Что я знаю об Алексее Толстом

        В ГОИ (Государственный оптический институт), где мне довелось несколько лет  потрудиться, работал физик (доктор физико-математических наук) Никита Толстой (1917 – 1994) – сын знаменитого писателя графа Алексея Николаевича Толстого (1882 – 1945). О научных достижениях профессора Никиты Алексеевича слышать не приходилось, зато все знали, что директор института Михаил Михайлович Мирошников брал его в свои зарубежные командировки, потому что Никита Толстой хорошо говорил по-английски. Никита Алексеевич очень гордился своим папой и открыто же гордился дворянским происхождением, хотя после Октябрьской революции в нашей стране это считалось сомнительным достоинством.
        Граф Толстой имел четырёх жён. Никита Алексеевич был рождён от третьей жены (Натальи Васильевны Крандиевской) накануне Октябрьской революции 1917 года. Никите Алексеевичу посвящена известная повесть А. Н. Толстого «Детство Никиты».
        А. Н. Толстой открыто считал себя зажиточным графом и жил на широкую ногу (в СССР-то!) – две иномарки, шикарная старинная мебель, прислуга.(Подробнее об этом – в статье «Четыре жены советского графа», еженедельник «24 часа», № 17, 2007.)
        Как рассказывал Никита Алексеевич, граф Алексей Толстой  ради распространения фамилии написал завещание, в котором после его смерти огромное состояние должно было быть разделено пропорционально числу внуков, при этом внучки не должны были приниматься в расчёт. Вот почему потомки Алексея Толстого старались иметь как можно больше сыновей. У Никиты Алексеевича было семеро детей (в том числе сотрудница нашего государственного университета Татьяна Никитична Толстая, слывущая ныне русской писательницей) и четырнадцать внуков.
        Алексей Толстой всячески заискивал перед Сталиным, чтобы «отмыть» своё дворянское происхождение. Ему удалось это сделать, когда в 1930 году, когда по прямому заказу властей он написал первое произведение о Сталине – повесть «Хлеб» («Оборона Царицына»), целиком посвящённую сталинским мифам о Гражданской войне. Толстому была уготована роль писателя «номер два» (после Горького). Он был символом «перековки» барина, графа в советского гражданина.
        Полагаю, что никто не может сомневаться в писательском таланте Толстого. Взять хотя бы такие его романы, как «Пётр Первый» или «Хождение по мукам». Но в писательской среде многие его не любили. Он вызывал откровенно презрительное отношение таких людей, как Анна Ахматова и Михаил Булгаков, а от поэта Осипа Мандельштама он даже «схлопотал по морде». Популярный в прошлом веке прозаик  – русский писатель Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1890–1939, князь из Рюриковичей) дал Алексею Толстому такую оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого – удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов». (Святополк-Мирский Д. История русской литературы с древнейших времён по 1925 год. – Лондон, 1992. – С. 794.)
        Лично мне Алексей Толстой давно стал антипатичен по следующим позициям.
        Во-первых, мало понимая в существе дела, но желая угодить властям, Алексей Толстой принял участие в работе специальной комиссии, которая пришла к позорному заключению, что польские офицеры в Катыни были расстреляны немцами. Теперь стало известно, что это – дело рук украинцев из армии УПА (Украинская повстанческая армия), сотрудничавшей с Гитлером.
         Во-вторых, незнание иностранных языков и нарочитое нежелание изучать их Толстой оправдывал необходимостью лучшего ощущения родного языка. Он уверял общественность,что в ближайшем будущем русский язык станет всемирным. «Русский язык должен стать мировым языком. Настало время (и оно не за горами)», – писал Толстой в 1934 году (Толстой А. Н. Нужна ли мужицкая сила? – Собр. соч. в 10 т. – Т. 10. – М.: Художественная литература, 1961. – С. 233). Толстой считал, что «главным аргументом для всемирного распространения русского языка является то, что это язык, на котором мыслил Ленин, на котором с математической ясностью и простотой товарищ Сталин выражает философию движения истории». (Толстой А. Н. Собр. соч. в 10 т. – Т. 10. – М.: Художественная литература, 1986. – С. 220). Ну не мастер ли художественного слова?! И надо же, с ясностью-то «математической»! А что он понимал в математике? Из нижеследующего будет ясно, что – ничего!
        В-третьих, в 1927 году А. Н. Толстой написал фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», где повествовалось об оружии, которое было устройством, концентрирующим мощный пучок световых лучей для сжигания любых предметов на значительном расстоянии. Знакомые ему учёные предлагали Толстому изменить название, так как гиперболоид – это трёхмерная математическая поверхность (второго порядка), которая будет не сжимать лучи, а, наоборот – только рассеивать. Но автор упрямо настаивал на «гиперболоиде» только на том «веском» основании, что это слово ему «ну, как-то больше нравится».
        Кстати! А можно ли действительно создать подобное оружие? Существует легенда, что Архимеду удалось на расстоянии поджечь римский флот,осаждавший Сиракузы. Греческий исследователь (военно-морской инженер)Ионас Саккас в 1973 году придумал и осуществил эксперимент, в котором 50 мужчин, используя бронзовые пластины (1 ; 1,5 метра), имитирующие древнегреческие бронзовые щиты, направили «солнечные зайчики» на деревянный макет римской триремы (Гребное судно с тремя рядами вёсел). Макет вспыхнул через две минуты При этом была достигнута температура 320° С. (Источник: Журнал «Всемирный следопыт», № 7, 2003. См. также статью: mg-tatarstan.ru›node/935 Примечания (сноски)439). Так что прообразом разрабатываемого разными странами с 1960-70-х годов лазерного оружия, которое использует в качестве поражающего средства лазерный луч, является не Алексей Толстой, как считают некоторые, а великий Архимед.    
         В-четвертых, в романе «Пётр Первый» А. Н. Толстой дал одному из героев прозвище Цыган. Действие романа начинается в 1682 году, в то время как первые цыгане в России появились лишь при Елизавете Петровне. Более того, по свидетельству историков, ещё не менее полувека их называли не «цыгане» (это заимствовано из немецкого. Цыган по-немецки – der Zigеuner),(Источник: Имя, прозвище, фамилия / А. Кроткий // Алфавит. – 2003. – № 6), а «румане». (Источник: Имя, прозвище, фамилия / А. Кроткий // 24 часа. – 2003. – № 27 (732)).
        В конце восьмидесятых годов историками было точно доказано, что А. Н. Толстой вовсе не являлся графом, а был он незаконнорожденным сыном председателя Уездной земской управы (Самарской губернии) Алексея Аполлоновича Бострома, в честь которого и был назван. Но к этому времени сам Алексей Толстой уже умер, и огорчаться ему, стало быть, не пришлось.


Рецензии
Здравствуйте, Юрий!
/
Любопытное эссе у Вас получилось. Читала с большим интересом.
Алексея Толстого люблю с детства, можно сказать , что выросла на его книгах.
Лет в одиннадцать с огромным удовольствием прочитала роман "Пётр Первый", а потом и всё остальное. Но роман "Пётр Первый" остался любовью на всю жизнь.)
Тому, что Алексей Толстой не имеет никакого отношения у другим Толстым - потомкам русского дипломата и птенца гнезда Петрова - Петра Андреевича Толстого,- есть множество свидетельств. Об этом писали и Иван Бунин, и Нина Берберова, и Максимилиан Волошин, и Роман Гуль...
Вот, как последний пишет об этом в книге "Я унес Россию..." Апология эмиграции. (Т. 1. М. , С. 299-300):
"У графа Николая Толстого были два сына – Александр и Мстислав, в их семье гувернером был некто Бострем, с ним сошлась жена графа и забеременела. Толстой был человек благородный (а может быть, не хотел огласки, скандала) и покрыл любовный грех жены: ребенок родился формально как его сын – Толстой. Но после рождения Алексея Николаевича Толстого его «юридический» отец граф Н. Толстой порвал с женой все отношения. Порвали с ней отношения и сыновья – Александр и Мстислав. Оба они не считали Алексея – ни графом, ни Толстым. Так ребенок Алексей Толстой и вырос у матери, в Самарской губернии. Но когда граф Николай Толстой скончался, уже взрослый Алешка, как «сын», приехал получить свою часть наследства. И получил. С Мстиславом Толстым я встречался на юге Франции у своих знакомых Каминка, они были соседями по фермам недалеко от города Монтобана.

Только после рассказа М. Н. Толстой мне стала понятна суть той «биографии» Алексея Толстого, которую он, по настоянию Ященки, дал в «Новую русскую книгу». В этой «биографии» Толстой не сказал решительно ни одного биографического слова о себе."
/
Но это не так важно. Писатель он великолепный и думаю, что ещё долго его творчество останется актуальным.
/
С уважением и теплом самым душевным, радости и всяческого благополучия Вам, Юрий!

Наталья Николаевна Максимова   22.08.2022 20:56     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Наталья Николаевна, за визит и интересные дополнения.
.
С уважением

Юрий Матусов   22.08.2022 20:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.