Истории Евсея. Часть 1. Глава 16
– Встреча с ним у меня одна была. О том, как мы Весть несём, он не спрашивал. Как сам несёт – рассказал…
В Иерусалим Павел (Савл) пришёл тогда с Варнавой и Титом-греком. Было это спустя лет семнадцать после ухода Рабби. Пришёл, чтоб решить спорное – надо ли исполнять язычникам древний закон. Я тебе уже рассказывал об этом. И не ко мне пришёл, а к нам – Иакову, Петру, Иоанну. К тем, кто близко знал Учителя, кому Учитель являлся, как и ему, Павлу.
Он показался мне уверенным в своей правоте. Если и испытывал к кому уважение, как к равному себе, так это к Иакову. Иаков ведь глыба – и в знании древнего закона, и в исполнении его. И в Иерусалиме все знали, что Иаков – праведник. Так его и звали.
– Об Иакове почти ничего не сказано в евангелиях. Лишь в «Деяниях» – как раз о вашем сборе с Павлом и Варнавой в Иерусалиме и о решающем слове Иакова. Ещё и в письме Павла Иаков, брат Иисуса, упоминается.
– Так ведь Иаков не ходил с нами во след Рабби. Родной ведь брат, разница в год, с детства вместе… Понятно, что не сразу увидел в брате Учителя, как и все его домашние. В родной семье пророков не бывает, – улыбнулся Иоанн. – А вот на последней трапезе он уже с нами был… Об Иакове могу много говорить, тридцать лет мы с Петром рядом с ним были. С Вестью исходили много дорог, в основном к иудеям – и возвращались в Иерусалим, к Иакову. Мудрый он был и чистый. Многому я у него научился. Он сумел в первые годы хоть немного восполнить нам уход Рабби.
А что Павел Иакова упоминал в письме, так он только нас троих из близких учеников и знал. Иакова два раза в жизни видел, Петра немногим чаще, меня так и вовсе один раз. И упомянул он нас, думаю, больше для поддержки своих начинаний, как авторитетнейших, – Дед хохотнул. – Правда, там же Павел написал: «Кто они и кем были, мне безразлично, ведь Бог беспристрастен». Красиво завернул. Петру в письме побольше досталось, но и это, думаю, для того, чтоб показать свою твёрдость в вере.
А уважение к Иакову… Его в Иерусалиме уважали и законники, и старейшины – знали его праведную жизнь в законе. Единственный из всей общины входил в алтарную часть храма для молитвы. А молился так, что колени в мозолях были. И об этих мозолях всем в Иерусалиме было известно.
А христиане все знали, что Рабби Иакову являлся. Ведь являлся Рабби не всем, считалось, что только избранным. Хотя, думаю, дело не в избранности – просто не все могли увидеть Его.
Знал и Павел, что Иакову, как и Петру, и Иоанну, Учитель явился одним из первых. Значит, мы избраны, как и он. И являлся Христос Иакову не только показать, что смерти нет, но и задачу поставить. А Павлу тоже задача Христом поставлена – идти к язычникам.
На последней вечере перед праздником, когда мы уже знали, что недолго Учителю осталось быть с нами, Иаков испил вино из чаши вместе с нами. Это было первое вино в его жизни. Он ведь не пил вина и не ел мяса. А испив, сказал, что не вкусит пищи, пока не увидит Брата вновь…
В те сорок дней после казни Рабби явился Иакову одному из первых. Скажу так, Иаков был из тех, кто мог видеть Его. Учитель сказал ему: «Брат! Можешь есть хлеб и пить вино. Я здесь, как и договаривались!» И Иаков видел улыбку Его – без сомнения, перед ним был Рабби.
И ещё Рабби попросил Иакова хранить общину в Иерусалиме, пока будут силы, быть старшим – кому-то другому будет трудно сохранить единство. Вот Иаков и руководил общиной более тридцати лет. Первый патриарх церкви Христовой, да ещё с прямого благословения Христа!
– А что Павел говорил вам, когда пришёл в Иерусалим из Антиохии?
– Говорил, в общем, то же, что сказано в письмах его. Сказал, что прийти к нам ему велел в откровении Бог. Он сверил с нами свою весть язычникам. Рассказывал увлечённо, красноречиво о хорошем. Говорил, что даёт наставления язычникам властью Господа Иисуса. Призывал их отвратиться от идолов, посвятить себя истинному Богу, отказаться от распутства, не пылать похотью, а хранить тело в святости и чести, любить братьев во Христе и остальных людей, жить тихой, мирной жизнью, зарабатывая своими руками, чтобы и нужды не знать, и другие уважали…
Мы с Петром и Иаковом подтвердили ему, что наше дело общее – нести Весть о Сыне Божьем всем народам.
Удивило меня тогда его представление о воскрешении из мёртвых. Он говорил то, чего я никогда не слышал от Рабби. Говорил убеждённо.
Павел ждал скорого возвращения с Небес Сына Божьего. Ждал, что это будет при его жизни. Он говорил, не надо горевать об усопших. И объяснял почему: Бог возьмёт на Небеса к Иисусу и тех, кто уже умер, но с верой в Него – с верой в то, что Иисус умер за наши грехи и воскрешён Богом из мёртвых. А те, кто останутся в живых до Его возвращения, как Павел, не опередят ранее умерших верующих в вознесении на облака. Когда Господь сойдёт с Неба со звуком трубы Божьей, сначала воскреснут те, кто ранее умер с верой в Иисуса, а потом уже живые верующие вместе с воскресшими будут на облаках вознесены в воздух, чтобы встречать в воздухе Господа и уже быть с Ним всегда.
Я воскрешение из мёртвых, понятно, воспринимал по-другому, по-своему. И слова Рабби о воскрешении к жизни вечной вижу иначе. Но с Павлом не спорил, меня ведь он не спрашивал.
Главным для Павла в том визите к нам было наше согласие в вопросе «язычники и исполнение древнего Закона»: не надо заставлять язычников иудействовать, то есть не надо принуждать их к обрезанию, приёму только чистой пищи, постам. Это и был главный вопрос нашего первого схода верующих.
Павел-то считал, что люди поверили в Христа, чтобы получить оправдание Бога верой в Христа, а не делами древнего закона, так как Христос избавил нас от проклятия Воздаяния, приняв проклятие вместо нас на Себя, ибо сказано в древнем Законе: «Проклят тот, кто повешен на дереве»… В общем, Павел считал, что не должно язычникам быть обрезанными.
Круг обсуждающих этот горячий вопрос состоял из членов иерусалимской общины, в основном иудеев, принявших Иешуа Помазанником Бога Израиля, и группы Павла, пришедшей из Антиохии.
Сначала было горячо, ведь христиане из иудеев видели вопрос просто: если Помазанник иудей, обрезанный из рода Давидова, значит, и принявшие Его должны исполнять законы древние, ведь Помазанник родился в них, ими и предсказан.
В конце концов всё решило слово Иакова, его мудрость. Сначала он упомянул, что однажды Бог уже проявил заботу о язычниках – из них был избран народ, который будет носить Его Имя. Напомнил слова пророка, что все люди будут искать Господа, ибо Бог призвал их стать народом, носящим Его Имя. А Иаков уж много лет имел свои записи с высказываниями Учителя. Ещё в первые недели после ухода Сына Человеческого, когда мы собирались все вместе для воспоминаний, Иаков был единственным, кто записывал на папирусе воспоминания Рабби. Он фиксировал Новый договор, Новый Закон. И вот он начал приводить перед собравшимися слова Христа, истины Нового Договора – о вере, чистой пище, постах, об обрезании.
Что-то из того, что он зачитывал, можно прочесть теперь и в арамейском евангелии, и у Марка, и у Матфея. А что-то в эти евангелия не попало. Из ненаписанного в них:
«Невозможно человеку сесть на двух коней, натянуть два лука, и рабу не получится служить двум господам: он будет почитать одного, а от другого отвернётся. Пьющий старое вино не стремится тотчас выпить вино молодое. И не наливают молодое вино в старые мехи, чтобы они не разорвались, и не наливают старое вино в новые мехи, дабы они не испортили его. Не накладывают старую заплату на новую одежду, чтобы не разорвалась и новая».
«Ученики спросили: «Надо ли нам поститься и как нам молиться, давать ли милостыню и в чём нам воздерживаться в пище?»
Учитель ответил: «Не лгите и не делайте того, что вы ненавидите. Ибо всё открыто перед Небом. И нет ничего тайного, что не станет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым.
Если вы поститесь, чтобы очиститься, вы зарождаете в себе ошибку; если вы молитесь, чтобы взять, вы потеряете; если вы подаёте милостыню, чтобы зачлось, дух ваш оскудеет.
Если хозяин дома принимает вас, ешьте то, что вам выставят. Ибо входящее в ваши уста не оскверняет вас, оскверняет вас то, что выходит из уст ваших».
«Ученик спросил: «Учитель, полезно ли обрезание?»
Рабби ответил: «Если бы оно было полезным, отец зачал бы тебя в матери обрезанным. Истинное обрезание – в духе».
«Ученики спросили: «Кто Ты, который говорит нам о Божьем?»
Он ответил: «Разве из того, что говорю вам, не узнаёте, кто я? Не будьте как те иудеи, кто любят дерево и ненавидят его плод, любят плод и ненавидят дерево».
В итоге нашего собрания язычники были освобождены от обязательного обрезания и чистой пищи. Им было предписано: воздержаться от употребления в пищу того, что принесено в жертву богам, от крови и мяса удавленных животных и от разврата.
Ну вот, сынок… А известие о смерти Иакова получил я уже в твоём родном селении, от путника из Иерусалима. Иакова обвинили перед синедрионом в нарушении закона, при участии нового первосвященника, и он был приговорён к побитию камнями…
Пять лет спустя, как говорит история империи, войска будущего императора Рима разгромили восстание иудеев, продолжающих ждать Машиаха. Иерусалим был разрушен. Была разрушена и главная святыня Иудеи – Иерусалимский храм. Множество иудеев продано в рабство. Для всех иудеев Римом был установлен налог в пользу Юпитера.
А после той грозы, когда Прохор с вами ушёл… После молитвы в темнице явился мне Иаков… Не сон то был. Явился, каким я его помню, и сказал: «Рано тебе, брат, уходить, не твоё время, нужен ты ещё здесь». Даже обнялись. «Ещё увидимся» – так он сказал, – завершил Дед свой рассказ под плеск волны, трогающей борт нашего корабля.
Свидетельство о публикации №222012201401