de omnibus dubitandum 14. 325

ЧАСТЬ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ (1611-1613)

Глава 14. 325. ТЯЖЕЛА ТЫ ШАПКА МОНОМАХА…

    Чтобы раскрыть еще один вопрос с ТИ-легендой про династию худородных Романовых, приведем отрывок из «Чина поставления на царство царя Алексея Михайловича»: «Всесильнаго и вся содержащаго Бога Отца, изволением и благоволением Единороднаго Сына Его, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и поспешением Святаго и Животворящаго Духа Всемогущия Святыя и Единосущныя Троицы волею и хотением изыде великих царей Руских корень и самодержавствовал в велицей Русии от превысочайшаго перваго великаго князя Рюрика, иже ото Августа Кесаря обладающаго всею вселенною, и от благочестиваго равноапостольнаго великаго князя Владимира Святославича, просветившаго Рускую землю святым крещением, и от великаго князя Владимира Мономаха, иже превысочайшую честь — царский венец и диадиму от греческаго царя Константина Мономаха восприим, сего ради и Мономах наречеся, от него же вси великие государи Рускаго царствия венцем* венчалися, даже до великаго государя, праведнаго и хвалам достойнаго, блаженныя памяти деда вашего, великаго государя, царя и великаго князя Феодора Иоанновича, всеа Руси самодержца» {Талина Г.В. Государственная власть и системы регулирования социально-служебного положения представителей высшего общества в начальный период становления абсолютизма в России (1645-1682 гг.). - М.: Прометей, 2001}.

*) Шапка "Мономаха" (см. фото) - подарок астраханских ханов

    В Оружейной палате Московского кремля выставлен для обозрения первый коронационный головной убор русЬких царей, известный как «Шапка Мономаха».

    «Шапка Мономаха» использовалась московскими князьями, а, впоследствии, и русЬкими царями в ритуалах «венчания на царство». Согласно Лицевого летописного свода XVI века процедура «венчания» заключалась в возложении священной шапки на голову преемника на великокняжеский престол. Процедура одевания шапки при «венчании» являлась знаком того, что ответственность за судьбу государства возлагается на венценосца и, одновременно, он получает единоличные права распоряжаться подданным народом.

    Таким образом, «Шапка Мономаха» являлась символом неограниченной власти, символом ответственности. Обрядом коронации, то есть надеванием короны, процедура стала называться при Петре [Исаакие (Фридрихе Петере Гогенцоллерне)] I, введшим западноевропейские правила, а до Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] I обряд назывался «венчанием».

    Свое название «Шапка Мономаха» головной убор получил лишь в XV веке при венчании 4 февраля 1498 года** на царство по византийскому обряду внука Ивана III? Дмитрия. Иван III пригласил на процедуру коронации некоторых иерархов христианских церквей: митрополита Московского Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарайского.

**) *) С 1492 года, в Московской Руси впервые начали отпраздновать Новый год в сентябре. До этого праздник отмечали 1 марта, а перенесён он был Иваном III…
 
    До Ивана III русЬкие князья не знали, что золотая шапка, хранящаяся в казне Московского кремля и используемая только в процедурах «венчания на царство», является шапкой Мономаха. Название шапки в эпоху Ивана III связали с титулом византийского императора XII века Константина, прозванного «Мономахом». Придумав название шапке, Иван III хотел показать, что именно московские князья имеют право считаться преемниками Византийского православного государства и великими князьями русЬкого государства. Лишь через 50 лет при венчании «Шапкой Мономаха» на царство Ивана IV, будущего Ивана «Грозного», за русЬкими государями закрепится титул «царь».

    Титул «Мономах» с греческого переводится как «Единый властитель», «Единый управитель державы», «Единодержавец» или, наконец, «Самодержец», как стали называть царей в русЬких летописях. Таким образом, титул «Мономах Византийский» превратился в «Самодержец РусЬкий». Естественно, что от Константина Мономаха до Дмитрия прошло 300 лет, и через 300 лет обнаружить, что шапка является подарком патриарха, нереально. Возникла легенда, что император Константин передал шапку еще великому князю киевскому Владимиру Мономаху (1052?/1125). Эта историческая легенда была призвана доказывать преемственность власти русЬких царей от императоров Византийской империи, прекратившей существование в 1204 году под ударами крестоносцев. Историки еще царской России сами опровергли эту легенду, так как император Константин умер в 1054 году, а Владимир Мономах стал великим князем лишь в 1113 году (?) через 59 лет после смерти византийского правителя. Великая Византия была столицей православного мира еще сто лет после княжения Владимира Мономаха, и передавать символ власти из Константинополя в Киев не было необходимости. Появление легенды объяснялось завоеванием Константинополя в 1453 году турками и окончательной утратой этого города как христианской святыни.

    Москва в 1498 году под лозунгом «Москва – это третий Рим» стремилась доказать преемственность власти русЬких царей от византийских императоров и, в первую очередь, духовного права на управление народом византийской веры.

    «Шапка Мономаха» до Ивана III в описях имущества московских князей именовалась просто «шапкой золотой». Доказательством того, что речь идет об одной и той же шапке является перечисление драгоценных камней, располагавшихся на шапке.

    Первое упоминание шапки, соответствующей по описанию «Шапке Мономаха», имеется в духовном завещании 1340 года Иоанна I Даниловича, получившего прозвище «Калита». Иван I правил в Москве с 1325 по 1341 годы. По летописным сведениям, Иван «Калита» благословил «шапкой золотой» на царство своего старшего сына ? Симеона Ивановича, по прозвищу «Гордый» (1316?-1353 годы жизни). От Симеона «Гордого» шапка перешла к Иоанну II по прозвищу «Красный» (1326?-1359 годы жизни), брату Семеона, затем к сыну Иоанна II Дмитрию Ивановичу, прозванному «Донским» (1350?-1389 годы жизни), от него к сыну Василию I Дмитриевичу (1371?-1425 годы жизни).

    В 1498 году Иван III венчанием на царство своего внука Дмитрия провозглашает «шапку золотую» царским головным убором с титулом «Шапка Мономаха». В описях она значится: «шапка старинная великокняжеская (Мономахова)». Шапка становится символом, распространения власти великих московских князей на все русЬкое государство. «Шапкой Мономаха» венчаются на царство все русЬкие цари до Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] I.

    После смерти в 1676 году царя Алексея Михайловича Романова на престол короновался его старший сын Федор III Алексеевич, умерший в 1682 году. По старшинству царский титул должен был перейти к следующему сыну Алексея Михайловича, пятнадцатилетнему Ивану VII. Иван VII был сыном первой жены Алексея Михайловича Марии Ильиничны из рода Милославских (второй жены - Натальи Кирилловны Нарышкиной - Л.С.). Иван VII Алексеевич отличался слабым здоровьем, возможно, не без помощи своей мачехи, второй жены Алексея Михайловича Наталии Кирилловны из рода Нарышкиных.

    Нарышкины (фантазиями немецких горе-историков и наших доморощенных фальсификаторов Романовых - Л.С.) выдвигали на престол "младшего сына" (кавычки мои - Л.С.) Алексея Михайловича десятилетнего Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] I.

    В 1682 году (фантазиями немецких горе-историков и наших доморощенных фальсификаторов Романовых - Л.С.) возник конфликт между наследными родами, приведший к вооруженному восстанию стрельцов. Конфликт родов Милославских и Нарышкиных смог разрешить (фантазиями немецких горе-историков и наших доморощенных фальсификаторов Романовых - Л.С.) митрополит Иоаким, принявший решение венчать на царство (фантазиями немецких горе-историков и наших доморощенных фальсификаторов Романовых - Л.С.) сразу двух малолетних детей царя Алексея Михайловича Романова: пятнадцатилетнего Ивана VII и десятилетнего Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] I. "Регентшей" (кавычки мои - Л.С.) при малолетних царях (фантазиями немецких горе-историков и наших доморощенных фальсификаторов Романовых - Л.С.) выступала их "старшая сестра" (кавычки мои - Л.С.) [мать Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] I Софья Алексеевна (Софья-Шарлотта)], которая "по настоянию стрельцов" (кавычки мои - Л.С.) и приняла на себя управление государством.

    «Шапка Мономаха» была одна, и по такому случаю в мастерских Московского кремля изготовили «Шапку второго наряда», копирующую первую, но с более простым декором. «Шапка Мономаха второго наряда» для (племянника - Л.С.) младшего брата Ивана VII, будущего императора Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] I выставлена в витрине Оружейной палаты. По форме «шапка второго наряда» является точной копией «Шапки Мономаха», лишь тулья у нее не имеет сканого узора. Золотые пластины тульи гладкие, украшенные лишь драгоценными камнями и жемчугом. Эти шапки выставлены в одной витрине и их легко отличить друг от друга.

    Ивану VII Алексеевичу, как старшему, досталась настоящая «Шапка Мономаха», а Петру [Исаакию (Фридриху Петеру Гогенцоллерну)] I, как младшему, – её копия. Это очень обидело будущего Великого императора. Будучи, не в праве передать своим потомкам для коронации «Шапку Мономаха первого разряда» (он не был ею венчан, и она не являлась его коронационным головным убором), Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] I приказал изготовить для своего наследника корону по европейскому образцу. Этой короной была коронована дочь Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] I [Екатерина I (1706/8-1708)]. В 1725 году была коронована жена Петра I Екатерина. Преемницей Екатерины I в 1730 году после Петра II Алексеевича стала племянница Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] I - Анна Иоановна. Однако, женские капризы известны, для женщины корона уже не столько символ, сколько личное украшение. Женщина не станет носить такое же украшение, как у других. Царица Анна Иоановна, племянница Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] I для своего коронационного головного убора заказала новую корону, приказав выковырять для неё из старой Екатерининской все бриллианты. Жалкий остов этой первой короны западноевропейского образца хранится в Оружейной палате Московского кремля ниже короны Анны Иоановны.

    Первое упоминание о том, что «шапка золотая» является шапкой астраханской, имеется в грамоте 1462 года царя Василия II Васильевича по прозвищу «Темный», в числе перечня реликвий русЬкого престола. В каталоге Оружейной палаты 1778 года шапка также названа «астраханской» с указанием, что она изготовлена в честь покорения Астраханского ханства: «Шапка первого наряда царя Михаила Федоровича, называемая «Астраханскою». Михаил Федорович был первым царем династии Романовых, и Романовым, надо было показать, что «Шапка Мономаха» является родовым атрибутом власти их семьи. Эта версия опровергается всеми специалистами, так как шапка с аналогичным описанием, но под названием «шапка золотая» известна еще со времен князя московского Иоанна I Даниловича «Калиты», когда никакого «покорения Астраханского ханства» еще не было.

    Одни историки считают, что шапка была сделана в Византии, другие относят ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи утверждают, что это произведение бухарской работы.

    Происхождение царского венца, как и история его появления в царской казне, до сих пор не имеет однозначного объяснения.

    В настоящее время исследователи считают наиболее вероятной версию о том, что «шапка Мономаха» была передана в дар Ивану I «Калите» (1283-1340 годы жизни) астраханским ханом Узбеком (1283-1341 годы жизни). Иван Данилович несколько лет прожил в Астрахани, сблизился с ханом Узбеком, они были с ним одногодками. Получив в 1325 году в Астрахани ярлык на княжение в Москве, Иван I возглавил "ордынское" (кавычки мои - Л.С.) войско в походе на мятежную Тверь в 1227 году. Иван I добился уплаты тверчанами ордынской дани, выступал за укрепление влияния православной церкви, перевел патриарха Петра из Новгорода в Москву. О том, что «Шапка Мономаха» была передана Ивану I ханом Узбеком (1313–1342 годы правления) впервые высказал предположение Г. Вернадский [Г.Ф. Валеева-Сулейманова. Татарские шапки – короны русских царей. / журнал «Идель» № 3-4 / – Казань, 1996].

    Шапка имела особый символический и даже мистический смысл для правителей Руси. Её одевали только один раз во время обряда «венчания на царство». Князья московские, а, впоследствии, цари России, надевая головной убор, приобретали новое качество быть обремененными возложенной на них этим головным убором властью. Впоследствии, обряд «венчания на царство» был заменен обрядом «коронации» – всеобщего народного признания права человека, одевшего корону, на власть над своими подданными.

    Описание «Шапки Мономаха» отличается скупостью: «Шапка Мономаха. Конец XIII – начало XIV века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех, скань, зернь, литье, чеканка, гравировка. Высота 18,6 см; окружность 61 см. Оружейная палата. Москва» (см. фото).

    Так как подробных описаний «Шапки Мономаха» нет, а детали её трудно различить за массивным стеклом витража Оружейной палаты, воспользуемся описанием головного убора в работе старшего научного сотрудника Института языка, литературы и истории Академии наук Республики Татарстан кандидата искусствоведения Г.Ф. Валеевой–Сулеймановой:

    «Древнейшая часть – тулья составлена из восьми золотых пластин, каждая из которых напоминает продолговатый равнобедренный треугольник с отсеченной вершиной. По краям пластин имеются отверстия, сквозь которые подшивалась к ним изнутри матерчатая основа. Все пластины украшены сложным сканым узором из тончайшей золотой проволоки. Верхний колпачок с крестом был добавлен в XVI веке. Как считает ряд исследователей, вместе с имеющимся на шапке навершием, были добавлены и драгоценные камни с жемчугом, завершающие композицию шапки.

    …О том, что шапка была создана "золотоордынскими" (кавычки мои - Л.С.)  ювелирами, имеется ряд неоспоримых свидетельств. Во-первых, характер орнаментации и технологии сканого декора шапки. Шапка создана в технике накладной скани и зернения. Причем, зернь, в одних случаях, применяется в абрисах мотива лотоса, который украшает четыре пластины поверх сканой проволоки. Из них центральная – с красным рубином в круглой оправе и с четырьмя жемчугами; по сторонам ее две пластины с зеленым изумрудом в прямоугольной оправе в композиции с тремя жемчугами; четвертая пластина – с мотивом лотоса расположена на противоположной стороне от центральной. Композиция декора выделяет главную лицевую часть шапки. В других случаях, зернь украшает листовидные мотивы, по абрису гладкой проволоки, в основании пластин по обеим сторонам, как единый сквозной мотив, объединяющий декор пластин шапки. Центральным на четырех других пластинах шапки является мотив шестиконечной звезды со вписанной в нее двенадцатью лепестковой розеткой. На каждой из пластин по одной линии периметра шапки в высокие гладкие шатоны из золота вставлены драгоценные камни – зеленые изумруды и красный рубин. Шапка окаймлена по абрису мотивом двухполосной плетенки.

    Выявляется определенный принцип в декорировании шапки: из восьми пластин - четыре с характерным мотивом лотоса, причем три из них на лицевой части, четыре другие пластины - с ведущим мотивом шестиконечной розетки. Отметим значение мотива лотоса, который играет в декоре главенствующую роль и несет в себе определенную символическую функцию.

    В создании сканого узора используются два композиционных приема, характерных для сканых украшений, имеющих большую поверхность декорировки. Это, во-первых, прием заполнения каркасных спиралевидных узоров ритмом одинаковых крупных завитков, закрученных слева направо, и, во-вторых, в виде растительных побегов, имеющих завитки на обе стороны. Ряд исследователей полагает византийские истоки ленточной скани шапки, привлекая к доказательству памятники последней четверти XII в. Однако, технология накладной и ажурной скани и подобная ей ремесленная традиция были известны в Поволжье в условно "домонгольский" (кавычки мои - Л.С.)  период. В частности, к X–XII векам относится находка сканой серьги из Булгар, грушевидной формы, с тонкой накладной сканью на серебряной пластине, а также, относимые к концу условно "домонгольского" (кавычки мои - Л.С.) периода, сканые ажурные серьги, скань которых решена в виде крупных завитков на обе стороны от сканой проволоки» [Г.Ф. Валеева-Сулейманова. Татарские шапки – короны русских царей. / журнал «Идель» № 3-4 / – Казань, 1996].


Рецензии