Коммунизм как идея

Коммунизм как идея
    Конечно, «золотой век» по Сен-Симону, может быть, ожидает людей и впереди, если они не уничтожат себя до этого прекрасного времени. Но идея коммунизма или дух, он же призрак, всё-таки пребывает в повседневной жизни как  след  прошлого, или феномена, присутствующего в какой-то мини форме даже сейчас.. Социальная идея – это свидетельство определённого опыта. Человечество у начала своей истории имеет простое общество или первобытный коммунизм.   
Материальной подпиткой духа коммунизма выступает генетическая память о простом обществе. Одновременно, уже в сложном социуме, появляется  устойчивая традиция опытов возвращения  низами строя простого общества преимущественно насильственного, в связи с беспощадным сопротивлением верхов всем этим попыткам (восстания рабов, восстания крестьян и др восстания). История человечества – это во много и история попыток вернуться к простому обществу, правда, попыток разрозненных..
     Носителями духа коммунизма выступают различные тексты в самом широком смысле (текст как  какой-либо материальный носитель, зафиксировавший человеческую мысль). В современной России появилась в качестве новейшего проявление бытийствования духа коммунизма: ностальгия по СССР.
       Особенно чётко идея коммунизма проявляется в мифолого-религиозных, художественно-утопических, а с середины Х1Х века и собственно научных текстах. Правда, в последних преимущественно, в форме гипотез (не путать с утопиями). Тексты являются основной формой хранения  и средой  питания или подпитывания духа коммунизма.    Художественно-утопические можно рассматривать как некое переходное звено между первым и третьим видами. Поэтому наше внимание остановится в основном на характеристиках первого и треьего вида текстов.
      Мифолого-религиозные тексты вобрали содержание социального опыта  и включили его в тексты в виде кодексов (правил и норм поведения человека). Служители культа преподносят эти правила, естественно, как указания, Абсолюта. Но Фейербах нам милостиво напомнил, что «тайна божественной сущности есть сущность человеческая». Религии возникли в фазе простого  общества, там они развиваются от более простых форм к более сложным и служат вместе с мифами средством накопления социального опыта, знаний и заблуждений.. Непосредственный опыт трудовой деятельности, мифы и религии – это естественные орудия с помощью которых люди могли обратиться к природе и к себе с вопросами и получить на них те или иные ответы.  На протяжении веков и тысячелетий религиозная деятельность выполняла функции накопления социального опыта, и планирования (проектирования) социальных процессов удачных и неудачных. Обнаруживающиеся «несовершенства» служили и служат толчком к возникновению новых религиозных учений и школ.  Многие реформы и даже революции осуществлялись под религиозными знамёнами.
     Примерно с середины ХIХ века наука также обратила своё внимание на идею коммунизма.. Конечно, элементы онаучивания идей коммунизма имелись  уже в текстах утопистов. Но в целом это были своеобразные фантазии на достаточно свободные темы. Революцией для развития духа коммунизма стало возникновение учение К. Маркса. К.Маркс и его сподвижник Ф.Энгельс  в опыте революционных событий, охвативших Европу и Запад в целом в ХVI – ХIХ веках увидели не только борьбу буржуазии за установления и укрепление своего господства, но  и проявление политических сил, которые не удовлетворялись формальным равенством, обеспечивающем  реальное  господство буржуазии.
     Эти политические силы настаивали на реальном социальном равенстве, т.е.  таком которое могло существовать только в простом обществе. Маркс и Энгельс обратили внимание, что бурное развитие науки и техники создаёт материальные условия для возникновения такого равенств. Но им не удалось обобщить и  предложить реальную модель перехода власти из рук буржуазии в руки пролетариата. Опыта Парижской Коммуны оказался слишком фрагментарным.Социалистические и социал-демократические партии застыли на роли посредников между капиталом и пролетариатом в странах Запада.  Следующая цитата даёт в известной степени ответ на вопрос, почему существующих социальных теорий всегда недостаточно, что бы опираясь на них построить новый более совершенный социум:
     « Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга… Сама идеология есть только одна из сторон этой истории»  (Соч. 2 изд. т.3 с.16).  Современная история предоставляет только опытные варианты попыток выхода (неудачных и удачных) из эпохи формального в эпоху реального социального равенства. При том, что опыт этот недостаточно проанализирован. Отражённый в истории опыт свидетельствует: процесс совершенствования социума, процесс «возрождения простого общества», видимо, должен быть в одно тоже время и процессом развития социальных технологий, социальной науки и совершенствования самого человека.Результат социального совершенствования закрепляется в этосе. Совершенствование человека – это нравственно-моральное совершенствование. Человек – мера всего.
      Тенденцией современной идеологической ситуацией является нарастание негативного отношения к капитализму внутри представителей самого класса буржуазии. Однако в этом недовольстве присутствует два течения: одно уже пытается в определённой мере переделать современное капиталистическое общество в  некое подобие «сверх общества» (общество власти «золотого миллиона»), которое обслуживалось бы роботами, либо людьми, превращёнными последними достижениями науки в биороботов, и которые уже никогда не смогли бы проявить своё недовольство, а просто по мере изнашиваемости заменялись подетально; другое  течение просто начинает понимать, что надо «делиться».               


Рецензии