Николай Чудотворец из Ревды

Праздник Восьмого марта — красный день календаря. Вместе с выходными получилось четыре свободных дня. Решили пойти в лыжный поход. На автобусе до посёлка Ловозеро. Далее на лыжах по льду Ловозера на юг. Переход на Сейдозеро. Перевал через Ловозёрские тундры. Ревда — конечная точка нашего маршрута. Было нас четверо: Вовка Морковнин, Петька Круглов, Олег Калинников и я, чтоб в одну палатку уместиться. Две ночёвки планировали.

Рассказ мой не будет отчётом о походе. Это неинтересно. Не всех же интересует лыжным туризмом. Я хочу поведать о не до конца понятом мной случае — мистическом феномене, Явлении, суть которого заключена в названии рассказа.

Олег Калинников или Калина был родом из Ревды. Хотел нас познакомить со своей семьёй или наоборот семью с нами. Поэтому последнюю ночь мы ночевали у него дома. Наш мотив, почему в Ревду, понятен?

Зачем вообще попёрлись? Чисто спортивный интерес, дух авантюры!

Понятие туризм за последние тридцать лет претерпело изменение. Это сегодня туризм есть овощной тур в Хургаду, тогда было иначе.

Карты у меня не было, разве что контурная карта Кольского полуострова.

Поэтому маршрут выбрал по крупным ориентирам, по льду озёр, чтоб не промахнуться.

Итак, последний день похода, ибо два предыдущих: сплошной энтузиазм, лыжня, солнце (днём), налим из лунки (ночью).

Заночевали мы на берегу Сейдозера. Недалеко от древней избушки охотников. В той избушке, к удивлению, был житель. Мужчина неопределённого возраста и неприметной наружности — отшельник, в буквальном смысле слова.

Вечером накануне я спросил у него: "Ничего, если мы разожжём костерок и поставим палатку переночевать?" Он был радушен. В свою избушку не пошёл, наблюдал, как мы варим кашу, ставим палатку…

Сели ужинать. Я протянул ему свою миску, сам стал гречку есть из плоского котелка. Мужик не отказался, ел, да расспрашивал нас кто мы, откуда. Удивлялся: мореходцы, а на лыжах…

Макароны на завтрак тоже лопали вместе. Когда мы собрали рюкзаки, чтоб двинуться дальше, мужичок предложил нам попробовать брусничной настойки собственной выделки. Попробовали настоечку, черпачком из древней кадушки. Похвалили, но не повторяли. Нужно было двигаться дальше. Попрощались.

До Ревды по прямой километров двадцать, через Ловозёрские тундры. Сначала вверх, после перевала вниз. Но какой же турист ходит по прямой?

Помню, чувствовал я себя в тот день неважно, видать застудился, не поберёгся накануне. Ребята тоже подрастеряли бодрость первых дней. Путь вверх с троплением лыжни занял несколько больше времени, чем планировалось.

Вот мы спускаемся, световой день подошёл к концу, сумерки. С правой руки — речушка, которой я придерживался. Каменные плато с обоих сторон расступились, что внушало оптимизм. Но вечерело, темнота сгущалась — это минус.

Моё самочувствие было совсем дрянь. Голова гудела, вся картинка плыла перед глазами. Бросало в жар.

Однако я шёл впереди, вёл друзей судомехов. Это был далеко не первый наш поход, ребята мне доверяли. Наша маленькая группа растянулась на метров сто, батарейки подсели не только у меня. Одинокий след после моих лыж явственно серебрился в свете луны, потому я особо не беспокоился, что ребята сзади куда-нибудь свернут. Беспокоился я о том, что не видел перед собой посёлка Ревда. Даже не видел зарева, которое обычно бывает над населёнными пунктами на севере. Старался только идти быстрее. Это была ошибка.

Драматизма я не хочу нагонять, как это делают настоящие писатели. И так всё предельно понятно, какие возможны варианты для заблудившихся в тундре.

Неожиданно слева услышал рокот снегохода, звук чуждый белому безмолвию окружающему нас, остановился. Вот из-за невысокой поросли деревьев выглянул яркий луч фары, с шумом подкатил ко мне "Буран". Поздоровались. Конечно, первый вопрос, который я задал охотнику на снегоходе:

— Скажите, я правильно держу направление на Ревду? — этот вопрос меня остро мучил в ту минуту.

— В принципе, правильно, но лучше иди по следу снегохода за мной, я еду в Ревду. Легче будет, чем по целине, — ответил охотник и добавил, — Ставь свой рюкзак на сиденье за спину. У посёлка оставлю.

Тяжёлый рюкзак с плеч долой — это меня сильно порадовало. Двигатель "Бурана" взревел. На какое-то мгновение лик охотника осветился отражённым светом фары. Я отчётливо увидел и запомнил это лицо, серьёзное и благородное его выражение.

След гусениц на снегу круто поворачивал влево. Это стало иллюстрацией ошибочности направления, которого я придерживался ранее. Миг, снегохода как не бывало. Тут и мои друзья механики дотелепали до меня.

— Ты чего, конь педальный, усвистал вперёд? — услышал взбодряющее приветствие Калины.

— Да если подстраиваться под твой черепаший темп, мы и к утру не дойдём!

— Сколько осталось?

— Топай до упора и не останавливайся, упор и упадёт! — мы шли теперь друг за другом по следу снегохода.

— Так упал, давно уже…

Вскоре дошли до околицы Ревды. Мой рюкзак стоял здесь на виду.

Было за полночь. Дверь олеговой квартиры открыла его радостная матушка. Она не ложилась, ждала нас. Планируемый день нашего прихода Калина сообщил заранее по междугороднему телефону.

Мы разостлали спальники прямо на полу детской, где спал его маленький братишка. Вернее, тот уже не спал, обрадованный нашим приходом.

Утром проснулись поздно. Моя хворь испарилась. За завтраком я всматривался в рукописный лик в рамке на стене кухни, явственно узнал в нём вчерашнего охотника.

— Технично твой отец нас встретил на "Буране", — прознёс я.

— В смысле?

— Да вот портрет, наверно, отца? — я указал на стену напротив, — он на снегоходе реально помог.

— Это Николай Чудотворец — святой, а отец рано ушёл на смену в шахту, он рано ложится спать. Ты не мог его видеть.

Я задумался… над бестактной глупостью своего предположения.

— Ладно, понял. Но мужик-то на снегоходе очень кстати оказался...

— Да какой снегоход, какой мужик? Никого не было.

— Не понимаю, как вы не видели охотника на "Буране", яркого света фары, громкого звука мотора... По его следу, как по дороге, мы пришли в Ревду!

Друзья не понимали, о чём я толкую. Не спорить же с ними, в конце концов!

К обеду пришёл отец Олега, он отпросился пораньше с работы. Познакомились. За столом смеялись, что я спутал главу семейства с Николаем Чудотворцем. Только матушка товарища вдумчиво задав интересующие её вопросы и представив себе обстоятельства зримого мною (только мною) Явления, поддержала меня. "Да, есть общие черты", — согласилась она. А трое моих друзей отрицали наотрез. "Не было никакого охотника, тем более на снегоходе! Был странный момент, когда ты припустил, отвернув от ручья. Так то обычное дело."

Перед тем, как сесть на автобус в Мурманск, мы успели совершить маленькую экскурсию на шахту. Отец договорился, чтоб нас пропустили. Зашли в широкий ствол, наподобие метростроевского, который под углом уходил вниз в скальную породу. Ощутили тепло, сырость и таинственность подземелья… И вышли. Время, как всегда поджимало.

28 декабря 2021 года.


Рецензии