Вспоминает Сергей Шевченко

   Севастополь отмечает 80-летие Второй героической обороны. В моей повести «Серебряные крылья» о том времени вспоминает авиатор Сергей Шевченко — участник Парада Победы  в Москве в июне 1945 года:
   «В 1940 году я получил направление в Херсонскую школу младших авиационных специалистов. Проучился год. Началась война. Нас выпустили досрочно. Воевать начал в должности стрелка-радиста 119-го морского разведполка Черноморского флота на фанерном гидросамолёте МБР-2.
   На начало войны авиационная группа Севастополя насчитывала около сотни самолётов. Причём треть из них — гидросамолёты, тихоходные, слабо вооружённые. Многие машины требовали ремонта.
   Враг стоял на подступах к городу, что обязывало срочно готовиться к обороне, готовить и аэродромы, и взлётно-посадочные полосы. В окрестностях города имелась только одна площадка, пригодная для боевых самолётов, — мыс Херсонес. Тысячи людей работали на мысу и через неделю там разместили истребители, бомбардировщики, штурмовики. Для их укрытия соорудили каменные капониры, надёжно защищающие от осколков снарядов, мин и авиабомб. Установили на якоре и плавучую батарею, которая днём и ночью стояла на страже неба. Лётчики любовно называли её: «Не тронь меня!». Немцы дали ей название: «Квадрат смерти».
   Для лёгких и транспортных самолётов создали аэродромы в Юхариной балке, на Куликовом поле. Гидросамолёты располагались на открытых площадках на Северной стороне от бухты Голландия до Константиновского равелина. Для их защиты установили 130-миллиметровую батарею с потопленного крейсера «Червона Украина».
   Стояла задача — не давать врагу передышки. Самолёты взлетали один за другим. За ночь успевали сделать по пять-шесть вылетов каждый. Если позволяла погода, самолёт не вытаскивали на площадку: оружейники прямо в воде подвешивали 50-100-килограммовые бомбы, на плаву же дозаправляли машины горючим. Когда бухта неспокойна или требовалось подвесить 250-килограммовые бомбы, что сложно сделать в воде, вытаскивали самолёты на площадки.
   Ночью пользоваться оптическим прицелом для бомбометания нельзя. Поэтому на наружной стороне борта устанавливался визуальный угломер, по которому штурман определял необходимый угол сбрасывания бомб. Углы рассчитывались заранее для определённой высоты. Над целью высота в горизонтальном полёте должна быть
определена точно, иначе снаряды пройдут мимо цели.
   После сбрасывания бомб внимательно следили за противником и, если замечали движение, снижались и обстреливали врага из пулемётов. Над целью находились 10-15 минут. На смену приходил другой самолёт, и такая карусель длилась всю ночь.
   Немцы, летающие на машинах новейших типов, хорошо вооружённых, вообще не считали МБР-2 за самолёты, называя их презрительно «рус-фанер». Противники были не равные, но именно «рус-фанер» и держали немецких асов в непрерывном напряжении».


Рецензии
Понравилась тактика ведения боя.
Летая на фанерных самолетах, советские летчики устроили для немцев карусель и не давали им передышки. До шести вылетов в сутки! Заправка и перевооружение на воде! Исходили из имеющихся условий и извлекали максимум пользы.
Ваш текст позволил представить те героические дни,
когда отбивались от фашистов.
Спасибо! Василий.

Василий Храмцов   23.01.2022 12:04     Заявить о нарушении