Строптивая пешка

…Ослепительное мельтешение разноцветных звездчатых пятен, внезапные вспышки острого голого света, мерцающий искристый туман, заполнивший всю глубину зрительного пространства - всё это стремительно тускнеет, меркнет, рассеивается, расползается прочь, и свист, поначалу нестерпимый, удаляется и быстро затухает, освобождая уши для обыкновенных звуков. Я дожидаюсь, пока отпустит дрожь, открываю дверь и вхожу.
Всё пребывает в неизменном виде. Валяются у дверей перевёрнутые шлёпанцы, за выступом вешалки успокоительно поскрипывает колеблемая сквозняком дверца кладовки. В ванной горит свет - уходя, я забыл его выключить. Хорошо ещё, про газ не забыл…  Впрочем, эту мысль я также неизменно повторяю, входя в квартиру в начале очередного цикла...
... Не снимая плаща, я прохожу в ванную, выключаю свет, потом иду в комнату и сажусь на стул у двери. Прямо напротив, у моего стола, в моем кресле, сидит Живоглотов. Он невозможно бледен, он просто бел, как простыня из прачечной, он одного цвета со своей сорочкой. Губы у него тоже белые. Не моргая, он смотрит на меня неподвижным стеклянным взглядом. В груди его, у края лацкана, торчит воткнутый по самую рукоятку нож. Пиджак, сорочка, галстук - всё в первозданной чистоте, ни единого кровяного пятнышка... Отличный удар! Просто профессиональный – даже не ожидал от себя, честно...
Живоглотов смотрит на меня, не моргая. Я смотрю на Живоглотова. Он отменно мёртв - надо бы мертвее, да некуда. Можно закапывать. Не отрывая от меня окаменелого взгляда, Живоглотов достает пачку «Беломора» и закуривает. Я тоже закуриваю.

…Вот человек, имеет возможности, но только «Беломор» курит всю жизнь... Лично меня это даже трогает: человеческая такая деталь. Но дальше курева мои симпатии не идут, весь остальной Живоглотов мне глубоко отвратителен и чужероден. И потому в его груди торчит нож.
…Живоглотов медленно курит. Лишённым модуляций голосом он спрашивает:
- Что ты решил?
- Всё то же, - отвечаю я.
Живоглотов молчит. Переваривает. Прикидывает следующий ход. С какой стороны, Живоглотов, ты подъедешь на этот раз?
- Послушай, - говорит Живоглотов, - тебе не надоело?
- Надоело.
- Ну, так и давай, как говорится, завязывать, в чём трудности, ёлки-моталки?
- Давай, - отвечаю я.
Живоглотов умолкает. Сосредоточенно ищет подвох и не находит. Идет в открытую. Не умеет он в открытую, а приходится! Спрашивает:
- А твоё решение?
- А решение моё будет прежнее...
- Не понял! По-твоему, пускай всё раскручивается, ты этого хочешь?
- Именно так! - твёрдо отвечаю я. Именно так! Пускай раскручивается, пускай развивается своим естественным, обыкновенным порядком: я убиваю Живоглотова на глазах у всей толпы, меня, как положено, судят и сажают в тюрьму, а Живоглотова, опять же, как положено, закапывают в землю - я именно этого и хочу.
В тюрьму я, конечно, не хочу, тюрьма – это издержки. Я, главное, хочу, чтобы Живоглотова в землю закопали. В землю, и как можно глубже.
А для этого Живоглотов должен быть окончательно и бесповоротно мёртв, потому что живого Живоглотова никто в землю закапывать не станет. Да и не сможет. Вот Живоглотов – этот кого угодно живьём зароет и глазом не моргнёт, потому как душегуб, а самого его, пока он жив, пока способен шевелиться, жевать и глотать – и не мечтайте...
Поэтому сначала надо убить. А чем его, такого мамонта, достать? Кирпичи на таких не падают, транспорт их не давит, и бандиты тоже избегают Живоглотовых почему-то. Так что на посторонние обстоятельства никаких надежд. Вот и выходит, что убить Живоглотова назначено мне – совсем неспортивному, близорукому человеку.

- Ты всё же подумай ещё раз, - говорит мне Живоглотов.

- Я давно всё обдумал. Ты зря упорствуешь.

- Подумай, подумай, Николаев! - призывает Живоглотов, - до вечера есть время, ты хорошенько подумай!..
…Время… Х-хе, вот чудак, какое ещё время? Мы – вне времени, это ж очевидно... Впрочем, лично у меня время действительно есть – чего-нибудь пожевать, прибраться, вынуть из наполненной ванны цветы для Ольги и завернуть в целлофан.

- Ты иди, - говорит Живоглотов, - иди и ещё раз всё хорошенько обдумай.      
- А ты?
- Что ж я... Здесь посижу, куда я такой...
- Ладно, сиди…

Даже жалко его. И чего мается? Давно уже лежал бы себе, закопанный, как нормальный покойник – так нет, амбиции не дают покоя: дескать, как это, меня, самого Живоглотова?!.

Ну и пусть сидит. Действительно, куда он такой? Кому, спрашивается, нужен дохлый Живоглотов в импортном клифту и штиблетах, с ножом в груди? Да никому.
Он и живой-то был не шибко полезный, разве для равновесия природы. Вот вреден он чрезвычайно, это факт. Причем всем, даже Ольге…

Впрочем, я ей не судья и не советчик, Ольга это понимает, а звонок её был вызван причинами посторонними, скорее всего…
…Мёртвый Живоглотов не нужен даже себе самому, на что он себе, мёртвый-то? Вот и пусть сидит, всё равно его закопают, я своего добьюсь. Под расстрел пойду, только чтоб Живоглотова в землю закопали! И точка.
Я встаю и иду в кухню. Зажигаю газ, ставлю на огонь чайник. Мне необходимо подкрепиться.

…Окно кухни выходит во двор. Там течёт жизнь: соседка Валентина, лимитчица, катает в коляске очередного младенца; пенсионер Евдокимов потрошит очередной перекупленный "Запорожец"... Младенец гадко орёт - он плевать хотел на добавочную площадь, ему сыро, он хочет жрать и домой... Престарелый агрегат Евдокимова стонет разными голосами и норовит осыпаться грудой ржавых железок, чтоб обрести, наконец, заслуженный вечный покой...
Там, за окном, поздняя весна, там время движется. Это для меня оно стоит, потому что в моём доме, в моём кресле, сидит дохлый Живоглотов с ножом в груди и нипочём не желает быть дохлым. Он не хочет лежать в земле, он желает на ней стоять, и стоять крепко, обеими своими плоскостопыми ножищами. Что ему делать в земле, в её неподвижной толще? Чем он станет там питаться, мертвечиной, что ли, он этого не любит, он любит бодрой плотью питаться, тёплыми человеками. А я с такой диетой не согласен категорически, и поэтому он у меня пойдет в землю, как миленький, как обыкновенный мертвец, вот так.
Я прибираю в кухне, мою посуду. В плаще неудобно: рукава съезжают под струю, намокают и прилипают к рукам. Я, однако, терплю, мне кажется, что если я сниму плащ и засучу рукава, всё мигом преобразится, и события потекут в обыденном русле: не будет никакого решения, убийство не состоится, а состоится благопристойное, светское торжество у Живоглотова, с которого я уйду рано, ничего не съев и не выпив, потому что…
…ПОТОМУ ЧТО ОЛЬГА НЕОЖИДАННО ПОЗВОНИЛА И ПОПРОСИЛА ПРИЙТИ, ХОТЯ БЫ НА ЧАС, И Я НЕ МОГ ЕЙ ОТКАЗАТЬ, ХОТЯ МЫ МНОГО ЛЕТ НЕ ПОДДЕРЖИВАЛИ НИКАКИХ СВЯЗЕЙ, НО У НЕЁ ТАКОЙ БЫЛ ГОЛОС, ЧТО Я НЕ МОГ ЕЙ ОТКАЗАТЬ И ПООБЕЩАЛ…
…Я недолго побуду и уйду, сказав Ольге какие-нибудь ободряющие слова. Вернусь домой, соберу рюкзак и отправлюсь на дачу, а невостребованное оружие, этот чудо-нож, выброшу по дороге куда-нибудь подальше, да хоть в Неву.
…Нет, оставлю, больно хорош…
…Нет. Опасно. Холодное оружие, как-никак, надо специальное разрешение доставать, не то… А что?.. Кому какое дело до моей собственности, я его в лесу нашел... Дети возьмут поиграть, поранятся...
…Решено - выброшу. В Неву, в самую середину, с того места, где половинки моста смыкаются...
…Смешно, ей-богу, ну, дети, и что? Когда они что брали у меня без спросу? А и возьмут, так почему непременно поранятся? Что они, ножей не держали, здоровые мужики, а мы всё как с младенцами...
…Так что чёрта-с-два я его выброшу! Такую изумительную вещь – в Неву? Ни за что, не стану я снимать плащ, искушать судьбу, с самим собой кокетничать. Решил – всё. Даже галстук не ослаблю. Ненавижу галстуки, а тут надел ради величия момента, как последний пижон... Вот назло буду мыть посуду в галстуке, плаще и кепке, не отступлюсь...
Я составляю посуду в сушилку. Достаю из наполненной ванны цветы, перевязываю их ниткой и заворачиваю в целлофан. Выходя из ванной, я забываю выключить свет. Ну, что, пора? Я заглядываю в комнату. Живоглотова там нет. Всё правильно, он у себя дома, он крепок и весел, ждёт гостей и ни о чём не подозревает. Идёт очередной цикл.

Я выхожу из квартиры, запираю дверь и спускаюсь во двор. Двор живет повседневной дворовой жизнью. Детское население при своих делах: все вооружены, пальба и вопли отовсюду, сами запутались, кто наш, кто фашист, кто убит, кто в плен попал. В кустах у них одновременно штаб, тюрьма и засада, а злобные старухи гонят их из кустов, чтобы не нарушали свежесть травы и душевный покой ленивых, жирных котов, которых эти коряги выгуливают там на поводках, тоже изобрели себе занятие…

…Нет, а погодка-то!.. Очень я уважаю эту пору, такая благодать…
…Но благодать и Живоглотов – вещи несовместные, поэтому Живоглотов сдохнет и будет закопан, а мир, который так хорош, - а без Живоглотова станет ещё лучше, - останется существовать. Я так решил, и уверен, что решение мое справедливо.

Я шагаю по весеннему городу в плаще и кепке, в руке – букет, в кармане – нож. Всё нормально, обжалованию не подлежит.
Весь путь я проделываю пешком, транспорта для меня больше нет. Лифта тоже нет – медленно, с достоинством, я поднимаюсь на третий этаж. Трамвай может сойти с рельсов, лифт – застрять между этажами, схема событий исказится, и всё рухнет. Так я решил в исходном цикле, так всё каждый раз и воспроизводится.

Вот и нужный этаж. Дверь не заперта, Живоглотовы ждут гостей, им незачем таиться за запертыми дверями, нечего скрывать, у них всё в порядке. Они всего достигли сами, своим трудом и талантом, каждый может войти и убедиться. Я и вхожу...

 «Здравствуйте!..»
…Картина Репина «Не ждали»...
…Вот - ОНИ... Все здесь, всё ихнее кодло. Редкой выразительности групповой портрет: спесивые, плотоядные морды, крепчайшие зубы, могучая жевательная мускулатура. Антропофаги, одно слово.

…Вот Ольга... М-да... Дорого, как видно, обходится любовь вурдалака…

…А вот и САМ... О-о, Живоглотов, ты несколько ошарашен моим появлением, как видно, был не в курсе, тебя не поставили в известность…
Живоглотов явно растерян, но при этом злится на свою растерянность, ему нельзя упускать инициативу, он хозяин... Живоглотов пытается на скорую руку соорудить подходящую гримасу. Довольно забавно наблюдать. Однако он что-то заподозрил, надо спешить.
Не давая времени опомниться, я вручаю Ольге букет, подхожу к Живоглотову, выхватываю нож и всаживаю по самую рукоять в то место, под которым у Живоглотовых располагается насос для перекачки выпитой крови.
Живоглотов делается весь белый, белее собственной сорочки, глаза его стекленеют, он стоит какое-то время онемев, потом начинает медленно заваливаться назад и вбок, его подхватывают, над ним склоняются… немая сцена: стая вурдалаков над телом павшего собрата...

…И тут происходит взрыв света, слышится нарастающий шум, я теряю ориентацию, меня начинает невыносимо трясти, всё летит и обрушивается куда-то в сияющие, звенящие бездны, я отключаюсь на неизвестное время, а когда включаюсь, то первое моё ощущение, проникающее сквозь ослепление и свист – это чувство твердой опоры под ногами...
…Потом тускнеет мельтешение разноцветных световых пятен, свист затихает, дрожь откатывается согревающей волной – и я обнаруживаю себя перед дверью собственной квартиры, все в том же душном плаще, со связкой ключей в расслабленных пальцах.
Я отпираю дверь, вхожу в дом, выключаю свет в ванной и, не снимая плаща, прохожу в комнату, где у письменного стола, в моем кресле, сидит дохлый Живоглотов с ножом в груди и смотрит на меня остекленевшими глазами...

Мы закуриваем, движения у Живоглотова тяжёлые, замедленные, он всё-таки мертвец. Могу себе представить, каково мертвецу руками-ногами шевелить! Это тебе не в живых упругих телесах прыть выказывать, ближних своих и дальних в пыль перетирая - в этом деле ты, Живоглотов, такой резвый был, прямо чемпион...

…Интересно, как он курит, для этого же дышать надо, а он мертвый?.. Как-то это антинаучно...
…Ха! Антинаучно... А всё остальное тут научно, что ли? Что-то не помню я такой науки... Впрочем, об этом потом, а ты, Живоглотов, как ни прикидывайся, все равно труп, вон ножик-то как вошел – нет, как вошел, а? Блеск! Классный был удар, чего там скромничать. Жаль, кол осиновый под руку не подвернулся, заодно бы и его, может, хоть повторы эти бесконечные прекратятся…
…Нет, это я так, я в принципе ничего не могу проделать по-другому, чем в нулевом цикле, я своими действиями не распоряжаюсь, я только одним решением могу свободно распорядиться, выбор сделать – да или нет, и всё. А остальное всё схема, алгоритм. С этим мне ничего не поделать, но выбор я уж как-нибудь сделаю, уже сделал...

- Ты же умный человек, Николаев, - бубнит Живоглотов, едва ворочая языком, - ты сообрази...
- И ты не идиот, - отвечаю я, - тоже пойми, наконец, что уговаривать меня бесполезно...
- Нет, ты трезво посмотри…
- Я всегда только трезво...
- Это же бредятина какая-то…
- Согласен. А что делать?
- Как что? Измени решение!.. Это ж ни в какие ворота... Смотри - всё против тебя...
- И пусть, мне-то что? Я свое дело сделал.
- Как это что? А ты подумал, что будет со всеми? Как теперь все будут жить, если порядка нет?
- Вот только за всех не надо, ладно? Все как-нибудь сами, без твоих протекций...
- Но ты же видишь, порядок нарушился, надо восстановить! Это просто твой долг, раз так получилось... Надо, Николаев, надо... Сам видишь, что твоя затея не годится...
- Ох, и ловок ты, Живоглотов, гляди, куда направил! Только зря стараешься, разные у нас с тобой понятия о порядке, я лично считаю, что именно это не порядок, когда такой гад, как ты, по земле ходит, вот непорядок это, и всё! Я воткнул в тебя ножик и восстановил порядок. Так что ты свои мёртвые извилины зря не напрягай, не мешай разлагаться...
Живоглотов надолго умолкает. Он закуривает другую папиросу...

- Но смотри, Николаев, - говорит он, подумав, - а если это будет бесконечно?
- Бесконечно не будет. Все проходит, пройдет и это, - отвечаю я философически.
- Ладно, допустим, не бесконечно, пускай, миллион раз, или хотя бы тысячу, всё равно, разве ты выдержишь тысячу раз? Ты же не выдержишь и сам отступишься, ты же никуда не денешься…
- Чёрта лысого! Во-первых, не отступлюсь, во-вторых, уверен, что надолго не затянется... Они тоже не дураки, сообразят, в конце концов, что у меня это не минутная вспышка, а обдуманный шаг, и нас развяжут.
- Погоди, погоди, Николаев, кто это - ОНИ?
- Те, кто устроил этот балаган с повторными циклами. Откуда мне знать, кто? Но кто-то же устроил, не могло ж оно само по себе так устроиться…
- Нет, Николаев! Ты чего? Никто ничего не устраивал, это жизнь, она сама так разложила, чтобы не допустить, ведь этого нельзя... Если каждый начнёт, то никакого порядка не будет... Но тебе пора, ты иди, Николаев, иди… И подумай, крепко подумай!..

Я и сам чувствую, что мне пора идти: тело автоматически выполняет предписанные алгоритмом действия: я выхожу из дому, забыв выключить свет в ванной, я шагаю с букетом в руке и с ножом в кармане, в плаще невыносимо жарко, уже настоящее лето, я прихожу к Живоглотовым, общее замешательство, цветы Ольге, удар, немая сцена, взрыв, свист, дрожь, провал, возврат к нулевой фазе…

- Я понимаю, - говорит Живоглотов, - ты мне Ольгу не можешь простить. Но это глупо, ты взрослый человек, отец семьи, и с женой у тебя вроде неплохие отношения...

Я слушаю его, не перебивая, пусть поразглагольствует... Но зато как излагает - уши вянут! Что ни слово, то канцелярия. Эх, Живоглотов... Всё же ты жлоб, босота и мурло! В одном ты прав: с женой у меня – отношения... Ты даже понятия не имеешь, какие бывают на свете отношения, фуфло, примитив, дегенерат несчастный, что ты можешь об этом понимать...

- …всё равно ничего бы у вас с Ольгой не вышло, - тянет Живоглотов, - и ты сам тогда понимал, тебе надо одно, ей другое... и каждый за свой интерес бился, вот и получили, кто чего хотел: Ольга прописку, я жену, и ты в накладе не остался...

…Вот ведь мразь!..
…Ольгу я тебе, положим, действительно никогда не прощу, но не за то, что пришёл к тебе с ней, а ушел один – это как раз бывает, дело житейское… А потому не прощу, что ты кровь из неё вёдрами хлебаешь, потому что с собственной женой обошелся по-вурдалачьи, мать детей своих не пощадил...

…Нет, но откуда такая самоуверенность? С чего он взял, что один просёк суть тогдашней ситуации? Все, видите ли, запутались в своих личных заморочках, но тут явился провидец Живоглотов, расставил всех по местам, распутал и тем спас…
…Ольга-то здесь при чём, урод? Дело давнее, нечего ворошить. Отношения к нашей сегодняшней теме не имеет. Тем более, что всё с очевидностью было ясно в тот поганый вечер, иллюзий ни у меня, ни у Ольги не было, и та ночь на дебаркадере должна была стать последней. Да ничего бы и не было в ту ночь – так, потрепались бы, да и разбрелись по каютам... А поутру и вовсе в разные стороны…

…Да, скорее всего так бы и произошло. Ну и ладно, на то и жизнь. Но Живоглотов?!. Кем надо быть, чтобы вот так взять, влезть в ботинках в чужую жизнь, в судьбы, шарить в них жадно, вылавливать для себя... И ведь не удочкой – неводом, неводом потащил! Грохнул динамитом, и давай все неводом! Мутнее воды не нашлось для гада...

…Ольга что, её вполне можно понять, я считаю. Распределение на носу, а в активе ни прописки, ни перспектив, и ни единой родной души рядом. А порядок известный: нет прописки – вон из города... Да что говорить, все мы люди, кто ж без греха-то, без этого никак… Это мы сейчас умные…

…Что-то я разошелся, совсем мозги набекрень от этой кутерьмы. Ольга, Ольга... Какого чёрта! Чушь это всё, ахинея, просто мечется Живоглотов, изгаляется, хочет меня логически опровергнуть. Зря стараешься, Живоглотов, мартышкин труд! Если бы ты был в состоянии хоть на копейку понять мой подход к жизни, то не был бы ты, Живоглотов, людоедом и не сидел бы теперь с ножом в груди, дохлый, как ископаемое. Но понять этого тебе, Живоглотов, не дано, а потому сиди тихо и жди, когда тебя в землю закопают, а я пошел убивать тебя снова…

И я встаю и иду. Цветы из ванной... Свет, конечно, забыл выключить... Нож?.. Вот он. Всё, вроде. Впе-е-е-рёд!..

... Как мне обрыдла эта карусель, кто бы знал... Сколько уже было циклов? Не знаю, не помню, всё слилось. И какая разница, собственно? Всё равно одно и то же, одно и то же, будто я кукла заводная...

…Впрочем, что зря шуметь – сам выбирал, к тому же всё можно запросто переиграть, а что?..

…Нет, если разобраться, я же убил Живоглотова? Убил. Неважно, что никто никогда об этом не узнает. Ведь фактически? Я превозмог себя, доказал, что способен, что не страшен мне Живоглотов, что не боюсь я его и никогда больше голову перед ним не склоню, что ещё надо? Вот сейчас приду, вручу Ольге цветы, скину этот чёртов плащ, покурю в кухне с народом, в солидном мужском кружке...

…«А Вы, извините, давно знаете нашего именинника?» - «Да мы с ним, знаете ли, за одной партой...» - «Ах, вон оно что... Зашли, значит, поздравить старого товарища? Ах, надо же, бывает ещё такая дружба... В наше время, согласитесь, редкость...»

…Посижу где-нибудь в уголке, послушаю, о чём говорят, чем нынче кодло интересуется, чем дышит, на что зарится... Ольге надо спеть что-нибудь ободряющее - держись, дескать, жизнь продолжается, у тебя такие детки… главное - здоровье, ешь побольше фруктов...

…Рассиживаться не стану, нечего мне там делать, отметился, просьбу Ольгину уважил, и будет. Улучить момент и незаметно исчезнуть... Принять душ, переодеться и на дачу...

…Ножик в Неву, шмотки в рюкзак… приехав, первым делом лодку надуть…
...Ага, в новую жизнь – со старыми мозолями, да с фигой в кармане! Смотрите, дети, как папа делает, и примечайте, как надо себя поставить, чтобы жилось вам удобно: дружите с Живоглотовыми, делайте с них жизнь...
...Здравствуйте, добрый вечер! Не ждали? Оленька, это тебе. Прекрасно выглядишь! А ЭТО - ТЕБЕ! Н-н-н-на, п-пол-л-лучи, гад...

...Нет, не показалось, так и есть... Или показалось? Нет, не показалось, определенно сдает Живоглотов. От цикла к циклу всё тяжелее ворочает мертвым языком, да и мозгами, надо сказать… Сдает Живоглотов, вянет, имитировать курение почти не в силах, зажигалку то и дело роняет...

...Я даю ему прикурить от спички. Живоглотов мямлит своё:

- ...ты мстишь, потому что завидуешь, я знаю! А кто виноват, что ты такой тюха? Ты же способный парень был, Николаев, мог бы жить лучше меня в сто раз... что ж ты… до сих пор… что ловить надо, а не… ждать, когда само...

…Что, жизни меня решил поучить? Поучи, поучи... Где же ты раньше был? Мне, может, твоей науки всю жизнь не хватало! Я, понимаешь, места себе не нахожу, почему я до сих пор не министр...
...Эх, Живоглотов!.. Вот послушай, что я тебе скажу, только постарайся понять: неудачником я себя не считаю, ты это осознай! Можешь, конечно, считать, что я хорохорюсь, твоё право. Но если хоть немного подумаешь, поймёшь, что не тот нынче момент, чтобы душой кривить.
…Так что вот тебе моя жизненная позиция открытым текстом: я обыкновенный человек, и ни за чем, кроме обыденной жизни, не гонюсь, потому что мне этого не надо. Вот нет у меня потребности над кем-то возвышаться, властвовать, золотые горы копить - нет, и всё.
…А нормальная жизнь, как я её понимаю, это когда на работе кайфуешь от работы, а дома - от семьи. Плюс здоровье… да! – согласен выиграть автомобиль. Всё! Потому я крепко сплю, и дышится мне легко. Свою позицию я не навязываю, никому не мешаю и в чужие дела не лезу, я только не люблю, когда живых людей едят, просто терпеть не могу...
- Но ты терпел, - говорит Живоглотов, - ты всю жизнь терпел, как и все, ты же не боец, Николаев...
Он пытается затянуться потухшей папиросой и роняет её на пол. Я поднимаю его папиросу и даю прикурить от спички. Я говорю:
- Вот здесь твоя правда, бойцом я, к сожалению, не был. За что себя нынче корю. Потому как давно следовало тебя окоротить, да и не только тебя. Но, видать, так было надо: дожить до сегодняшнего дня, всё понять и сделать вывод.

- И какой ты сделал вывод?

- Да всё тот же, Живоглотов, я сделал вывод. Я убил тебя, и убью снова. Сколько раз потребуется, столько и убью!
Живоглотов долго молчит. От длительного молчания у него начинает отвисать челюсть. Надо бы подвязать… Если его закопать не в гробу, а так, в натуральном виде, ему в рот набьётся земля...
…Вот он собрался с мыслями и вешает:

- Я всё же хочу, чтобы ты постарался понять... Знаешь, как в шахматах, есть пешки и есть – фигуры, такие правила. И у каждого своя игра, так? Но пешка может стать фигурой, если пройдет через всё поле, так? Причем фигуры могут ей крепко помочь в этом... Вот ты, к примеру, показал себя бойцом, молодец, я тебя, Николаев, можно сказать, сильно зауважал...

- Всё, хватит - время! Я пошёл убивать тебя дальше...
…Интересно, когда это он возомнил себя фигурой? И как он себя видит, прирожденной фигурой, или выходцем из пешек? Нет, это просто смешно, он мне будет мозги пудрить! А то я не видел, как он умеет на брюхе ползать, зады лизать... Тоже мне пешка нашлась! Пешка – это всё-таки солдат, боец…
…Ха, сразу-то и не дошло... Не ради красного словца Живоглотов про шахматы заговорил! У них, у Живоглотовых, каждый пук со значением.
Как он сказал-то? Есть, значит, пешки, а есть – фигуры... Фигуры – это хозяева жизни, они взирают с высот на копошащиеся в пыли пешки и прикидывают, какую приветить, а которая так, пустоцвет...
Мне, допустим, не повезло при раздаче ролей, я вышел в жизнь заурядной пешкой. Но это не беда: я сумел показать себя, и вот ферзь Живоглотов меня приметил, оценил и зауважал, и теперь... О-о, теперь заживём…
…Например, мы заключаем контракт: в очередном цикле я оставляю Живоглотова жить, а за это Живоглотов – в реальной реальности – обеспечивает мне... Что ж, заманчиво и где-то справедливо…
…Какой контракт, обыкновенная взятка. Впервые в жизни мне предлагают взятку! Расту…
…Здравствуйте, уважаемые, добрый всем вечер. Здравствуй, Оля, это тебе, здравствуй, Живоглотов, здравствуй, вот и я. Где наш контракт, давай скорей, я подпись нарисую. Где мое перо? Вот мое перо – н-н-н-на-а...

…Ох, ты, мать честная... Опять всё сначала! Ну, балаган уже какой-то, театр абсурда, честное слово...
…Но неспроста же, чёрт побери, эти повторы, эти циклы дурацкие! Если происходит не то, чего ты ждешь, стало быть…
Хорошо. Попробуем разобраться по порядку и без паники. Первый вопрос: кто? Кто затеял этот бред?..
…Нет, так нельзя ставить вопрос. Затеял, строго говоря, я. Я совершенно сознательно и с полной ответственностью заварил эту кашу...

…Совсем ерунда какая-то. Затевал я, положим, не это. Я затевал убийство. И я его осуществил! Кто посмеет сказать, что не осуществил?.. Но далее последовало вмешательство чьей-то посторонней воли. Чьей?
…Живоглотов? Не может этого быть, он и сообразить ни черта не успел, удар был что надо, смерть от такого удара наступает мгновенно, сам читал где-то.
…Ольга разве? Дескать, каков бы ни был, он мой муж...
…Да нет, нет, все вздор. При чем тут вообще Ольга? Она в этой истории недействующее лицо. Моя Галина и вовсе ни о чём не подозревает, она с Живоглотовым вообще не знакома, и не слышала про него никогда…

…Не то! Мы и наши жёны – люди. А обыкновенному смертному такие сальто-мортале с законами природы не по силам. Стало быть, Господи помилуй? Иже еси на небеси, что ли, получается?.. А что, это теперь модно…

…Или, скажем, пришельцы, а? Тарелки-то летают, ага! Бермудский там треугольник, левитация…
…Давай, вали всё в кучу, чего там. Вот пришел бы к Живоглотову как человек, да и поговорили бы про астральные тела, он, говорят, любит... И зачем убивать, если можно по-человечески, просто интересно поговорить?..

…Ну, идиот, вот идиот-то! Да какая тебе разница, скажи на милость, какая разница, кто – марсиане, Христос или Будда? Да хоть чёрт в ступе!.. Ты делаешь, оно не выходит, или выходит не то – важно ж понять, почему не выходит, в чём ошибка, что не учёл, недопонял…
…Ну, что ж, будем искать...
…Я отпираю дверь и вхожу в квартиру. Живоглотов сидит. Нож, само собой, торчит. Отличный нож! Как я его добывал – это отдельная история…

…Сначала хотел топором, вот ей-богу! Потом думаю – нет, не то. Во-первых, неудобно нести, во-вторых, его видно. Пока выхватишь, пока размахнёшься – сто раз скрутить успеют, у них же реакция, хватка, одно слово – хищники... И потом, что за литературщина, тут молниеносно надо, чтоб ни одна тварь опомниться не успела. Вот пистолет бы, да где ж его взять? А осечка если? Я ж когда последний раз-то стрелял...
…Нет, думаю, самое надежное – нож. Только нож, финка! Чтоб с наборной ручкой, и лезвие из закалённой стали. И не короче пятнадцати сантиметров, чтоб наверняка, чтоб в рёбра входил, как в маргарин...
И надо же, только решил насчёт ножа, тут и уркаган этот, откуда ни возьмись – дескать, кореш, купи перо… А я-то сразу и не сообразил, о чём речь, первая мысль была, что он мне какое-нибудь павлинье там или страусиное перо предлагает, жене на шляпку. А он своё: «Фартовое перо, булат!» И ведь как знал, мазурик, к кому подвалить, будто на лбу у меня написано…

…Показал он товар – я замлел: не нож, диво дивное. А уркаган нахваливает: мол, фартовое перо, братан медведя валил, а нынче такое дело, братан на волю вышел, ну, и вошли в штопор, теперь, стало быть, поправляться надо, а жизнь у бедных уркаганов тяжёлая – в таком роде... Короче, сторговались на двух червонцах... То есть, что значит сторговались, стал бы я торговаться, я и на рынке-то не торгуюсь никогда, не умею просто... Сколько он заломил, столько я и отсчитал, спасибо, деньги с собой были…

…Тренировался потом, удар ставил! Вон аккуратненько как торчит, а, Живоглотов, как я тебя, а? Оценил хоть?..
- Ты, Николаев, мне скажи...
- Ну, чего ещё?
- Ты мне ответь, Николаев, кто тебе право дал судить? Что ты за трибунал… Почему к прокурору не …
- Я ждал этого вопроса. И честно тебе скажу: никто мне права не давал. И про заповеди читал. Так что я тебя не судил и судить не собираюсь. Я тебя – без суда и следствия, вижу, понимаешь – гад ползёт, как не придавить? И придавил...


…В чём же дело, почему не получается, почему всё крутится и повторяется, и Живоглотов до сих пор не закопан в землю, почему?..
…Живоглотов прав: действительно, кто я такой? Чего привязался к человеку – мол, убью да убью?.. Легко сказать – живого человека зарезать... Почему меня на Живоглотове заклинило, вот вопрос!
…Попробуем с другой стороны. Если сволочи существуют, значит, так надо. К примеру, чтоб люди окончательно не уснули... Потому как жизнь нынче тихая, на службу сбегал, в телевизор глянул, да и залёг. Только начинаешь задрёмывать – тут-то он тебя зубами хвать! Очнись, мол, разуй глаза, жизнь ещё не окончилась, шевелись!.. Короче, они для того, чтоб с ними бороться и тем расти. Хорошо. Как бороться? Бывают, наверное, случаи, когда подставление другой щеки тоже метод. А бывают, когда... А-а, уже пришел?.. Ну, да, ну, да... здравствуйте, здравствуйте, добрый день... Да, Живоглотов, вот и я… И-и-и-э-эх-х-х-м-м-ма-ать-ть!..

…Я отпираю дверь и вхожу. Опять не состоялось. Ладно, пёс с ним, надо дальше искать. Что Живоглотов? Ага, сидит. Сиди, сиди, недолго тебе осталось меня морочить, я сердцем чую. В землю, в землю, навеки. Что? Всё бормочешь? Ага, ты бормочи себе, а я делом займусь, у меня теперь иная забота – на чём я остановился в прошлом цикле?..

…Почему для меня на Живоглотове свет клином сошелся? Он что, особо какой-нибудь выдающийся вурдалак? Да нет, вроде, средненький такой людоедишко, видал свет и поклыкастей.
…Или он мне, как никому, жизнь напрочь покалечил? Тоже не скажу – я в отличной форме, и в глубине души считаю себя счастливым человеком, хоть это и несовременно.


…Так почему же, чёрт меня возьми, именно Живоглотова, и именно убить?..
…Знаю я его уже четверть века с хвостиком. Во всяких видах видал: и с разбитой мордой, и продающимся, и кобелирующим, и пьяным в хлам мертвецкий. Но исход был всегда один – подлянка и душегубство.
Сколько всего он понаделал гадостей – одному богу известно, тем не менее, все его жертвы живы и здоровы, и я в том числе. То есть, я хочу сказать, что жили как-то раньше, терпели, и ничего, а тут...

…После института мы практически не общались, но вести о его подвигах до меня доходили. К примеру, повстречаешь однокашника, а он вместо «как дела» вдруг выдает: «Слышал новость? Живоглотов сожрал Иванова! Вот сука...»
Так однажды, средь бела дня, является ко мне на участок Пан Козлевич лично, и почему-то пьяный. Он садится, долго жуёт усы, а потом и говорит: «Хорошо сидим? А Живоглотов Дона Спиридона сожрал! А мы сидим…» И, не простившись, уходит. Вот когда я впервые почувствовал, что жить прежним манером больше не придётся.
…Живоглотов всю жизнь кого-то жрал, к этому привыкли, и жизнь в целом протекала устойчиво. Тот факт, что Дон Спиридон, наш Мастер и Учитель, употреблён в пищу, ясно показал, что живоглотовское людоедство перешло на новый уровень...

…Помню наше нелепое ученичество у Дона Спиридона. Он был божьей милостью великий практик и хам, от студентов его тошнило. Однако имелось мнение, в данном случае – справедливое, что его колоссальный опыт не должен пропасть. И товарищ Спиридонов был вынужден это мнение учесть, поскольку исходило оно от самого товарища замминистра. А отливалось на нас! Зато и бегаем к нему по сию пору – то за советом, а то и просто водки попить…
…Его пост всегда служил трамплином для прыжка в номенклатуру. Дон Спиридон закрыл эту тему, переделав трамплин в рабочую площадку. Его подзуживали, но он не желал никуда прыгать, знал свой уровень.
...Он презирал термин "здоровое честолюбие", объясняя всем, что честолюбие по определению не может быть здоровым. Спиридон был неудобен, сильно мешал. Живоглотов, таким образом, взялся исправить положение и трамплинчик-то отладить...

…Мы навестили Дона Спиридона в больнице. Стало ясно, что к работе он уже не вернется. Живоглотов в эту пору примерял спиридоновское кресло. Я снова почувствовал, что надо что-то делать.

Потом я случайно встретил Живоглотова на улице, причем он-то меня не заметил. Смотрю на него, и как молния сквозь меня прошла. Я понял, что придется убить, потому что другого выхода нет. И ничто меня не удержит.

…Стоило мне решиться, как всё понеслось само собой: уркаган с ножом, Ольгин звонок, мол, ни о чём не спрашивай, только обязательно приди хоть на полчаса, это чрезвычайно важно, это для меня и так далее.
Речь шла о банкете по случаю вступления Живоглотова в спиридоновскую должность. Ольга намекала, что если я не приду, то великий грех возьму на душу. Бог знает, что она имела в виду, однако подала мне удобный повод для встречи, я им воспользовался, пришёл и убил…

…И не получилось!.. Давай, давай, раскапывай - здесь где-то...


- Что ты там бормочешь, тухлятина?
- … за одной партой, помнишь… - канючит заколотый Живоглотов, - помнишь, книжки читали… А помнишь, как в Юсуповский сад ходили с Бобом драться, а, Николаев?..
…Ах, ты, гадина какая!.. На ранний склероз надеешься? Зря, Живоглотов, ой, зря! У меня память, между прочим - во! Понял? Я всю эту эпопею помню как сейчас, я отлично помню, как ты сгоношил полкласса на это святое дело, как вдохновенно пел про обнаглевшую шпану, да как сам же всех Бобу и продал за гарантию личной неприкосновенности...
И как потом эти подонки нас поодиночке отлавливали, а мы и знать ничего не знали!.. Узнали только, когда стали взрослыми, и когда бить тебя уже было поздно.
…Я грызу холодную курицу, запиваю чаем. Мне нужны калории: на «мокрое» иду. За окном жизнь: птички, детишки, старухи с кошками. Все при своих делах, и я тоже при своём: я иду убивать...

…Всё хорошо! И что убить решил, хорошо, так-то я человек не шибко решительный, а вот, поди ж ты, решился – ай, да я! И что Живоглотова в конце концов закопают в землю – уверен, что так и будет! – это очень хорошо; одним гадом меньше, и воздух чище. И что пешком иду, хорошо, путь не близкий, можно покопаться.
…Росли, говоришь, вместе... Ну, спасибо, тебе, Живоглотов, вот спасибо-то! Сам же меня и наводишь на путь истинный: росли-то - вместе! Ага! Ты рос на моих глазах, в питательной атмосфере моего молчаливого нейтралитета, и стало быть… Что же получается? Живоглотов беспрепятственно рос как человек и негодяй, никто его не ограничивал, а напротив, все активно содействовали, и в первую очередь – лично я! С первого же дня знакомства! Я же помню, как дело было, у меня же память!..

…Первый урок физкультуры в первом классе. Мы без формы ещё – так, зал посмотреть. Сидим рядком на скамеечке, училка объясняет про дисциплину в зале. А рядом со мной такой серьёзный щекастый сидит. Он берёт меня молча за руку и давай выворачивать. А я не сопротивляюсь, потому что, во-первых, дисциплина: раз велели тихо, значит, надо тихо, ни на что не взирая. Во-вторых, если человек что-то делает, значит, надо ему, имеет такое право. Тем более, что мне пока ещё не очень больно… Я даже счастлив почти: как же, серьёзный человек меня заметил, я ему пригодился! И не такое стерпим ради ближнего – вот они, издержки домашнего воспитания.
И я стараюсь принять такое положение, чтобы училка не заметила, как мне выкручивают руку!..

…Дальше, дальше!.. Класс, примерно, пятый, Живоглотов сидит у стены, а я у прохода, и мы толкаемся. Училка делает замечание, я немедленно замираю, и в этот момент Живоглотов, упершись спиной в стену, ногами спихивает меня в проход. Я обрушиваюсь на пол, вскакиваю, и, не имея сил удержаться, кидаюсь на Живоглотова. Меня выгоняют, а Живоглотов остаётся вроде как потерпевший. К перемене я остываю, возмездие не осуществляется. Да он и посильнее меня был…
…Так, хорошо! Ещё один кирпич в фундамент жизненной позиции. Сколько их было – не счесть, что ни день, то кирпич!..
...А как он нас систематически стравливал друг с другом! Он развлекался, а мы всерьёз раскалялись, самозабвенно тузили друг дружку, Живоглотову на потеху… Поговорочка у него была: «Я, конечно, не подстрекатель, но я б не потерпел!»... Ох, любил он это дело!
И кликухи позорные - это он внедрил! Были прозвища, как у всех, но Живоглотов постепенно так дело наладил, что у нас в классе они превратились в смертельное оскорбление...
Словом, все постарались, чтобы Живоглотову жилось нескучно. И мы с Козлевичем в первых рядах – по большей части, он вокруг нас кружил, всё силился понять наши интересы. Плоский он был, без фантазии. А мы в космонавты готовились. Вот он и препятствовал, как мог. В пятом классе он нас поссорил на два года, потом пришлось фактически с нуля сдружаться…
…Подготовку в институт Живоглотов мне сорвал. Пан Козлевич его вмиг отвадил, а я... До сей поры не устаю себе удивляться – ведь знал, с кем дело имею, как мог поддаться на провокацию? Внушаемый я был, а живоглотовские резоны звучали куда как убедительно: и что голову надо сначала проветрить как следует, и что программа на вступительных та же самая… А у него на всё лето квартира пустая, и в компании как раз недобор мальчиков… Кто мог знать тогда, что у Живоглотова и в институте «лапа», и липовая справка о плоскостопии?
…То есть на свой счёт Живоглотов не дергался, ему важно было меня закопать...
…Разумеется, демобилизовался я с новым взглядом на жизнь, но двух лет как не бывало.
Козловский, уже третьекурсник, выделил мне три дня на адаптацию, после чего взял за шиворот и не уже выпускал. Кабы не он, то черта-с-два я поступил бы в этот год. Но это ж Пан Козлевич, это надо понимать...

…0 Живоглотове, кстати, мы и думать забыли! У нас новая жизнь, при чем здесь Живоглотов? Захожу однажды в деканат, а навстречу… Ба! Какими судьбами?..
…Ну, так получилось, он же не нарочно, он не виноват, что его дядька сидит кем-то при АХЧ именно в нашем институте… Ну, сидит, и сидит, а нам-то что...
…Живоглотов в этот момент прорабатывал перевод с заочного на вечерний. Сразу на дневной слабо было, так он обходным маневром…
…Слушай, хватит, а? Ты суть давай, два квартала всего осталось...
…Как учился да как мужал... Известно как: был всю жизнь сволочью и гнидой, тем и просуществовал. Главное, на моих глазах всё происходило, а мне и ладно, взрослые, дескать, люди, у каждого своя жизнь, детство отыгралось – разошлись дорожки, не пересекутся... А они раз, и пересеклись! И где, главное дело, пересеклись-то, окаянные! Нет, это сам черт его надоумил тогда, на проклятом том дебаркадере…
…Что значит хватка. Он ведь ничего не знал, он впервые видел нас вместе, однако в момент вычислил, что с Ольгой у меня полная нестыковка, что некуда нам податься, вот и болтаемся вместе…
…Нисколько не сомневаюсь, что встреча произошла случайно, что Живоглотов знать не знал и ведать не ведал, куда повернёт ход событий, когда барским жестом приглашал нас к себе на дебаркадер – знать не знал, но убеждённость уже имел, гад, что всё к его берегу, не мытьём, так катаньем...

На этом древнем дебаркадере Живоглотов подрабатывал сторожем при доисторических шлюпках, сто лет назад списанных и забытых, будто кто-то нарочно позаботился, чтобы было что Живоглотову сторожить ночь через две за сто рублей в месяц.
Где вы теперь, заботливые дяди? Я бы тоже чего-нибудь посторожил!.. Почему вы всегда заботитесь о Живоглотовых, а о нас с Козлевичем не заботитесь?..
...И Живоглотов спел, как он всё понимает, что все мы, оказывается, живые люди, и дело это житейское, а на дебаркадере при этом ни души, каюты – выбирай любую, и под вечер тихо плещет невская волна, имеется в тумбочке винишко, сухарики, чаёк можно организовать, всё для блага человека… А утром он постучит...
Ольга-то как раз не хотела принимать приглашение, она почувствовала западню. Я и сам довольно муторно себя ощущал, тем не менее, стал на сторону Живоглотова, не иначе, как под гипнозом…
…Помирать буду – не забуду эту шизофреническую ночь!!!
…Откровенно говоря, я и теперь, после стольких лет, ни черта не понимаю. Не постичь мне эту дьявольскую механику, в обычную человеческую голову она не укладывается. Нормальный человек, не вурдалак, нипочем не догадается, что так можно. А оказывается – ещё как можно… Шоковый метод, называется. Чтоб все окаменели, и каменных быстренько по местам расставить, чтоб, как опомнились – бац! – а уже всё, пароход уплыл... Новый расклад и роли у всех другие, больше того – пьеса другая идёт, в другом театре, вот так... Не получившие роль могут удалиться. Ольга и Живоглотов остаются...
…Честно говоря, Ольга в моей жизни была эпизод. Она хороший человек, но – эпизод. После той истории много утекло воды, пока я не уразумел, где моё, а где чужое...

Опять философия! К делу ближе, скоро их улица... Да!.. Нет... Нет, это очень важный момент, можно сказать, решающий момент. Ночь на дебаркадере – поворотный пункт. Как выяснилось позже, Живоглотову срочно требовалось жениться: ему светила загранка. Разумеется, он уже давно перевёлся на дневной и писал диплом под нежной опёкой одного чванливого профессора, известного под кличкой "Рыбий Клещ", главного оппонента и смертельного врага Дона Спиридона. Так вот, в ту пору всё и решалось. Живоглотов понимал, что может многое, и ему было необходимо выяснить предел своих возможностей прежде, чем приступить к самостоятельной деятельности.
Добыть себе жену мирным путем, без подлянки, без кровавых жертв, он не мог. Просто не умел, не знал, как это делается. И потом, мало было разве вокруг девиц из его породы, тоже мечтавших о прописке любой ценой? Но что значит людоед: ему непременно надо кого-то обобрать, растоптать и сожрать, иначе жизнь для него пресна...

И он воспользовался первой же подвернувшейся ситуацией. И с этого момента как с цепи сорвался. Стремительно возник сегодняшний Живоглотов – профессиональный людоед и гад...

Всё просто: студенческие годы он употребил на выяснение своего предела: прикидывал, смекал, опытным путем испытывал судьбу: что ему можно, а что – извините, цыц...
... И он видит: НЕТ ПРЕДЕЛА, и можно – ВСЁ, и он – ВСЕМОГУЩ! Вот когда он вообразил, что он уже не пешка, но фигура…
И я своими руками… проще некуда… фактически я сказал ему: вот, Живоглотов, теперь тебе можно всё, иди и бери. Он и пошёл...

…Так что, если кто спросит, откуда этот гад взялся, вынужден буду признаться: это я его сотворил, на ноги поставил, дал в лапы дубину и вывел на большую дорогу…
…Вот так! Я создал Живоглотова практически один... Затевали всем миром, а до ума доводил один я. Поэтому главная ответственность – на мне, а коли так, то мне и отвечать. МНЕ!!!
…Вот так...
…Вот мы и пришли. Па-а-аднимаемся, за-а-аходим… Здравствуйте, здравствуйте, здра... а-а... ой... БИМ - БОМ, БИМ – БОМ, БИМ - БОМ...
…Ой, что это у вас?… Метроном?.. А-а! Часы с боем… весьма... это… элегантно... Как поживаете?..
БИМ - БОМ... БИМ - БОМ... БИМ - БОМ...
…Оленька... что ты, право же, да не за что, разве я мог не прийти... А где же сам, так сказать, виновник?
БИМ - БОМ... БИМ - БОМ...
…А-а, здравствуй, здравствуй, Живоглотов, вот мы и встретились, да-а, кто бы мог подумать, я и сам не ожидал... столько лет...
БИМ - БОМ... БИМ - БОМ...
…Отчего же без подарка, как можно... Я с подарком, с подарочком я, а как же... Вот, сейчас, сейчас...
БИМ - БОМ... БИМ - БОМ...

…сейчас, вот... БИМ - БОМ ...
ВОТ ОН, ПОДАРОЧЕК-ТО!!! ... БИМ - БОМ...
…А? эй... Эй! Живоглотов, ты что?.. Что с ним, а?..
БИМ - БОМ... БИМ - БОМ...

…Эй, Живоглотов, ты куда, ты погоди, я и вынуть не успел… куда он, чёрт, запропастился… А-а?..

... БИМ - БОМ... БИМ - БОМ...

…А?.. Что?.. Под язык, под язык надо... Уже вызвали? Хорошо… Да, конечно, я встречу, только Ольгу уведите...

... БИМ - БОМ...

... И побудьте с ней кто-нибудь! Вот вы, дама, побудьте... да, уже бегу... где дверь...
…БИМ - БОМ... БИМ - БОМ...
…Сюда, сюда! Пожалуйста, вот сюда, вот дверь... Вы понимаете, доктор, он в жизни ничем, то есть совершенно здоровый мужчина... плоскостопие только...
... БИМ - БОМ... БИМ - БОМ...
... Да что вы, не может быть... ЧТО???.. Как, насовсем?.. Хорошенькое дело... а я... Это что - Живоглотова теперь закопают, а я - ни при чём?..
  …БИМ - БОМ... БИМ - БОМ... БИМ - БОМ... БИМ - БОМ... БИМ - БОМ...

1986


Рецензии