Наш человек в Нью-Йорке

Восемь лет назад, в конце января 2014-го в Нью-Йорке ушел из жизни Пит Сигер. Этот знаменитый американский фолк-певец, проживший без малого 95 лет, считается одним из столпов возрождения народной музыки в США  и ключевой фигурой в появлении так называемой «музыки протеста». Для большинства современных крымчан имя Сигера мало что говорит, хотя песня, посвященная нашему Джанкою, была у него одной из самых любимых и занимала далеко не последнее место в творчестве музыканта. А шесть десятилетий назад он даже выступал с концертом перед жителями этого крымского провинциального города.

Пит Сигер родился в далеком 1919 году в Нью-Йорке, в семье  виоленчелистки Констанс де Клайвер Эдсо и Чарльза Луи Сигера  — музыковеда и композитора, профессора Калифорнийского университета в Беркли,  преподавателя Джульярдской школы и основателя Американского музыковедческого общества. Профессия родителей оказала решающее влияние на выбор жизненного пути – Пит тоже решил полностью посвятить себя музыке, выбрав своим любимым музыкальным инструментом банджо, с которым он не расставался до конца своей жизни.
В 1939 году Пит, до этого проучившийся некоторое время в Гарварде, устроился на работу в архив американского музыкального фольклора при Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, а уже в следующем году начал выступать на радио, исполняя народные песни. Тогда же произошла его встреча с легендарным фолк-музыкантом Вуди Гатри. Познакомивший их известный исследователь фольклора Алан Ломэкс потом признавался: «Именно тот вечер и можно считать началом возрождения американского фолка». На гитаре Вуди Гатри, посвятившего  одну из своих знаменитых  песен «Miss Pavlichenko» известному советскому снайперу Людмиле Павличенко (вы же, вероятно, смотрели фильм «Битва за Севастополь»?) было написано: «Машина, убивающая фашистов». Под впечатлением этой надписи Пит на своем банджо сделал следующую надпись: «Эта машина окружает ненависть и заставляет ее сдаться».

По окончании  войны, вернувшись в Америку после службы на Тихоокеанском флоте, в конце сороковых — начале пятидесятых годов прошлого века Пит Сигер играл в группе «The Weavers» , многие песни которой пользовались бешеной популярностью, а одна из них, «Goodnight, Irene», в 1950-м 13 недель возглавляла национальные хит-парады.

Правда, звезда «The Weavers» вскоре закатилась. В Америке тогда наступила мрачная эпоха «охоты на ведьм». Под пресс маккартизма,  вошедшего в историю США как «Вторая Красная паника», попал даже Чарли Чаплин, которому, за «антиамериканскую деятельность» был запрещен въезд в родную страну.  И с 1953 года радиостанции исключали песни «The Weavers» из своих репертуаров — за «нелояльность к Соединённым Штатам». Дело в том, что Пит Сигер до 1949 года состоял в Компартии США.  В 1955-м его вызвали в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, но Пит отказывался отвечать на вопросы, касающиеся его политических взглядов. В результате в 1956 году его обвинили в неуважении к Конгрессу, а вскоре приговорили к году тюрьмы.

С конца пятидесятых в репертуаре Сигера преобладают песни на социальную и антивоенную тематику. Именно благодаря Питу Сигеру мир узнал и полюбил кубинскую песню «Guantanamera», автором строк которой был Хосе Марти, боровшийся за  освобождение родного острова от владычества Испании. Пит сочинил такие всемирно известные хиты, как  «Turn!Turn!Turn!», «Where Have All the Flowers Gone?» («Куда исчезли цветы»?), «If I Had a Hammer» («Если бы у меня был молот»). Более полувека  назад другая знаменитая фолк-певица Джоан Баэз на одном из митингов предложила  Мартину Лютеру Кингу и 300 тысячам его сторонников исполнить слова протестной песни «We Shall Overcome» ( «Мы должны преодолеть»). Один из голосов, раздававшихся тем вечером у мемориала Линкольна в Вашингтоне, принадлежал Питу Сигеру — человеку, который сделал  «Overcome» не только символом движения за права чернокожих в США, но и гимном для всех людей, желающих отстоять свои гражданские права.

Пит Сигер:
«Я буду петь о ваших заботах,
братья и сестры всех цветов кожи, до тех пор, пока дышу».

Кроме этого, Пит Сигер записал немало пластинок для детей. На одной из них, вышедшей в 1980-м году, он поет свои песни и читает книгу писателя Бориса Житкова «Как я ловил человечков».

Пит не раз приезжал в Советский Союз. Первое его выступление в нашей стране состоялось в 1961-м году  в Концертном зале им. Чайковского в Москве. А через три года, во время очередных советских гастролей,  он специально навестил столицу Присивашья, потому что слово «Джанкой» в устах Сигера звучало бессчетное множество раз.

Впервые народную песню «Hey! Zhankoye» он услышал в тридцатые годы в Ню-Йорке, и она сразу крепко запала ему в душу.  В этой оптимистичной и энергичной песенке на идиш, написанной в 1920-е в еврейских сельскохозяйственных коммунах Джанкойского края, поется о надеждах на новую счастливую жизни в Присивашье. Музыкальное произведение о Джанкое было напечатано в нескольких сборниках, подготовленных известной собирательницей народных песен уроженки Хотина Рут Рубин (той самой, благодаря которой мы знаем «Тум-балалайку»). Эту песню Сигер перевел на английский язык и потом постоянно исполнял на своих концертах.
Небольшой северокрымский город  Пит, его супруга Тоши Сигер и дочери Мика и Тиня навестили в апреле 1964 года.

«Джанкой не входил в программу поездки Пита Сигера, — писала 21 апреля 1964 года горрайонная «Заря коммунизма». — И, тем не менее, он выкроил время, чтобы посетить наш город, именем которого названа одна из любимейших его песен. Американский гость говорит, что он остался очень доволен знакомством с Джанкоем, напомнившим ему расположенный вблизи Нью-Йорка маленький город, в котором он живет с семьей. Пит Сигер был восхищен тем, что город, который сильно разрушили гитлеровцы, восстановлен и, судя по тому, как много здесь делается для благоустройства, в ближайшие годы станет еще краше».

Тогда, как писала газета, специально для работников типографии и редакции газеты он исполнил под банджо несколько популярных музыкальных произведений – песню о Джанкое, американскую песенку о человеке, который любит участвовать в соревнованиях на автомашинах, шуточную шотландскую народную песню. «Полюшко-поле» он пел вместе со всеми присутствовавшими на встрече журналистами и печатниками. А затем звучала афроамериканская народная песня «Давайте больше не будем изучать войну», призывавшая сложить мечи и  сурово осуждавшая войну, которая может принести несчастье всем народам мира.

Перед отъездом американский певец вместе с супругой и детьми побывал в цехах Джанкойской типографии. «Это современная фабрика, — передавала его слова «Заря коммунизма». — Замечательно, что здесь хорошие условия для труда, много света и цветов».

Одна из работниц наборного цеха отлила на линотипе две строки со словами «Джанкой» и «Пит Сигер», и растроганный гость пообещал хранить этот сувенир всю свою жизнь.

«Заря коммунизма» и в дальнейшем посвящала свои публикации этой легенде американского фольклора. Через шесть лет, в апреле 1970 года горрайонка писала: «За минувшие годы джанкойцы внимательно следили за прогрессивной деятельностью американского певца. В частности, восхищались его мужеством в дни похода бедняков на Вашингтон в 1968 году. Тогда Пит Сигер решительно примкнул к участникам этого похода. Сейчас Сигеру пятьдесят лет. Малиновая рубашка с открытым воротом, строгий темно-серый свитер, грубые рабочие ботинки и неизменные спутники певца — банджо, гитара и флейта. Американская реакция не может простить Сигеру в первую очередь то, что почти каждая народная песня из его репертуара указывает на жгучие проблемы современной Америки… . Пит поет уже более тридцати лет, но любовь слушателей не оставляет его».

Последующие десятилетия Пит Сигер оставался верным себе — своим творчеством он боролся против расовой дискриминации, «грязной войны» во Вьетнаме, в начале нулевых выступал против вторжения в Ирак, участвовал в кампаниях защитников окружающей среды.

«Это человек поразительного мужества, цельности и честности, человек, который никогда не пел ради денег, — признался однажды российский журналист Владимир Познер. — Он вернул Америке американскую народную песню. Он пел тем, кого списали, выбросили за борт, он пел пикетчикам, он пел ради блага людей, он песней воевал против войны во Вьетнаме, его песни сыграли роль в борьбе за чистоту окружающей среды. Он сумел добиться того, чтобы жители побережья реки Гудзон скинулись на строительство трехмачтовой шхуны «Клируотер», которая затем поплыла по реке, заходя в города и поселки, объединяя людей разных политических взглядов, разного цвета кожи, разных вероисповеданий и мобилизуя их усилия, чтобы почти мертвая река была очищена и сохранена – и Гудзон спасли!».

В январе 2009-го герой американского фолка выступал на инаугурации Барака Обамы, причем песня Сигера «This Land Is Your Land» («Это твоя земля!») завершала праздничный концерт. «Когда я пожал руку Обаме, — делился своими впечатлениями  Пит, — тот сказал, что слушал мои записи с четырех лет. Мои пластинки Бараку ставила его мама».

А вскоре после инаугурации состоялась одна из творческих встреч Сигера с почитателями его таланта в уютном каминном зале яхт-клуба «Beacon Sloop Club» в пригороде Нью-Йорка. Как писал сайт RollingStone.ru, «во время встречи в яхт-клубе все было как обычно. Сигер, которому в мае стукнет 90, травил истории из жизни бывалого фолк-рокера, прикидывался глуховатым, однако затем взял в руки банджо и заставил зрителей разучивать новые песни вместе с ним». Его друг Джоан Чендос Баэз, певица и автор песен, исполняющая музыку в стилях фолк и кантри, тогда заявила: «Победа Обамы вдохновила меня, и я все время повторяю: «Да, мы это сделали!» «Вы представляете, она сказала мне, что больше незачем протестовать, — рассмеялся Сигер. — Нет уж, моя дорогая. У нас с тобой все только начинается!» И вскоре певец-бунтарь принимал участие в многотысячной акции «Захвати Уолл-стрит» (Occupy Wall Street), участники которой протестовали против махинаций финансовой элиты и требовали кардинальных изменений в американской экономике, переживающей серьезный кризис.

Когда-то давным-давно, еще на заре своей творческой карьеры Пит Сигер  сказал: «Я буду петь о ваших заботах, братья и сестры всех цветов кожи, до тех пор, пока дышу». И свое обещание человек, любивший Джанкой и певший о Джанкое, сдержал.


Рецензии