Александр Дейнека Покорители целины в Крыму. Культ

Александр Дейнека «Покорители целины в Крыму». Культурологический очерк.


Если в картинах Аркадия Пластова (1893 - 1972) у многих юных моделей на лицах – невеселое выражение,  то на картинах Александра Дейнеки (1899 - 1969) – наоборот. Как правило, у юных моделей на лицах (из творчества Александра Дейнеки) – полное удовлетворение. Для примера взглянем на картину «Пионеры Крыма» (1934) (или «Полдень (Сон)» (1932), «На Юге» (1966)).

Доминантой картин Александра Дейнеки является физическое и душевное здоровье, физическая красота, бодрость, оптимизм, благополучие изображенных героев.

На его картинах я не увидел сцен типа «Сбор картофеля» (1956 [1941]) - какие можно встретить у Аркадия Пластова….

Герои большинства картин Александра Дейнеки – например, таких, как «Раздолье» (1944), «Эстафета по кольцу «Б»» (1947) – вовсе не выглядят людьми, склонными к освоению целинных  и залежных земель.

Они все заняты важным делом («Работать, строить и не ныть! Нам к новой жизни путь указан. Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником — обязан»).

Они в прекрасной физической и психологической форме. На них красивая одежда. У них – отличные перспективы. На их лицах нет озабоченности бытовыми (или иными) проблемами.

У них много дел по основному месту жительства, и ехать  на Целину – это, похоже, для них нечто излишнее.

Однако, прекрасный облик Страны Советов, представленный на картинах Александра Дейнеки, рождает огромный энтузиазм, склонность к трудовым порывам.

Хотел того Александр Дейнека или не хотел, но советская молодежь массово устремилась на освоение Целины (период 1954-1960 годов в Казахстане, районах Поволжья, Урала, Западной и Восточной Сибири,  Дальнего Востока).

Естественно было бы увидеть на картинах Александра Дейнеки бодрых молодых людей, сверкающих улыбками, вызывающих симпатию своими стремительными и красивыми телами, отличной одеждой, - молодежь Страны Советов на Целине.

В тех материалах, которые мне удалось прочитать, нет никаких упоминаний о картинах Александра Дейнеки насчет освоения Целины.

Я даже вполне допускаю, что Александр Дейнека прямо никого не призывал ехать на Целину. (Кто - в случае отъезда на Целину - будет бегать эстафету в Москве, на Садовом кольце, около улицы Чайковского - по кольцу «Б»?).

Однако, я лично условно отношу к картинам о Целине «Пейзаж с трактором» (1960-е). На этой картине есть поля, есть трактор, но молодежь  я не разглядел.

Наверное, трудовому законодательству не соответствует напряженный труд без отпусков и выходных… Энтузиасты Целины – они где-то отдыхали?...

Вполне естественно было бы увидеть молодежь с Целины (хотя бы на отдыхе) в Крыму.

Александр Дейнека очень любил Крым. Так пишут знающие люди. Это подтверждается картинами художника.

Практически во всех описаниях творчества художника присутствует упоминание картины Александра Дейнеки «В Крыму» (1956).

Освоение Целины началось в 1954 году. Так что кто-нибудь из энтузиастов, осваивавших Целину, мог бы оказаться в Крыму в 1956 году.

Однако, на картине «В Крыму» мы видим двух симпатичных женщин материнского возраста, нисколько не напоминающих юных трактористок, и мальчика лет 7-8. Он также не выглядит похожим на тракториста, на энтузиаста Целины…

Естественно, человек ищет, где лучше. В Крыму, судя по картинам Александра Дейнеки, – очень даже не плохо, особенно в курортный сезон.

Если кто-то поверил советским мастерам культуры, расписывающим прекрасную жизнь прекрасных людей в прекрасной стране, и если этот кто-то устремился к трудовым свершениям – куда-то туда, в романтические края, например на Целину (вместо Крыма), так ведь Александр Дейнека в этом не виноват.

Он – просто один из многих – один из тех, кто дружно (получая московские квартиры и подмосковные дачи, поездки в Крым и за границу), - побуждал граждан к трудовым свершениям…

Каждый из таких мастеров культуры – в отдельности – ни в чем не виноват… Они прославляли физическую красоту, здоровье, придавали повседневной жизни положительный колорит … Многие люди (художники – не исключение) были искренне уверены в положительных перспективах.

Потребители «культурной продукции» могли бы быть и поумнее, и попредусмотрительнее…  Могли бы продемонстрировать больше скептицизма, проницательности и предусмотрительности…  (Как говорят по простонародному: «следите за карманами»).

Рыба ищет где глубже…


[2651. Аркадий Пластов «Рождество». Культурологическая заметка. - 26 декабря 2021 г.].


23 января 2022 г. 13:32

{ 2746. Александр Дейнека «Покорители целины в Крыму». Культурологический очерк.
MMDCCXVI. Aleksandr Deyneka "Conquerors of Tselina  in the Crimea". A culturological essay. }


Рецензии