Александр Дейнека Покорители целины в Крыму. Культ
Если в картинах Аркадия Пластова (1893 - 1972) у многих юных моделей на лицах – невеселое выражение, то на картинах Александра Дейнеки (1899 - 1969) – наоборот. Как правило, у юных моделей на лицах (из творчества Александра Дейнеки) – полное удовлетворение. Для примера взглянем на картину «Пионеры Крыма» (1934) (или «Полдень (Сон)» (1932), «На Юге» (1966)).
Доминантой картин Александра Дейнеки является физическое и душевное здоровье, физическая красота, бодрость, оптимизм, благополучие изображенных героев.
На его картинах я не увидел сцен типа «Сбор картофеля» (1956 [1941]) - какие можно встретить у Аркадия Пластова….
Герои большинства картин Александра Дейнеки – например, таких, как «Раздолье» (1944), «Эстафета по кольцу «Б»» (1947) – вовсе не выглядят людьми, склонными к освоению целинных и залежных земель.
Они все заняты важным делом («Работать, строить и не ныть! Нам к новой жизни путь указан. Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником — обязан»).
Они в прекрасной физической и психологической форме. На них красивая одежда. У них – отличные перспективы. На их лицах нет озабоченности бытовыми (или иными) проблемами.
У них много дел по основному месту жительства, и ехать на Целину – это, похоже, для них нечто излишнее.
Однако, прекрасный облик Страны Советов, представленный на картинах Александра Дейнеки, рождает огромный энтузиазм, склонность к трудовым порывам.
Хотел того Александр Дейнека или не хотел, но советская молодежь массово устремилась на освоение Целины (период 1954-1960 годов в Казахстане, районах Поволжья, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока).
Естественно было бы увидеть на картинах Александра Дейнеки бодрых молодых людей, сверкающих улыбками, вызывающих симпатию своими стремительными и красивыми телами, отличной одеждой, - молодежь Страны Советов на Целине.
В тех материалах, которые мне удалось прочитать, нет никаких упоминаний о картинах Александра Дейнеки насчет освоения Целины.
Я даже вполне допускаю, что Александр Дейнека прямо никого не призывал ехать на Целину. (Кто - в случае отъезда на Целину - будет бегать эстафету в Москве, на Садовом кольце, около улицы Чайковского - по кольцу «Б»?).
Однако, я лично условно отношу к картинам о Целине «Пейзаж с трактором» (1960-е). На этой картине есть поля, есть трактор, но молодежь я не разглядел.
Наверное, трудовому законодательству не соответствует напряженный труд без отпусков и выходных… Энтузиасты Целины – они где-то отдыхали?...
Вполне естественно было бы увидеть молодежь с Целины (хотя бы на отдыхе) в Крыму.
Александр Дейнека очень любил Крым. Так пишут знающие люди. Это подтверждается картинами художника.
Практически во всех описаниях творчества художника присутствует упоминание картины Александра Дейнеки «В Крыму» (1956).
Освоение Целины началось в 1954 году. Так что кто-нибудь из энтузиастов, осваивавших Целину, мог бы оказаться в Крыму в 1956 году.
Однако, на картине «В Крыму» мы видим двух симпатичных женщин материнского возраста, нисколько не напоминающих юных трактористок, и мальчика лет 7-8. Он также не выглядит похожим на тракториста, на энтузиаста Целины…
Естественно, человек ищет, где лучше. В Крыму, судя по картинам Александра Дейнеки, – очень даже не плохо, особенно в курортный сезон.
Если кто-то поверил советским мастерам культуры, расписывающим прекрасную жизнь прекрасных людей в прекрасной стране, и если этот кто-то устремился к трудовым свершениям – куда-то туда, в романтические края, например на Целину (вместо Крыма), так ведь Александр Дейнека в этом не виноват.
Он – просто один из многих – один из тех, кто дружно (получая московские квартиры и подмосковные дачи, поездки в Крым и за границу), - побуждал граждан к трудовым свершениям…
Каждый из таких мастеров культуры – в отдельности – ни в чем не виноват… Они прославляли физическую красоту, здоровье, придавали повседневной жизни положительный колорит … Многие люди (художники – не исключение) были искренне уверены в положительных перспективах.
Потребители «культурной продукции» могли бы быть и поумнее, и попредусмотрительнее… Могли бы продемонстрировать больше скептицизма, проницательности и предусмотрительности… (Как говорят по простонародному: «следите за карманами»).
Рыба ищет где глубже…
[2651. Аркадий Пластов «Рождество». Культурологическая заметка. - 26 декабря 2021 г.].
23 января 2022 г. 13:32
{ 2746. Александр Дейнека «Покорители целины в Крыму». Культурологический очерк.
MMDCCXVI. Aleksandr Deyneka "Conquerors of Tselina in the Crimea". A culturological essay. }
Свидетельство о публикации №222012301018