На линии огня

   НА ЛИНИИ ОГНЯ (Мой звёздный час)

    Может быть, это главное по эмоциональности воспоминание моей спортивной жизни.
     30 октября 1977 года. Городские соревнования по стрельбе, посвящённые 60-летию Великого Октября. На рубеже – шесть самых сильных стрелков города, я – уже перворазрядник – среди них. Стреляем самое сложное среди стрелков упражнение, так называемое МП 3 – стрельба из малокалиберного однозарядного пистолета на 50 метров, три серии по десять выстрелов.   Вообще-то классическая стрельба, принятая на всесоюзных и международный соревнованиях, это МП-6, шесть серий (то есть, шестьдесят выстрелов), но учитывая, что на это упражнение дается 2,5 часа, пропускная способность наших тиров пока такое себе позволить не могла. Пришёл пораньше и занял крайнее место слева, чтобы мне ничто не мешало, так как поставил перед собой особую цель. И вот – началось!  В пристрелочной серии два первых выстрела положил в десятку, остальные специально, не напрягаясь, раскидал, чтобы соперники (а они же наблюдают!) не восприняли меня всерьёз, перестали за мной наблюдать, так как это немножко действовало на нервы.
 
        Я помнил, как однажды мы поехали на краевые соревнования в Ставрополь – это были соревнования сборных городов и обществ (Ставрополь представлял общество «Зенит», Черкесск – «Рубин», Невинномысск – «Труд», Пятигорск – «Спартак» (сборная автомобилистов), и в виде исключения особым решением была допущена на соревнования сборная команда нашего завода под именем «Труд-2».)
       Какой же у нас трудной оказалась дорога! По пути сломался выделенный нам заводом автомобиль. Кое-как на перекладных мы добрались до Курсавки, там уговорили грузовик и в кузове доехали до Невинномысска, затем уже на автобусе в Ставрополь. Наконец, появились в гостинице, и нам говорят:
         – А мы посчитали, что вы не приедете: сборные городов-то здесь, и соревнования уже начались.
         – Как?! А что стреляют?
         – Сегодня – матчевый пистолет. Упражнение МП-3.
         – Ёлки-палки! А где?
         – В тире сельхозинститута.

        Мы с тренером схватили пистолеты и на такси «погнали» скорее на линию огня. Заканчивалась последняя смена. По пути на рубеж попался отстрелявший ведущий стрелок из Черкесска, я ему кивнул, мол, «Привет! Как дела?». Он как-то разочарованно махнул рукой. Мы судьям объяснили причину опоздания и нас допустили. Выходя на линию огня, увидел, что мастер спорта Пахомов из Невинномысска был уже в дверях, но заметив, что я вышел на рубеж, вернулся, достал трубу и, сев за столик, стал за мной наблюдать. Я занервничал и где-то в середине стрельбы попал в семёрку. Пахомов тут же понял, что мне его не перестрелять, и ушёл. Я тогда занял второе место. Кстати, и команда завода, уступив совсем немного сборной Черкесска, заняла тоже второе место.
 
     А в описываемый день я поставил себе цель – 275 очков. Во всяком случае, не меньше 91 в серии. (Попасть на расстоянии 50 метров из пистолета в пятикопеечную монету – это, ребята, круто!) Наконец, пристрелочная серия окончилась, мишени поменяли – вперёд! Первая серия – четыре десятки, три девятки и все-таки три восьмёрки. Ну, ничего, думаю, 91 всё-таки есть. Это успокоило и… Вот до чего доводит успокоенность! Во второй серии девяток и восьмерок снова по три, но десяток-то тоже три и – что это?! – одна позорная семёрка! Да какая! На самый край, чуть не в шестерку. Всего 88 очков! Для первого разряда – неплохо, но я-то поставил другую задачу! Это что же, думаю, в последней серии мне нужно делать не менее 94! Да это, если все шесть серий так, то было бы около олимпийского рекорда Токио! Как суметь? На тренировках проще, спокойнее (ну, не попал – не попал), там у меня несколько раз в отдельных сериях такой результат получался, даже однажды 95 выбил! А здесь?

       И вот началась она – последняя серия… Десятка! Девятка. Опять десятка!.. Хорошо пошло! А это что?! Опять восьмёрка!.. Да что такое!? Зачем подумал: «Хорошо!»? ...  «Ну-ка, успокойся, возьми себя в руки!» …  Подышал? Хватит, замри! Вот так – три десятки подряд! Еще девятка. Эмоции стали захлестывать. Осталось два выстрела, и, всего-то, надо хотя бы две девятки. Делаю выстрел и всем телом чувствую – не то! Вот, не то, и всё тут! Смотрю в трубу. Да, нет – всё, вроде, на месте… И вдруг холодный пот потек по спине – восьмёрка! Да где? Опять «на два часа» и почти у семёрки! Да что же это такое?! Последний выстрел просто необходим в десятку! Тренер, почувствовав что-то неладное, подошел сзади и тихонько спрашивает: «Что случилось?» Мотаю головой, не глядя, типа – Не приставай! Не до грибов! *. Успокаиваю сердцебиение, дыхание… Три раза поднимаю руку для выстрела, прицеливаюсь и откладываю. «Дыхание, ну, остановись! Сердце, не бейся вообще! Глаза, не смотрите на мишень, смотрите только на мушку! Рука, не выпускай её из центра прицела!»

      И вдруг – как будто какой-то лучик пролёг между мной и мишенью, я легонько нажал на спусковой крючок, почувствовал отдачу прямо от ладони через руку в плечо (рука даже не дрогнула) и понял – это был Выстрел! Посмотрел в трубу и объявляю: «Строенная десятка!» Сзади – аплодисменты! Значит - 273, значит в компании КМС одним станет больше...      Через несколько дней выходит приказ, в котором говорится, что Аршу Аркадию Михайловичу присваивается квалификация кандидата в мастера спорта СССР.
________         
• Был такой анекдот: «Василий Иванович! На опушке белые!»
                «Петька, не приставай – не до грибов!»
   В 1981 году я всё-таки сделал это: занял певое место в упражнении именно МП6 на краевом чемпионате ДСО "Труд"!
               


Рецензии
Чудесный рассказ! Очень понравился! Оказывается стрелков на прозе много! Успехов Вам! С теплом

Андрей Эйсмонт   03.02.2023 05:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.