Вои - народное ополчение Древней Руси

Вои - народное ополчение основная воинская сила Древней Руси

ополченец XI - XIII веков художник О. Руденко

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

        По мнению Андрея Михайловича Столярова (Петербургский писатель аналитик, культуролог, эксперт Международной ассоциации «Русская культура», руководитель Петербургского интеллектуального объединения «Невский клуб на лекции «Русская мечта о великой державе» https://www.youtube.com/watch?v=xuB-XRnwSe8) главной ударной силой на западе было, рыцарство, тяжелая конница, на Руси ресурсов на содержание и вооружение рыцарской армии не было.

        Поэтому с конца 14 века на Руси в случае внешней угрозы стало использоваться на поле боя народное ополчение, в результате чего войско стало большим, большим чем у его противников, что позволило Руси побеждать. Но народное ополчение было с малыми военными навыками и несло большие потери, поэтому в русском национальном сознании утвердилось представление, что ради победы можно принести любые жертвы. А положительным было то, что народное ополчение нельзя было использовать в междоусобных войнах. Для использования народного ополчения должна была быть найдена объединяющая идея.

        По - нашему мнению с конца XIV века Московское княжество взяло на себя роль главного защитника Руси от внешнего врага – идею в последствии объединившую Русь.

        Отметим, что народное ополчение все же использовалось и в междоусобных воинах, примером тому служит противостояние Москвы и Твери, вот, что писал о силе Тверского княжества конца XIII - середины XIV веков в своей работе «О двух Сармациях» польский историк М. Меховский, который причислял к Твери удельные княжества Холмское, Зубцовское и Клинское. «Из Тверского княжества выходит на войну только дворян 40 000, из Холмского 7 000 воинов, из Зубцовского 4 000, из Клинского 2000 воинов».

        Не могло в Тверском княжестве быть столько дворян, Меховский проводил аналогии по Польше, речь идет как раз о ополчении, и внешним врагом Твери считалась как раз Москва, не раз привлекавшая на свою сторону для похода на Тверь татар. Вспомним Бартеневскую битву и нашествие на Тверь Федорчуковой рати.

        Отметим следующий момент, к русским летописям обычно прилагались статьи или дополнения географического характера под названием «А се имена всем градом рускым дальним и ближним…». В исторической науке такие дополнения принято называть «Списком городов русских дальних и ближних». В них даются перечисления названий городов. Доктор исторических наук Михаил Тихомировполагал, что первый, ранний «Список» составлен в конце XIV века между 1387 и 1392 годами (и точно до 1406 года) и прилагался к «Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов» (Новгородцы считали своими врагами тверичей). В нём показано, что к русским городам относилась часть болгарских и волошских городов. Как раз те земли, что завоевал русский князь Святослав. Далее в «Списке» перечисляются волынские, подольские, киевские, литовские, смоленские, рязанские и залесские города. Однако в этом раннем, древнейшем «Списке» нет городов Тверского княжества, в том числе Клина, хотя Михаил Тихомиров отмечал: «Тверские города … не указаны в древнейших Списках русских городов, но они перечислены в более поздних редакциях этого Списка. Тверские города и Клин в том числе в московских летописях стали относить в списках городов к русским городам только после присоединения Твери к Москве (подробнее в моей статье «Когда Клин стал русским городом») Что свидетельствует о Тверском княжестве, как о одном из главных врагов Москвы.

        Отметим, что тверские рати не принимали участие в Куликовской битве, как и рязанские.

        Рассмотрим, как было организовано народное ополчение. Вои составляли основную воинскую силу - народное ополчение Древней Руси. Вои (народное войско) – ратные люди, состояли из начальников и воинов, из предводителей – бела кость и ратников – черна кость. («Полный церковно - славянский словарь» протоиерея Г. Дьяченко 1900 года выпуска) Слово вой – древнее русское слово означает воин, его значение можно найти в санскрите, где слово «ва» означает вредить, убивать.

        По данным «Исследований и заметок по русским и славянским древностям» князя Оболенского в словаре Дьяченко отмечается, что войско состояло из ратей, рать из сотен, сотня из ратников одного поколения и рода… Каждый округ или отчина выставляли «по сту молодцов по наряду или ряду»

        «Вои состояли из конницы (полк) и пехоты – рать. Древнее русское войско состояло из ратей, рать была основой войска, она состояло из сотен, а сотня из ратников обычно из одного поколения и рода. Сотни вставали в боевой порядок, который назывался заступ, то есть вставали один за другим. Сначала вставали опытные (выклые автор) воины деды (50 -56 лет автор). Затем, отцы сильные (дужные 34 -38 лет автор), за которыми сыновья (етманные –проворные и ерные - забияки 16 – 18 лет автор).

        Бой принимали опытные старые воины, которые погибали на глазах у сыновей и внуков. Что возбуждало месть, и ярость, воинов нельзя было остановить. Использовался древний обычай наших предков - кровная месть. (О построении заступом и кровной месте узнаем из книги Сергея Алексеева «Сорок уроков русского»)

        На Руси возраст мерялся семью годами, до семи лет - младенец, от семи до 14 - отроча, от 14 до 21 - отрок, от 21 до 28 - юнош, от 28 до 56 - муж, от 56 - старец. Так же были и такие названия, в 42 года - середович, и в 49 лет подстарок.

        Слово месть по мнению писателя Сергея Алексеева, произошло от места в таком построении, за дедов и отцов мстили сыновья и внуки, занимая их места в строю.

        По – нашему мнению подготовка воев была на достойном уровне, ополченцы – воины из народа были хорошими воинами. Почему?

        На Руси издревле известны кулачные бои – «русской души разгул», проходившие в праздники в городах, и в деревнях. Наиболее популярными были «стенка на стенку», «плечом к плечу», сообща. Но были и «сцеплялки – свалки», где дрались без соблюдения правил каждый сам за себя и против всех. Что и являлось практически тренировкой ополченцев, и выявлением опытных бойцов.

        Из работы Г.Н. Базлова и Кайманакова А.Г. «Русский рукопашный бой и народные состязательные игры» узнаем, что крестьяне, крестьянские общины (как и городские) должны были защищать себя, а в лихую годину - страну. Поэтому у них существовали боевые артели взрослых, а у детей они назывались беседами. Были и дядьки – наставники или казатели.

        Отработанные движения крестьян при косьбе, работе цепями, колке дров, работе вилами и т. д., которые крестьяне использовали веками, в приёмах кулачного боя, народной борьбе. С ними было тяжело супостату в бою. Не случайно из крестьян лучших брали и в княжескую дружину.

        Были и боевые сказки, наставлявшие молодёжь. В лихую пору плечом к плечу с мужчинами становились и девушки. Например, в археологическом музее Курска показано оружие из захоронения погибшей в бою молодой славянской женщины, которую похоронили как воина с оружием.

        Ещё были на Руси поленецы - сёстры и дочери богатырей, обладающие недюжинной силой, женщины-богатыри. Поэтому на Куликово поле пришел не неподготовленный народ, а настоящие воины, для которых невыполнимых задач не было.

        О том, какими воинами были наши предки, какими качествами обладали, то же свидетельствует древний русский язык, в словарях Даля, Измалкова, Буслаева и других найдем забытые меткие народные названия. Буестный - отважный. Зелость - сила, горячность, порыв. Моготный - мощный, сильный. Дивняк - лютый, свирепый. Доблий - воинственный, храбрый. Борзый, паратый - быстрый, скорый, удатный - храбрый, а отсюда и - удача, потому что без храбрости нет удачи. Опасный означало осмотрительный, осторожный, забубённый - отважный. Бийца - охотник драться или человек войны. Бонливый - драчливый. Бесполошный - человек, не дающий маха, непрощающий. Ражий - крепкий, дюжий. Етмонный - проворный. Яровый , яростный - скорый. Хитросный - искусный. Борец - человек воинственный, храбрый, склонный и способный к войне. Слова «отважный, отвага» происходят от того же слов «ва» - убивать, уничтожать и «га», означающего движение, то есть уничтожение в движении. Слово победа означает после беды.

        Только воин, обладающий такими качествами, мог выжить на поле брани и одолеть врага.


Рецензии