Дождь осенний с небес... глава первая

    
      На следующий день Олег позвонил родителям. Трубку  подняла Ирина. Сухо поздоровалась и положила трубку рядом с телефоном.
      - Игорь, там тебе сын звонит. Запомни, денег на свадьбу я им не дам, - услышал Олег громкий голос матери, а следом трубку взял отец.
      - Если слышал, сын, то не обращай внимание. Дадим, никуда мы не денемся!
      - А не надо, пап! Мы решили только зарегистрироваться. Не до свадьбы сейчас. Ты приезжай к нам, надо о бабушке поговорить. Лучше один, пусть у мамы пройдёт психоз. Разговор будет долгим.
      - Мама прислала письмо? - встревоженно спросил отец. - Мне надо на работу заскочить, там сегодня работают наладчики оборудования и сразу к вам.
      Ольга напекла блинов к чаю. Олег разбирал письма из бабушкиной коробки, раскладывая их по датам, прочитанным на штемпелях.
     Игорь Олегович приехал через пару часов. Не раздеваясь, попросил дать ему письмо.
     - Письма, пап, нет. Тебе надо кое-что узнать. Раздевайся, это не быстро. Обещай не волноваться, - произнес Олег, усаживая отца на диван, и подал папку с документами из больницы.
     Отец открыл папку, стал вчитываться в результаты обследования. Дойдя до выводов консилиума врачей, резко побледнел. Олегу стало не по себе. У отца были проблемы с сердцем, но и утаить эту информацию было невозможно.
     - Не сказала! Боялась, что не отпущу её в Аргентину, - тихо произнёс Игорь Олегович, держась рукой за сердце. - Ах, мама-мамочка! Душа ты моя верная! Она, сын, решила узнать судьбу твоего деда. Давно деньги копила на поездку и поиск. Это её право, не будем  судить вдогонку. Отец... Она всю жизнь его любила, своего Олежку. Дай Бог, всем так любить. Сколько претендентов было на её руку и сердце, всех отвергла. Визу для неё выхлопотал бывший поклонник, он знал маму лет с пятнадцати, дружили они, а потом появился отец, и всё.          
     - Вы никогда не рассказывали про деда. Я считал его погибшим на войне. А прочитал одно письмо и опешил. Дед лечился в госпитале в Аргентине Как он мог туда попасть - не понятно,  - сказал Олег и стал в волнении ходить по комнате. - Я ничего не знал о своём деде. А тут такое открылось!
     - Мне сказал не волноваться, а сам заметался в волнении. Так и до инфаркта недалеко! Оленька, давай мы почаёвничаем и твои блинчики попробуем. Поднимался к вам и запах их чувствовал. Поговорим обо всём, молодёжь. Узнать вам надо многое. Может за один день всего и не рассказать, но постараюсь обозначить главное и важное, - бодро сказал Игорь Олегович, увлекая Олега и Ольгу за собой на кухню.
     История, поведанная отцом, потрясла Олега. Никогда такое не предполагал, а услышав, понял, насколько не простой была жизнь его бабушки.

     Шёл 1941 год. Двадцатилетние Олег и Ольга, ничего не говоря родителям, расписались в марте. Два студента Московского городского педагогического института, факультета языка и литературы. Студенческая жизнь увлекла обоих, заканчивался третий курс, планов на лето было громадьё. Одногруппники считали их самой красивой парой на факультете. Стройные, светловолосые, с небесно-голубыми глазами. У Олега вьющиеся волосы, красиво обрамляющее его лицо. У Ольги коса до пояса с завитушками у лба. А уж пели они так, что мурашки по телу бежали у слушателей. Их любили все без исключения, от преподавателей всех рангов и степеней, до технического персонала. Оба учились отлично, успевая и друзьям помочь. Знаниями своими не кичились, проводили интересные диспуты. Олег писал стихи, от которых у девчонок-студенток слёзы текли потоком. Много грусти было в тех стихах. Откуда бы взяться той грусти? О любви этой пары фильм можно было снять. Случайно встретились на улице Москвы, искали корпус института, студентами которого позже стали. И с того момента пошли по жизни, взявшись за руки, расставаясь только на время сна. На лекциях сидели рядом, ловя каждое слово преподавателей. Жили в разных концах Москвы. Олег всегда провожал Ольгу и время наговориться о другом хватало.

     Пожурили молодых родители слегка, жить и то им было негде. Родители сами ютились в малюсеньких коммунальных комнатках. Родители Олега  жили  почти в центре Москвы, в коммунальной квартире из шести комнат, где проживало  двадцать шесть  жильцов. Они занимали комнату в пятнадцать квадратных метров на пятерых членов семьи.
     В одной из комнат жил геолог, часто уезжающий в дальние экспедиции на многие месяца в весенне-осенний период, он и предложил им свою комнатку на десять квадратных метров. Радости молодожёнов не было предела. Мать Олега, Зинаида Тихоновна, приняла невестку с теплом, помогала в бытовом плане. Младшие братья Олега, близнецы Вовка и Славка, тоже полюбили весёлую девчонку, помогавшую им в учёбе. Что до отца Олега, Николая Павловича, то он работал много, домой приходил усталый, ужинал и ложился спать. Не мешал ему шум и гам в квартире, сон его был крепким. Невестка обходительная, улыбчивая, что ещё надо в дружной семье. Родители Ольги в жизни дочери почти не учувствовали. Росло ещё две дочери, забот полон рот. А старшая, вроде, как пристроена.

     Жизнь радовала молодожёнов. Удачно устроились на подработку в своём институте по уборке аудиторий. Денег на питание хватало, даже на одежду удавалось немного копить.
     Наступил июнь... Начало войны всё изменило в жизни семьи. Первым ушёл на фронт отец Олега. Прощались, будто навсегда. Зинаида Тихоновна слегла, сердце стало шалить. Лето, а она постоянно зябла, кутаясь в большую шаль.
     Олег участвовал в строительстве оборонительных укреплений на подступах к Москве. Ольга из-за беременности в этих работах не участвовала, но и в институте работы хватало. Шла подготовка к эвакуации  института.
     В один из дней августа Ольга пришла домой поздно. С порога услышала разговор Олега с матерью на повышенных тонах. Такого никогда не было в их семье.
     - Дождись, когда тебе придёт повестка. Зачем спешить добровольцем, сын! - кричала Зинаида Тихоновна. - За вас троих отец воюет! Я вздрагиваю от каждого стука в дверь. Такие потери на фронтах, пройдёт месяц-другой  и во все дома полетят письма печали. У тебя жена ждёт ребёнка, побереги её. Я хочу дождаться внука!
     - Олег, ты собрался на фронт? - спросила Ольга, войдя в комнату. - Ты обо мне подумал?
     В дверь постучали. Ольга кинулась к входной двери, не дождавшись ответа мужа. У двери стояла молоденькая девушка с сумкой почтальона на груди. Молча протянув два письма, ничего не говоря, девушка быстро побежала вниз.
     Ольга вернулась в комнату и подала письма Олегу. Тот трясущимися руками открыл конверты из тёмной бумаги и стал читать. Побледневшее лицо Олега сказало о многом. Не стало главы их дружной семьи.
     Зинаида Тихоновна ойкнула и Ольга едва успела поддержать свекровь и уложить на кровать. Через минуту её уже не стало. Не было смысла вызывать  неотложную помощь, в квартире жила семейная пара врачей. Вовка и Славка стояли рядом с телом матери без слёз, с трясущимися губами. Олег подошёл и обнял братьев.
     Ольга взяла второй конверт. Там была повестка, обязывающая Олега явиться в военкомат через пять дней.

     Вот как у них всё было, - подумал Олег, размышляя над рассказом отца о жизни дедов, лёжа с открытыми глазами рядом со спящей Ольгой, свернувшейся калачиком. - Не рассказывала бабушка, берегла его. Зачем? Где она сейчас? Что с ней? Почему отец не захотел ехать домой, лишь позвонив матери? Что у них происходит? Неужто опять разводиться решила матушка? Какой уж раз. Не нужна нам никакая свадьба. Лишь бы это не послужило предлогом для развода.

     Игорь Олегович тоже не спал, лёжа на диване в гостиной. Не в первый раз за годы семейной жизни. Мать никогда не давала совета, как жить дальше. Молча раскладывала диван, застилая его чистой простынёй поверх мягкого матрасика. Приносила две подушки и тёплое одеяло из верблюжьей шерсти. Все предполагаемые разводы приходились на позднюю осень. Он так их и называл - осенняя депрессия. Разные мысли лезли в голову. Ирина опять заявила о начале развода. Куда теперь ему деваться? Матушки нет, в квартире поселился Олег. Но удивило поведение Ольги. Она молча, как когда-то матушка, принесла матрасик, простыню, любимые его подушки и тёплое одеяло. Всё аккуратно расстелила на раздвинутом диване, без лишней суеты и вопросов, поняв по глазам его нежелание идти домой. Не заметил как уснул и снилась ему белая голубка в полёте.

     Утром позвонил телефон. В начале говорила помощница бабушкиного знакомого, назвав его Николаем Ивановичем, а потом трубку взял он. Разговор был коротким. Николай Иванович предложил где-нибудь встретиться. На предложение Олега приехать к ним, согласился мгновенно, пообещав приехать через  час,  но просил уточнить адрес. Игорь Олегович позвонил на работу и отпросился на полный день.

Продолжение следует:

http://proza.ru/2022/02/01/958


Рецензии
Надежда. Перечитала несколько раз. У бабушки Олега оказалась онкология. Это была причина её отъезда в Аргентину. Наконец Олег узнал о жизни его деда и бабушки. Началась война. Дед ушёл на фронт и погиб. От горя умерла и его жена Зинаида. Отец Игоря Олеговича получил повестку и тоже ушёл воевать. Игорь Олегович рассказал сыну Олегу о жизни дедов. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   10.11.2023 17:09     Заявить о нарушении
Нина! Часто люди настойчиво хотят узнать правду...А она бывает горькой.
Не осуждаю, но не понимаю. Полвека пробежало... Представим, Олег жив...
И что? Вернуть его домой? Уже другая жизнь...
С теплом,

Надежда Опескина   11.11.2023 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.