Вспоминает Владимир Морозов

Севастополь отмечает 80-летие Второй героической обороны.
В моей повести «Л-5 счастливая подлодка» о том времени вспоминает Владимир Морозов:
«Началась весна 1942 года, и снова пошли неудачи на фронтах. Севастополь взять не удавалось. Противник усилил блокаду. Надводным кораблям пройти в город стало практически невозможно. Командование приняло решение осуществлять снабжение Севастополя подводными лодками.
    Выгрузив две группы аккумуляторной батареи, а их всего было три, сократив до минимума запасы воды и топлива, Л-5 приняла около 60 тонн оружия, продуктов и отправилась из Новороссийска в первый севастопольский рейс. Шли всё время максимальным ходом, раз пять погружались, уклоняясь от самолётов. На нашей лодке подобралась сильная группа рулевых-сигнальщиков – это Крикунов, Новиков, Медведев и я, Морозов. Мы всегда видели самолёты на такой дистанции, что успевали погружаться, а погружение шло медленно, около двух минут.
   Семнадцатого мая 1942 года Л-5 прибыла в Севастополь. И тут я встретился с матерью. Как это получилось, для меня просто загадка. Кто-то сказал ей, что в город прошла подлодка и стоит у Телефонной пристани. Она пробралась к нам с Северной стороны. А мы стояли-то всего четыре часа, выгружая боезапас и продукты. Мать принесла мне зелёного лука, редиски, я угостил её печеньем и белыми сухарями. Мы с ней обнялись и почти тут же расстались. Поступил приказ перейти на восточную сторону Южной бухты. От матери узнал о гибели отца. Он был смертельно ранен на трудовой вахте в январе 1942 года при обстреле фашистами города.
    Когда мы ошвартовались у опреснительной, с фронта прискакал на жеребце командир роты автоматчиков капитан второго ранга Шацкий и подарил нашему командиру Жданову трофейный немецкий автомат «Шмайсер». Ребятишки с Корабельной стороны несли нам редиску, матросы одаривали их шоколадом, печеньем, галетами.
    День был солнечным. Небо голубое, безоблачное. Вода в бухте отливала яркой синевой. Но везде чувствовалась война. То и дело доносилась перестрелка с фронта, а в небе на высоте около трёх тысяч метров кружилась смертельная «карусель» наших и немецких истребителей. Стонали моторы, сливались в непрерывный треск пулемётные очереди. Временами какой-либо самолёт входил в своё последнее пике и слышался взрыв.
    Севастопольская бухта была непривычно пустынна. С уходом боевой эскадры Севастополь как бы осиротел, да и немецкая авиация потеряла главную цель – флот. Свирепые асы устремились на город. Бомбили морской завод, железнодорожный узел, жилые кварталы.
    Около одиннадцати часов раздался сигнал воздушной тревоги, и с востока послышалась ожесточённая зенитная стрельба, которая перемещалась по направлению к нам. Видимо, немцы обнаружили приход в город большой подводной лодки. Будучи вахтенным сигнальщиком, я насчитал семь звеньев бомбардировщика по три в каждом звене, которые шли строем на высоте примерно 2500 метров в нашу сторону. Мелькнула мысль: «Это по нашу душу».
    Я полагал, что самолёты будут пикировать, но они начали бомбить с горизонтального полёта. Бомбы посыпались градом и превратили ясный день чуть ли не в тёмную ночь. Они накрыли часть Корабельной стороны, Южную бухту, центр города. Бомбы рвались на берегу возле нас, падали по бокам лодки, поднимая огромные фонтаны воды. Во время бомбёжки я стоял на крыше ограждения рубки и боялся, что меня может унести взрывная волна. Но всё обошлось. Нам повезло, только небольшой осколок чиркнул по корпусу. От потопления нас спасла наша зенитная артиллерия, которая не дала возможности фашистам прицельно бомбить лодку.
    Мы получили команду погружаться, а с наступлением темноты уходить на Кавказ. Только отошли к середине Южной бухты, в бой включилась тяжёлая немецкая артиллерия. Один осколок пробил лёгкий корпус лодки и сделал небольшую вмятину на прочном корпусе.
    Дождавшись темноты, взяли раненых, предоставив им свои койки, несколько человек гражданского населения и поспешили покинуть Севастопольскую бухту.
    Таких рейсов в осаждённый Севастополь Л-5 сделала шесть.
    В мае 1942 года Севастополь оказался полностью отрезанным от Большой земли. Двадцатого мая начался третий штурм города. Подлодки разгружались и загружались на подступах к городу, в Камышовой бухте.
    От грохота бомб и снарядов сжимались наши сердца. Город горел, плавился металл, разрывались камни, а люди геройски отбивали атаки фашистов. Потрясённые этим видом, мы работали с ожесточением, как черти. Выгружали боеприпас и продовольствие, принимали раненых. А у подлодки всего три люка, которые не приспособлены для подобных работ.
    Л-5 была отмечена командованием, её ставили в пример за сокращение времени каждого рейса, за улучшение организации погрузочно-разгрузочных работ.
    К концу шестого рейса у Л-5 лопнул фундамент одного из дизелей, и её сняли с рейсов. Люди выдерживали, а вот металл не выдержал».


Рецензии
Люди выдерживали, а металл нет. Так героически работал экипаж подлодки, совершивший шесть рейсов в осажденный Севастополь. Доставленные боеприпасы и продукты помогали осажденным сражаться с превосходящим врагом, приближая победу. Вы хорошо записали рассказ сигнальщика Владимира морозова. Становится понятным то напряжение, тот героизм, которые были на подлодке в те труднейшие дни. Поражает встреча сигнальщика с матерью. Она не просилась увезти ее на материк, а спокойно угощала сына редиской и луком. Она же сообщила о гибели отца.
Как все это выдерживали сердца людей, оказавшихся в пламени войны,
даже трудно представить.
Спасибо за хороший текст!
Всех Вам благ!
Василий.

Василий Храмцов   23.01.2022 11:47     Заявить о нарушении