Неизвестный Кандинский
Очевидное - невероятное
Воистину, неисповедимы пути Господни… История, которую мы хотим вам рассказать, наверняка известна не многим. Речь пойдёт о невероятном переплетении судеб двух совершенно разных людей — известного художника-абстракциониста Василия Кандинского и американского солдата Дэвида Паладина.
Шёл 1944 год, в Европе полыхала Вторая мировая война. В пригороде Парижа от тяжёлой болезни умирал известный художник-абстракционист Василий Кандинский. Он покинул этот мир 13 декабря.
В это же время в немецком концентрационном лагере умирал от истощения и пыток американский солдат Дэвид Паладин, сын белокожего миссионера и индианки из племени навахо…
Василий Кандинский, великий русский живописец, и Дэвид Паладин, ничем не примечательный американец… Эти два человека никогда не встречались и ничего не слышали друг о друге. Но жизни их соединились самым невероятным образом.
Дэвид Паладин
Дэвид Паладин появился на свет в 1926 году в семье миссионера и индианки, которая жила в резервации индейцев в городке Чинли, штат Аризона. Мальчик с раннего детства не выделялся ничем особенным, разве что весьма непокорным нравом. Он периодически убегал от своих родственников и поэтому попал в исправительную колонию в Оклахоме. Учёба всегда давалась ему с трудом. В конце концов с большими усилиями он всё-таки освоил профессию картографа. В армии служил по этой специальности в Европейском контингенте войск США.
Ему не повезло: во время Второй мировой войны он попал в плен к нацистам и очутился в концентрационном лагере. Когда войска союзников освободили заключённых, Дэвид был совсем плох, он уже не подавал признаков жизни. Его тело вместе с трупами других заключённых погрузили в вагон и повезли хоронить в братской могиле. Вдруг неожиданно, во время погрузки мёртвых в железнодорожный товарный вагон, тело молодого солдата стало проявлять слабые признаки жизни!..
Сначала Дэвида Паладина безуспешно пытались лечить в военно-полевом госпитале Вены… Изредка бессознательное состояние Дэвида кратковременно прерывалось бредом, и медперсонал зафиксировал несколько обрывков русских фраз… Паладина хотели было перевести на территорию советских частей, однако личность Дэвида была уже установлена, и его в состоянии комы переправили в США в госпиталь штата Мичиган для ветеранов войны. Сознание вернулось к нему только спустя два с половиной года — в 1946 году. Придя в себя, Дэвид Паладин на вопрос, как его имя, ошарашил окружающих ответом на чистом русском языке: "Меня зовут Василий Кандинский, я — художник!"
Поначалу все подумали, что молодой человек бредит, однако его поведение было довольно осмысленным. Что оказалось весьма странным, Дэвид стал говорить на родном английском с ошибками и сильным акцентом. Но что самое непонятное, на русском он говорил чисто и очень грамотно, хотя русский Дэвид никогда ранее не учил. Также Дэвид, ко всеобщему изумлению, свободно заговорил и на немецком языке, который Кандинский знал даже лучше самих носителей языка! При этом Паладин приводил множество фактов из жизни Кандинского. Когда позже начали исследовать этот феномен, выяснилось, что Василий Кандинский умер во Франции в 1944 году в возрасте 78 лет в то самое время, когда безжизненное тело Дэвида находилось в концлагере.
У Дэвида неожиданно (ещё в госпитале) появилось непреодолимое влечение к рисованию, хотя ранее он никогда этому не учился. Он начал писать картины маслом и при этом подписывал их характерным знаком Кандинского. Искусствоведы и эксперты (в их числе и Томас М. Мессер, директор Музея Соломона Р. Гуггенхайма, активно скупавшего с 1929 года произведения Кандинского), увидев работы новоявленного художника и не зная заранее, что это холсты руки Паладина, в один голос заявили: перед ними без сомнения подлинный Кандинский! Сейчас, когда в Нью-Йорке проходят выставки Василия Кандинского, в соседнем зале, как правило, выставляются работы Дэвида Паладина ("Нового Кандинского"), у которого Музей Соломона Р. Гуггенхайма при жизни приобрёл 130 полотен.
Василий Кандинский
Кандинский, безусловно, является одной из наиболее ярких личностей в мире живописи. Вклад его в мировое искусство огромен, и имя его широко известно. Творческое наследие Кандинского насчитывает огромное количество картин, украшающих коллекции лучших музеев мира, и несколько книг по искусству. Он — новатор, революционер, один из основоположников абстракционизма и синтетического искусства. (Синтез искусств — создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения видов искусства в одно целое. В сферу интересов Кандинского входили не только визуальные искусства, он также увлекался музыкой, поэзией, театром, сам играл на фортепьяно и виолончели, писал стихи и сценарии. Будучи художником универсального, "леонардовского" типа, он глубоко интересовался взаимосвязью различных видов искусства и её влиянием на восприятие человека. Увлекшись идеями синтеза искусств, художник собрал в своей библиотеке множество книг о театре. Он также интересовался идеями Скрябина и его сочинениями, в особенности поэмой "Прометей".)
Художник верил в свою миссию, в своё высокое предназначение, которое влекло его к неистовому творчеству. Его искусство для многих было вызывающим, провокационным. Придя к идее синтетического искусства, он попытался вывести живопись за рамки плоского холста и сделать её многомерной, связать со светом и ритмом пространства; видел звуки в цветах и слышал музыку красок. Всё это было настолько неожиданно и ново для многих современников, что некоторые считали его сумасшедшим! Но всё же мало кто сомневался в его гениальности. Кандинский, как истинный гений, "взорвал" представление своего времени о живописи и вывел его на качественно новый уровень.
Василий Васильевич Кандинский родился в Москве в 1866 году в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского. Отец происходил из нерчинских купцов, потомков каторжан. В 1871-м семья осела в Одессе, здесь будущий художник окончил гимназию, получил художественное и музыкальное образование (Кандинский был прекрасным пианистом). В 1885— 1893-м (с перерывом в 1889—1891-м) учился на юридическом факультете Московского университета, где изучал экономику и право. В 1893 году В. Кандинский окончил юридический факультет.
Художником Кандинский решил стать в сравнительно зрелом возрасте — ему было 30 лет. В 1896 году он обосновался в Мюнхене, где обучался живописи в частной студии. В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств. Вскоре создал художественное объединение "Фаланга", организовал при нём школу, в которой сам же и преподавал. В эти годы Кандинский много путешествует и работает над созданием новаторской концепции "ритмического" использования цвета в живописи, интересуется теологией.
Когда началась Первая мировая война, художник вернулся в Россию, в Москву. После революции Кандинский активно занимался общественной работой: участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры, был избран вице-президентом РАХН (Российской академии художественных наук), преподавал живопись. В 1921 году Кандинский уехал в Берлин, участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он больше не вернулся. Живя в Берлине, Кандинский получил всемирное признание как один из ведущих художников-абстракционистов. Когда к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию. В 1944 году в Париже состоялась последняя персональная выставка великого художника, а 13 декабря того же года его не стало.
Удивительная метаморфоза
Дэвид Паладин, выйдя из госпиталя, начал совершенно новую жизнь: он даже не вспомнил о своей бывшей профессии и вовсе не думал искать работу картографа. Вместо этого он продолжал писать картины в стиле Кандинского и… виртуозно играть на фортепиано! Этот талант достался ему тоже, естественно, от "русского переселенца". Но и этим не ограничились мистические изменения личности Дэвида. Не имея высшего художественного образования, Паладин устроился преподавателем искусства в колледже в родной Аризоне! А затем ему предложили место лектора по теологии в университете Денвера (штат Колорадо)! Позже в Альбукерке (штат Нью-Мексико) он открыл собственную художественную студию, пользовавшуюся большой популярностью.
Паладин прожил активную творческую жизнь, у него было много учеников, художника окружали почитатели его талантов. Один из последних — Томас М. Мессер, директор Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, считал, что картины Паладина являются прямым продолжением творческой линии великого русского абстракциониста. Интересно отметить, что в искусстве произошёл интересный симбиоз личностей великого абстракциониста и Дэвида Паладина. Хотя Дэвид и писал в манере Кандинского, сюжеты он обогатил национальным колоритом североамериканских индейцев с шаманской ноткой.
Говорит Василий Кандинский…
По просьбе друзей Паладин однажды принял участие в сеансе гипноза. Гипнотерапевт, проводивший сеанс, записал ответы Дэвида на плёнку диктофона. И снова то, что Дэвид поведал во время сеанса, поразило и озадачило всех: урождённый американец говорил на чистом русском языке без малейшего акцента! Он вспомнил и рассказал о том, как в концлагере в него вселилась душа русского художника, и удивил множеством любопытных фактов из жизни самого Василия и семьи Кандинских, которые полностью совпадали с биографией художника.
Голосом Кандинского Дэвид Паладин посетовал, что ему, Василию Васильевичу, почти всю жизнь довелось прожить кочевником. "Но почему и после смерти моей душе нет покоя? Почему она вселилась в этого человека? — спрашивал он и сам же отвечал: — Может быть, для того, чтобы завершить незаконченный цикл картин…"
Дэвид Паладин умер в 1984 году.
(Использованы источники: http://www.
liveinternet.ru/users/seniorin/post311505633/
http://www.astro.com/astro-databank/ Paladin,_David)
Свидетельство о публикации №222012202018