненный бюст. Чей - понять не могу, спросить нельзя. Запрещено пользоваться телефонами. Позже оказалось – Путина.
Потом, видимо, желая показать, что слепые часто прибегают к запахам, Алёна предоставляет возможность угадывать различные ароматы: кофе, гвоздика, тмин. Ха, тмин я, кстати, не угадала. К концу экскурсии мы все заметно расслабились. С гидом появился тактильный контакт. Алёна стала прикасаться к плечу, как бы показывая, что она рядом.
И всё же общее впечатление не идут ни в какое сравнение с рестораном «В темноте». Осталось ощущение игры в слепых. Припомнилось, что в школе мы любили играть в жмурки. Тотально слепым глаза не завязывали, зачем?
- Сколько лет Вы работаете в проекте «Мир на ощупь»? – спрашиваю я Алёну после экскурсии.
- Пять лет.
- До этого Вы учились в школе-интернате для слепых?
- Нет, я потеряла зрение уже во взрослом возрасте.
- Как вы считаете, зрячие посетители адекватно воспринимают так называемый мир слепых?
- Да, мне кажется, нас понимают. Особенно молодёжь.
- Правда?  Я, наоборот, всегда считала, что люди старшего поколения к нам относятся лояльней.
- Понимаете, среди молодёжи меньше предрассудков. Если вы посмотрите на волонтёров, то заметите - они в основном молодые юноши и девушки.
Кстати, коллега Илья рассказал мне, что двоим таким юным созданиям я и сама представилась частью концепции проекта.
Очутившись после экскурсии в светлом зале я взялась за телефон и брайлевский дисплей. Здесь же дожидались экскурсии парень с девушкой. Моё общение с дисплеем произвело на них неслабое впечатление.
Что ж, добро пожаловать в мир на ощупь, молодые люди.

Друзья, экскурсия закончилась. И вот теперь нужна ваша помощь. Дело в том, что мы с коллегой, Питерским журналистом Ильёй Бруштейном не сошлись во мнении на проект «Мир на ощупь».
Я: всё игрушечное. Магазин без толпы народа, улица без машин, людей и собак, быт без льющегося на руки кипятка, если передержишь чайник над чашкой. Нет смысла оплачивать проект. С таким же успехом слепых по телевизору можно показать.
Мне вспомнилась слепая девушка, которую покусала собака. В поликлинике ей посоветовали не ходить с палкой, чтобы не дразнить животных: «Вы же знаете, собаки этого не любят».
Другая знакомая уронила трость на рельсы в метро и, разумеется, не могла попасть домой, пока пассажиры не уговорили работников метро на минуту обесточить рельсы.
Я не хочу сказать, что жизнь незрячего человека сплошной кошмар, но я за то, что никакая модель, даже идеальная, не поможет постичь и сотую долю жизни слепых потому что очень большое значение играет именно эмоциональный фон.
Илья: Проект продуман хорошо. Человек получает возможность узнать, как слепые пользуются компьютером, как читают книги. Я, Например, только здесь и попробовал ходить с тростью. Кроме того, интересна работа гидов, работа очень непростая. Иногда приходится в темноте водить группу из семи-восьми человек. Люди могут споткнуться, натолкнуться друг га друга, дети в темноте начинают капризничать и хулиганить, ломают экспонаты.
Я посещал подобный проект во Франкфурте-на-Майне в Германии. Питерский очень на него похож. Существенных отличий два:
В Германии проект ежегодно получает значительные субсидии из городского бюджета. Поэтому там всё выглядит внушительней, масштабней.
Второе: немцы не могли бы себе вообразить, что проект, призванный пропагандировать инклюзию и доступную среду, сам может быть таким недоступным: крутые лестницы, отсутствие пандусов и специальных туалетов, узкие дверные проёмы. Но это, конечно, не вина организаторов. Им и так приходится нелегко.

Вот так всё неоднозначно оказалось.


Рецензии