Зимний переполох

  Пожалуй, за долгие предшествующие годы зима не баловала центральную европейскую часть России обильными снегопадами и трескучими морозами. Что- то в природе приостановилось, призадумалось, и в конце ХХ века она благосклонно потеплела к человеку. Меньше стали беспокоить снегопады и морозы, и, как следствие новые, погодные условия оградили деревни, поселки и города от обильных весенних паводков и  распутиц. Но вот, как бы возвращаясь к своим забытым традиционным обязанностям, последние зимы стали зимами, какими и представали исторически для европейской части России.
 
  Старшее поколение еще помнит, что в послевоенные 40-е и 50-е годы, когда в деревнях и поселках зимние метели заметали дома и хаты до окон, порой и до труб, регулярная связь с городами прерывалась, пока не прочистят бульдозерами или не пробьют санями и машинами соединяющие их дороги. В малых городах снег чистили в основном вручную. За зиму зачищаемый снег накапливался вдоль дорог и тротуаров высокими непроходимыми валами, в которых делались местами проходы. Вывозить снег за территорию было занятием бесполезным, тем не менее, жизнь продолжалась и приспосабливалась к имеющейся реальности.  Техники было мало, не потому что было советское время, а потому что ее вообще было недостаточно, как не было тракторов при Петре Великом. Тем не менее, никому не приходило в голову делать из погодных условий пиар, трагедию или катастрофу. Люди брали лопаты и выходили из теплых жилищ чистить снег предприятиями, индивидуально и коллективно.
 
  И вот нагрянула самая невероятная новость. В России повалил снег! Телевидение захлебывается, сообщая о «нежданном» и «негаданном» катаклизме. Для комментаторов и журналистов  очередной повод о чем-нибудь сообщить, пусть и горестном.  Замело дороги, порваны линии электропередач, рвутся трубы тепло-и водоснабжения, страдают люди и машины! Только реклама с громкой навязчивостью может конкурировать с такой новостью. За двое суток выпала половина месячной нормы осадков! Какая напасть!  Как будто снег должен идти каждодневно, покрывая землю на 1 – 2 см, чтобы в конце месяца выйти на среднестатистическую норму.
Совсем недавно СМИ тараторили о всемирном потеплении, а природа, как бы насмехаясь над человеческой наивностью, откликнулась давно забытыми зимними снегопадами и 20-ти градусными морозами. Подозревал ли А.С. Пушкин, верша строки к «Евгению Онегину»: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…», что поваливший «вдруг» снег в ХХІ веке станет стихийным бедствием?
 
  Может, наблюдаемое явление – неадекватное восприятие действительности? Или мы действительно за последнее время были так избалованы погодными условиями, что отвыкли от естественного хода природных явлений? Бедствия есть бедствия, их нужно устранять. Невозможно оградиться полностью от неблагоприятных событий, но уменьшить вероятность их происшествия – задача посильная для современного технически вооруженного человека. Заниматься анализом возможных причин аварий, устранять заблаговременно неполадки и делать профилактику технических средств и сооружений стало как-то несподручно.  Это хлопотно, затратно, неблагодарно: черновая повседневная работа, на которой строится и держится техногенная безопасность и жизнеобеспечение. На такой работе не сделаешь пиара, шумной рекламы и пускания красивых мыльных пузырей. Другое дело – Сколково, нанотехнологии, дающие возможность пиарить и быть на виду, не являясь ни специалистом, ни практическим деятелем, но давать рекомендации и комментарии.

  Сложилась интересная виртуальная картина. Борьба с коррупцией, терроризмом, преступления и катаклизмы превратились в питательную среду для СМИ и политиков разных уровней. Одни зарабатывают на воровстве и махинациях, другие получают свои преференции на раскрытии этих преступлений и критике, а третьи ; на освещении этих самых событий, призывая к противодействию. Все это светопреставление галдит на все лады, создавая видимость бурной деятельности и общественной жизни, а воз, как говорится, – и поныне там.
 
   Стою у окна и наблюдаю, как у школы напротив неугомонная детвора, смеясь и восторженно крича, катается с ледяной горки. Горка образовалась естественно на склоне небольшой лощины в микрорайоне и, залитая кем-то водой, стала  прекрасным бесплатным аттракционом. Кое-кто скатывается на санках или самодельных дощечках, а кто и на собственном заду. Главное ; весело, завлекательно и здорово. Приятно смотреть, как веселятся дети. Ловишь себя на мысли, что и мы, старшее поколение, в молодости испытывали  радость катания с горок и от зимних игр. Домой приходили как в ледяном панцире, настолько одежда на морозе смерзалась после наших дворовых проказ. Пережитые впечатления детства незабываемы. Целое поколение детей конца ХХ века не видело и не представляло, что такое настоящая русская зима. При отсутствии естественных развлечений, преподносимых зимой, дети больше обращали внимание на внешние эффекты моды и появившиеся новые технические достижения: компьютерные игры, мобильники и прочие атрибуты века. Они  стали раньше взрослеть, перескакивая самую замечательную пору человеческой жизни – детство. Детство, где не только радости, но и памятная боль от полученных синяков и шишек.
 
  Вот к горке нерешительно подошли две старшеклассницы и, посоветовавшись, ринулись прокатиться. Как-то  неуклюже столкнулись, шлепнулись и, растянувшись лежа, хохоча скатились. Азарт  захватил девчонок, и они, позабыв о своих модных одеждах, поднимались на пригорок и скатывались еще и еще. Из чопорных модниц они вдруг превратились в нормальных играющих детей. Невольно возникла мысль: может, новое подрастающее поколение  будет лучше понимать и реальней относиться к суровой российской действительности? И помочь этому  сможет традиционная  русская зима, если, конечно, не оплошает в будущем…


Рецензии