Соломенные крыши, бабушкин хлеб

Соломенные крыши, бабушкин хлеб.
Май 17, 2020
Мамины родители- дедушка и бабушка.

О себе.
Признаюсь, я не видела динозавров, когда родилась они уже вымерли.
Но видела дома под соломенной крышей, плетни, сплетённые из веток.
Только сейчас осознаю, что родилась всего через четырнадцать лет после долгой войны с фашизмом.
Мой дед после войны отстроил дом и крыша была под шифером, а не как у соседей, соломенная.
Моя мама татарка, и в их деревне, то есть у бабушки с дедом, в доме была веранда- чулан, потом кухня, где красовалась печь, в ней в чугуне — это посуда, вместо кастрюли, варился суп с мясом, с говядиной или куриный с лапшой- тукмач.
Бабушка замешивала тесто на хлеб, предварительно замачивая хмель- комалак, добавляя немного муки, получалась закваска- ачеткеч. У деда с бабой была корова Лена, такая рыжая, с белым пятном на лбу. В доме были стол, стулья, кровати, саке- полати, на кухне, куда можно было забраться ногами.
Однажды я смотрела как нэнэй крутит сепаратор, молоко в одну посуду льется, а сметана в другую.
Лето, жарко, стою и смотрю на труд бабули. Долго крутит, я устала, захотела пить и побежала домой. Захожу, а моя нэнэй хлеб печёт и испекла мои «малинучки», так она называла булочки, которые специально для меня пекла со свежей малиной, а иногда со смородиной. Я их, конечно, называла «малиночкой», но моя бабуля жила в деревне и не знала русский язык так хорошо как я.
Ой, увлеклась. Моя бабуля тут, дома печёт хлеб, а там она крутит сепаратор! Я со всех ног побежала смотреть на бабушку, которая из молока парного делает вкусный каймак- сметану.
Подхожу к летней кухне- алачык, а там её нет. Я снова побежала домой, пить чай с творогом и сметаной и с малиночкой!
А когда я не хотела есть шулпу- суп с лапшой, дедуля брал мелкую крапиву и тряс ею, мол, получишь ты у меня. Он никогда ею не жалил, но когда приезжали из города мама с папой, я им жаловалась, что дед, если не ем, крапивой бьет. Мама с папой улыбались и говорили, правильно делает, вон какая ты худенькая.
Это ещё не всё, я не рассказала вам про башкирскую деревню.

Папина мама- нэнэй

А теперь про другую бабулю. Она то с нами жила в городе, то в деревне у дочери.
У них дома была одна кровать, на которой бабушка спала, стол и стул, наверное один, а может я не помню,
Когда мы приезжали туда, папа, мама и я, то собирались гости. Все сидели на полу , на котором был большой палас, может клеенка, я не помню, сначала подавали куски мяса и картошку. Мясо- олёш, дословно- (твоя) часть, подавалась каждому гостю, если не ешь, забираешь домой. Сначала ели мясо, картошку, а потом шулпу, бульон.
А у той бабушки сначала ели суп, а потом мясо.
И жители той деревни держали коров и баранов, а в башкирской горной деревне, лошадей и коз, но коровы тоже были.
Вот что я запомнила из детства. И ещё бегали чумазые, загорелые дети и в три или в четыре года думала:- Я не хочу, чтобы когда я вырасту, у меня были такие смуглые дети.-


Рецензии