Бессонная ночь

Капитан буксирного катера был категоричен. Он не может рисковать судном и людьми и работу по разгрузке стоящего на рейде сухогруза выполнять отказывается. Сухогруз - это большой корабль, на рейде - километра полтора-два от берега, ближе он не может из-за большой осадки и отсутствия причала. Буксирный катер с баржой обеспечивает его разгрузку-погрузку, мотаясь туда-сюда.

Судно доставило на рыбокомбинат груз соли, принимает взамен готовую продукцию  - слабосоленую сельдь последнего улова. Каждый час простоя корабля под погрузкой обходится предприятию в бешеные деньги  штрафных платежей. Это наши премии, соцкультбыт, благополучие посёлка.

Причиной бунта были перебои в работе судового дизеля. Он глох в самый неподходящий момент, и судно вместе с груженой баржой становились игрушкой волн и ветра.

Это была моя третья путина. Я занимал тогда должность главного инженера и к флоту имел весьма косвенное отношение.  Критический характер ситуации заставил этим пренебречь.

Стемнело, когда я поднялся на борт катера, стоявшего у пирса. Морской закон гостеприимства никто не отменял. Пропустили с капитаном по стаканчику, закусили, чем бог послал, после чего я пожелал хозяину спокойной ночи, а сам с мотористом спустился в машинное отделение. 

Система топливоподачи была типичной для таких судов. Вдоль бортов две цистерны-танка по полторы тонны, из которых солярка самовсасывающим ручным насосом типа альвейер подавалась в расходный бачок литров на двадцать. Уровень топлива в бачке контролировался  мерной стеклянной трубкой с делениями. Собственно, и всё. Далее - топливный насос дизеля и форсунки.

Моторист - молодой парень, работающий самостоятельно первую навигацию, объяснил, что топливный фильтр на двигателе он заменил, не помогает.

Внимательно осмотрев расходный бачок и мерное стекло, я обратил внимание, что в верхней части оно прозрачнее. А внизу слегка мутновато.

- Снимай крышку расходного бачка, - попросил я моториста.
Отдать полдюжины винтов и крышку снять - десять минут работы.

В машинном отделении жарко от остывающей махины дизеля. И запачкаться есть чем.  Раздевшись по пояс, я личные проблемы решил. Осталось разобраться с заморочкой. С ней стало ясно, когда я в люк бачка руку запустил до самого плеча. Мои пальцы погрузились в обильный слой придонных отложений.

Дальше дело техники. Отмыли бачок внутри до блеска, промыли  для гарантии порцией чистого топлива. Собрали всё, как было. Даже осталось время немного вздремнуть до рассвета.

Утром капитану докладываю, что неисправность устранена, перебоев в работе двигательной установки не будет.

Чувствую некоторое недоверие. Как так? Они полнавигации мучаются, а тут - без существенного ремонта,  без замены узлов - раз-два и готово!

- Хорошо, - говорю ему. - Цепляй баржу, её за ночь как раз  загрузили, один раз для гарантии схожу с тобой.

Пока сходили с баржой к сухогрузу, я успел неплохо вздремнуть в закутке капитанской каюты.  Перебоев дизеля не случилось.

Известная каждому механику истина: техника  - как женщина, любит уход и ласку!


Рецензии
Успешное решение проблемы зачастую кроется
вот в таких, казалось бы, мелочах
как в Вашем случае! Главное, чтобы голова работала
в правильном направлении.

Скляров Анатолий Николаевич   20.10.2022 12:56     Заявить о нарушении
Конечно, Вы правы, Анатолий Николаевич!
Но когда горы и море, безлюдье и удаленность,
да ещё морозы, любой пустяк становится роковым!
Спасибо за прочтение и отзыв. Будьте здоровы!

Георгий Иванченко   20.10.2022 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.