Разговор в кафе о Кафке под кофе. 7

Разговор в кафе о Кафке под кофе.
7.

- Зная тебя, твою особенность и склонность к улублённости, предполагала, и даже, признаюсь, провоцировала тебя на глубокое раскрытие темы о гениальности и таланте, заинтересовавшей меня. Подумалось, что если ты её осветишь, то не только мне будет интересно послушать тебя и порассуждать вместе с тобой. Но что ты настолько углубишься! Что в разы увеличится объём написанного в соотношении нами сказанного! Так подробно, такие параллели! Удивил, даже я такого не ожидала. Взятый случайно пример с Кафкой, с его «Процессом», оказался удачным – выстрелом в «яблочко». Как всё получилось связанным в одно целое!
   Было заметно, что Ариша немного подустала от такой интенсивной беседы, но в её взгляде по-прежнему светилась искренняя заинтересованность. Мой словесно-понятийный натиск она выдерживала достойно, подавая сигналы, что способна выслушать ещё. Слушатель замечательный, нужно отдать ей должное.
- Я внимательно слежу за движением твоей мысли, - продолжала она – с её подъёмами и спусками, поворотами и повторами, раскрытием странностей и загадок, казалось бы, не связанных с Кафкой, на первый беглый взгляд. Есть динамика, развитие центральной линии, хотя с присущей тебе витиеватостью и склонностью к петлянию, насыщенная образность, а потому и сложность подобного изложения, непонятность применяемой тобой терминологии, с отличными от принятых значениями понятий, вполне допустима и приемлема. Я уже не требую от тебя краткости, смирилась. Но по ходу разворачивающихся картин возникают дополнительные вопросы, тянущие за собой ответы, что утяжеляет текст.
- Хорошо. Изложим, как и сколько сможем, и где-нибудь прервёмся. Оставшееся недосказанным будет бегать за нами хвостиками из оборванных ментальных ниточек. Да, что там с названием кафе?
- Не знаю. Возможно, снова изменилось. Мне не видно.
Я закрываю глаза и сижу некоторое время молча. Перед внутренним взором вспыхивает неоновая вывеска: «Конфуз Конфуция». Озвучиваю название.
- Оконфузился что ли Конфуций после показательных выступлений в кунг-фу?
- Без понятия. Не знаю с чем это связано. Кстати, тень Конфуция ни разу возле нас не возникала. Учитель явно нами пренебрегает.
- Мне вот что интересно. Нами создаваемый мир наполнен осколками миров других людей. Мы как бы собираем зеркало из множества осколков прежних зеркал, в которых отражаются образы тех, кто был ими. Но будет ли наше зеркало со временем цельным, или останется склеенным из кусочков? Ты же сам говорил, что сумма частей не есть целое…
- Мы складываем в уме картину мира из фрагментов, мозаичную картинку. Мы смотрим в калейдоскоп. И хотя он внутри тоже наполнен множеством цветных стекляшек, и вращая его получаются разнообразные узоры, но ему не стать зеркалом. Нет, мы не собираем зеркало мира из осколков, мы смотрим в калейдоскоп. Зеркало мира не разбивалось.
- А что это, и где оно?
- Это зеркало ума. Оно внутри нас. Это то, что смотрит в окуляр калейдоскопа.
- Ого! Неожиданно!
- Поэтому весь многообразный разноцветный мир, находящийся вовне, отражается в зеркале мира, которое внутри нас.
- Вопрос на засыпку. Тогда, кто мы? Ну!
- Мы – одно из стёклышек внутри калейдоскопа. Ха!
- Смешно. Ловко ты выкрутился. Это же бред, абсурд!
- Выкрутился ум. Да, но это ведь гениальный бред… Ха-ха!
- Да уж… Здорово! С ума можно сойти: мы – одно из стёклышек внутри калейдоскопа, узоры которого отражаются в зеркале, которое внутри нас…
- Да. Всё правильно повторила. Осталось осознать.
- Это какой-то дзэновский коан.
- Отгадавшего коан настигает дзэн. А теперь вернёмся к процессу рассуждения о «Процессе» Кафки.
В этот момент по диагонали стола проскользнула боком тень Кафки.

- Кафка рисует картину, в которой система настолько мощная, огромная и непонятная человеческому уму, что поражает человеческое восприятие абсурдностью происходящего и способна раздавить любого, попавшего в её жернова. Но дело не столько в физическом уничтожении, а показан страх личности перед машинным сознанием и организацией процессов. Суть в подавлении личности. Не только личности просителя, жертвы системы, но и подавление и стирание личности тех, кто обслуживает систему. Общество людей превращается в систему. И здесь тонкости. Пугает, ломает, давит тех, кто сопротивляется или боится, и тех, кто, являясь частью системы что-либо нарушает, становясь неугодным. Но может ли она разрушить того, кто потерял личность, не цепляется за образы и не играет роли, кто «сдался» Сущему и плывёт вместе с Потоком Существования? Ведь система воздействует на личность и через личность на тело. А если удастся сбросить личины? Тогда вопрос: Тень, Которой является персонаж – это личность или тень личности? С этим бы разобраться. На мой взгляд – это и есть личность, её остаток. Поэтому система способна доколупаться до тени. А Кафка недоумевает, он надеялся, что, став лишь тенью сможет спрятаться от мира.
   Персонаж сна не может быть ничем иным как фантомом. Кафка сновидит. Важна символика и образующиеся между символами связи, а также связь между виртуальностью и действительностью.
   Мы видим в тексте тени личностей. Другое дело, что когда мы тень натягиваем на живое существо и прикрепляем, то она становится образом человека. Возникают образы. И у Кафки они есть, а у других авторов в избытке, мы встречаем множество образов людей – полновесных, полнокровных, с различными характеристиками, чертами. К каждому образу прикреплена информация: кто; какой; откуда; как, почему и прочее. Образ, он же личность – это информация. А без сопутствующей информации образ превращается в привидение, может стать почти незаметным для окружающих. Но случаются и обратные вещи: существование фантомов без телесного носителя, без телесного сопровождения. Тогда образы вроде как есть, а людей таких или существ не было и нет. Всем известные вымышленные персонажи, у которых нет прототипов. Наш мир перенаселён образами, а не живыми людьми. Если людей приблизительно 8 миллиардов, то созданных образов на несколько порядков больше. Слишком много информации, часто лишней. Счастливее от этого люди точно не становятся. И покой теряют.
   Личность состоит из: набора образов, ролей, поведенческих реакций, набора социальных программ и отношений, функций, описаний, прав и обязанностей. Личности вступают в отношения. Личность – это картинка человека, прототип будущего цифрового аватара.
+ Это любой образ. Образы любовника, чиновника, служивого, романтического героя.
- Да. Это маски, которые надевают Тени, чтобы быть видимыми, образными, узнаваемыми. Тень – это только силуэт, почти бесплотный, но способный принять форму и материализоваться. Ей нужен кто-то, кто будет её отбрасывать. Как разделить объект и его тень? Возможно ли существование тени без предмета? Физика даёт свои ответы. Но мистик может видеть иначе, по-всякому. Хитрая ловушка. Сложные вопросы. Как же всё хитроумно устроено!
   Позволю себе, с твоего молчаливого согласия, ещё усугубить свой бред. Как ты, способна воспринимать? Ухватываешь зигзагообразные молнии мыслей?
+ Стараюсь. Пока справляюсь. Но уже фильтрую. Просто слушаю, давая тебе возможность излиться.
- Спасибо. Нужно кое-что уточнить, даже поправиться. Мы говорим не о физических процессах и предметах, о таких явлениях как свет и тень. Речь о мистицизме, эзотерике и психологии. Пользуемся понятием «тени» по аналогии с физическими процессами. Но всматриваемся не в физический, а в психологический мир! В те процессы, которые происходят в сознании и психике.
   Тень – это то, что находится в подсознании. А образы – это продукт нашего сознания. Тень создаёт образы, являясь первичной и главной. Каждый образ – это одежда для Тени. Или тень Тени. Поскольку Тень бесформенна, то в попытке обрести форму и проявиться создаётся образ. Понимаю, что сложно, но как-то так.
   Обычно они воспринимаются вместе, в одной связке, и для нас кажется невозможным их существование по отдельности. Но художники, поэты и писатели обладают порой странностями и подвижным, богатым воображением. Кафка утончил видение до крайней степени, утрировал моделируемую ситуацию, даже «идеализировал» возникшую в его воображении картину мира, наделив Учреждение специфическими проявлениями. Это фантазии, принявшие форму фантасмагории, ментальные эксперименты в его неустойчивой психике. Но они возникают в человеческом уме не на пустом месте. Нужно признать, что всё, что мы способны вообразить, действительно существует в «тонких мирах» параллельных физическому бытию. Кому-то удаётся получить код доступа к «секретным материалам», туда, куда обычным людям «вход воспрещён». Есть примеры в литературе: Гоголь, Эдгар По, Достоевский. Эти проявления и назовём гениальностью.
+ В таком случае, чем гениальность отличается от сумасшествия?
- Давай об этом не в этот раз поговорим. Мы же обсуждали различия между «просветлённостью» и «идиотизмом».
   Кафка написал о Тени и мире теней. Но в отличие от Шварца и его «Тени», взявшего эту идею у Кафки, он имел в виду тени, населяющие систему, в частности Учреждение. Вообще-то тема Тени затем прозвучала у многих писателей. Но у них другая символика, другие акценты.
   Это художественный приём, выражающий эзотерический, мистический взгляд на мир. Но в чём сложность? Через эту Тень нужно пройти, чтобы случилось освобождение, перестать быть заложником Тени. Будучи тенью, играя с тенями, человек продолжает находиться в ловушке. В зоне сумерек. Здесь своеобразная красота, романтичность и трагизм. Это «терра инкогнито». Мы постоянно в неё попадаем и проходим сквозь неё, засыпая и просыпаясь. А можно застрять.
   Кафка, видимо, не совершил этого шага – сквозь Тень. Будучи мистиком по своей душевной организации, художником, он не превратился в духовного мистика. В насекомое смог, в ангела – нет. Остался художником.
   Не пройдя сквозь, невозможно избавиться от Тени. А значит, Она продолжает довлеть, будучи тёмной стороной личности, а система через неё способна давить на человека. Отсюда весь трагизм, психологизм, пессимизм, фатализм. Потому и ощущение гибели, беспомощности, бессмысленности существования. Государственная система давит на нас извне, а Тень душит нас изнутри.
Спасибо тебе, что такую тему важную затронула.
+ Да, Кафка через сто лет снова актуален.
- Смысл же в том, чтобы освободиться от Тени, перестать отбрасывать тень. Обретя «светящееся тело». Оно есть в человеке, так же, как и другие тонкие энергии. Человек состоит из семи тел. Кафка – мрачный, сумеречный, трагический певец Тени. Но есть ведь и Свет! А где в «Процессе» проблески света? Нету! Вот и беспросветность, безысходность.
   Но мы на этом своё размышление не должны останавливать.
   Помнишь процесс трансформации, происходивший с героем фильма «Пустой дом» Ким Ки Дука? Там тоже об этом. Но там найден выход! И показан! Я считаю Ким Ки Дука талантливым режиссёром и гением за те несколько выдающихся фильмов, которые он сотворил. В «Пустом доме» важен символ Тени, труд, практика самосовершенствования и обретение прозрачности. Показано гениально! Для меня это было потрясением, ответом, мучившим меня и указавшем, где искать выход. Учебное пособие. Символическое. Замечу, что не все его фильмы озарены светом и имеют проблески, лишь малая часть, а в остальном он тоже остался в лапах у Тени и стал повторением Кафки – певцом трагедии человека в мире и драматической судьбы в природе. В других его фильмах очень много насилия, боли, страданий, они тёмные и тяжёлые. Это трагизм существования людей, потерявших свет в себе и не встретивших любви.
   Получается, что смысл, который искал Кафка в абсурдном мире, когда бился как рыба об лёд о свою Тень, находится за пределами его произведений. Но удивительным образом его беспросветные тексты могут подтолкнуть читателей к переживаниям, размышлениям и духовному поиску – к поиску выхода к свету. Такова парадоксальность сознания. Если у читателя есть способности, готовность и случится нужда к Пониманию.
+ Получается, что мы как раз и подходим к тому, как не попасть в руки системы. Сейчас ведь такая же ситуация в мире.
- Мы уже попали. Теперь важно увидеть, как выпасть из мира и куда.

(продолжение следует)


Рецензии