Берестяные грамоты о Руси XI - XII веков

Берестяные грамоты о Руси XI –XII веков. Чудь, весь, меря - славянские племена


Михаил Леонидович Томилин г. Клин


        В моей статье «Рюрик был приглашён на княжение славянами» говорилось о том, что Рюрик был приглашён на княжение зна­тью чу­ди, сло­вен, кри­ви­чей, ме­ри и возможно ве­си. Племена или народы, к которым принадлежала выше указанная знать были близко родственными, говорящими на одном языке, живущими в мире и почитающими одних богов, а также соблюдающими и чтущими обычаи общих предков, поэтому в «Повести временных лет» речь идет о разных племенах одного народа, пригласивших Рюрика на княжение.

        В другой статье «Восточно - славянское племя сведения о котором до нас не дошли. Меря», на основе  предметов материального быта было сказано о том, что «Славянское племя "Сомкнутых (незавязанных) браслетообразных височных колец", известное в летописях как "Меря", с 5 века н.э., а возможно и раньше заселило Волго - Клязьменское и северную часть Волго-Окское междуречья.

        В данной статье подтвердим высказанные в предыдущих статьях утверждения с помощью информации полученной после обработки и анализа берестяных грамот.

        В 2016 году вышла интересная книга Андрея Александровича Тюняева «Древняя Русь словами очевидцев XI –XII веков. Древняя Русь устами жителей XI –XII веков», книга имеет более короткое название – «Словарь берестяных грамот XI –XII веков».

        Сначала немного о авторе. Тюняев Андрей Александрович – российский писатель, поэт, журналист. Окончил кафедру «Ракетные двигатели» Тульского политехнического института. Тюняев был научным обозревателе общественно-политической газеты «Президент», и шеф-редактором газеты «Общественное мнение москвичей». Написал 90 книг. В научных кругах часто его гипотезы подвергают критике, а его открытиям навешивают ярлыки псевдонаучности. Его книги и статьи интересно читать, он поднимает многие спорные вопросы, в том числе по истории Руси на новый уровень. Судите сами.

        В его книге «Древняя Русь словами очевидцев XI –XII веков. Древняя Русь устами жителей XI –XII веков» собран словарь из всех русских слов, в найденных берестяных грамотах на год его составления, общее количество слов 3294 (конечно в словарь вошли не все русские слова, а только из найденных грамот).

        Сразу скажем что: «Берестяные грамоты в XI –XII веках говорят о названии Русского государства в чистом виде РОУСЬ - «РУСЬ» (105 Новгородская грамота 1160 года)»

        Словарь состоит из двух разделов: «Первый содержит корпус слов, зафиксированных в берестяных грамотах XI века. Второй – в грамотах XII века».

        Как отмечает автор: «По национально – сословному фактору корпус берестяных грамот XI –XII веков делится на две неравные части: 1) русский народ и различного рода сановники; 2) церковные люди».

        Первая категория авторов пишет по житейским делам, использует почти исключительно русскую лексику и показывают нам высокий уровень грамотности простого народа, в том числе и среди женщин

        Вторая категория - церковные люди – «использовала койе (механическая смесь из различных языков) из русского языка, смешанного с церковно-славянскими элементами … Этот круг чрезвычайно узок: церковные имена, название церковной утвари, церковные праздники термины, различные «грецизмы», воспринимаемые как сорные и инородные слова для русского языка».

        А. Тюняев анализирует особенностях русского языка того времени и приходит к следующему выводу: «Современная наука полагает, что в XI –XII веках существовал некий древнерусский язык – общий предок (праязык) русского украинского и белорусского языков, сформировавшихся в VI- VII веках на основе восточно - славянских диалектов распадающегося праславянского. Однако в берестяных грамотах русский язык XI –XII веков представлен вполне современным языком …. Нет в древнем русском языке и намека на «корни» украинского и белорусского языков»

        Ошибка лингвистов по 4 диалектным зонам русского языка, по его мнению, связана с тем что до открытия берестяных грамот они изучали язык по церковным текстам, написанным на койе.

        Для доказательства что племена чуди, веси, мери, муромы и других являлись славянскими приведем следующий отрывок: «Особенно следует отметить, что в русских берестяных грамотах нет никаких примесей посторонних языков – нет ни римского, ни балтийского, ни германского, ни тюркского, ни финно – угорского, ни кавказского. Это может говорить о том, что с перечисленными языками и их носителями не было контакта, либо перечисленных языков в XI –XII веках еще не существовало».

        Здесь следует сказать и о именах на Руси XI –XII веков: «Всего в берестяных грамотах выявлено 393 имени из них 289 (74%) русские, 5 (1%) спорные, 99 (25% христианские). Эта статистика красноречиво показывает, что русский пласт имен на Руси в XI –XII веках был мощным, а количество христианских имен едва доходило до четверти».

        И главное: «Полное отсутствие имен других народов удивляет. Но одновременно показывает, что никаких «финно-угорских», «балтийских», «германских», «болгарских» и тому подобных влияний на русский народ не было».

        Автор отмечает, что география применения одних и тех же форм в разных регионах Руси, где были найдены берестяные грамоты, говорит о его унификации уже в то время: «Путь «из варяг в греки» должен был дать балтийские и разнообразные южные слова но их в Словаре нет (кроме церковных)»

        Так же имеется важная информация о уникальности азбуки берестяных грамот: « …. Русские люди не использовали в письме греческих букв. «Костяк» азбуки предельно традиционен он восходит к эпохе бронзы и к «индоевропейской» общности».

       Все выше написанное говорит о том, что Рюрик был приглашён на княжение только славянами.


Рецензии