Выборы. Записки провинциального политтехнолога-6
САМОУВЕРЕННОСТЬ НА ВЫБОРАХ
КАНДИДАТУ ПРОТИВОПОКАЗАНА
Из газеты «Выбор» я узнал, что по одному из округов выдвинут кандидатом в депутаты городского Совета мой дальний родственник по линии деда. Он действующий депутат Совета городского округа – директор одного из предприятий легкой промышленности. По наивности я предположил, что довольно быстро с ним договоримся о совместной работе на выборах.
Рано утром я был в приемной директора. Он сразу ограничил меня во времени, сказав:
– На весь разговор о выборных технологиях полчаса.
В ходе беседы он поглядывал на часы. А когда я конспективно рассказал, что можно сделать на выборах, он перебил меня и остудил своим монологом:
– Серьезных соперников – нет. Половина избирателей – это работники нашей фабрики. Они из моих рук получали ключи от квартир, а также премии, похвальные грамоты за работу. Начальники отделов и мои замы – это лучшие мои имиджмейкеры. Не первый раз мы с ними на выборах. Мне помогать не надо.
– Вы хорошо подумали?
– Хорошо.
– Жаль, что не договорились. Только скажу: как бы это не было началом конца вашей руководящей работе на предприятии...
– Не надо каркать! - грубо оборвал меня собеседник.
Вот на такой ноте закончился разговор. Родственник торопился, поэтому ответить достойно у меня не оказалось времени. Кабинет опустел.
Такого в моей практике не было. Это же вызов! Похоже, он меня воспринял, будто набиваюсь к нему как бедный родственник. Так не годится!
Через полчаса я был в избиркоме и поинтересовался, по какому округу идет мой родственник. И задал вопрос:
– Какие шансы?
– За него хорошо голосуют, в округе много работающих на его предприятии, так что за него спокойны.
– А кто его главные конкуренты?
– Три человека. Один молодой человек, который никогда в выборах не участвовал, другой – пенсионер. Он на всех выборах участвует. Привычка у него такая. Третий
– лидер партии, в которой пенсионеры собрались. Сейчас они выдвинули кандидата средних лет. Энергичный он, но реальных шансов нет. Ушел тот электорат, который был у них. Поддержка слабая. Шансов почти нет. Так что в округе самые крепкие позиции у вашего родственника – директора фабрики. Так что за него не переживайте.
На слова председателя избиркома я промолчал, потому никак не собирался переживать за родственника. У меня теперь с ним особый счет.
В тот же день я решил познакомиться с руководителем партии людей пенсионного возраста. Бесплатно, но готов помогать в борьбе с моим родственником..Я расска¬зал, как в в центре России проводили выборы с их однопартийцами и побеждали в отдельных избирательных округах.
Собеседник спросил, почему я хочу помочь лидеру партии, у которой мало шансов победить. Я ответил, что по моему мнению, если в местном законодательном органе нет представителей старшего поколения, то это уже не демократия. Услышав это, руководитель партии предложил собрать свой штаб и там выступить мне, рассказать о стратегии и тактике современных выборов.
Более двух часов я рассказывал о формах и методах агитационной работы. Кроме членов, предвыборного штаба собрались в кабинете и активисты. Сначала мы вели разговор о наиболее опробованных способах ведения кампании на основе на простых и эффективных форм работы.
Самое главное внимание – прямой и доверительный разговор о том, что сотворили со страной демократы, как мы жили прежде и что сталось с нами теперь. Партийцы жаловались на то, что нет средств на листовки. Я предложил делать рукописные – писать фломастером фамилию кандидата и его поддержку, призыв к избирателям. Пусть каждый напишет для подъездов своего дома на простой школьной ученической тетраде. Второе – если в почтовых ящиках окажутся листовки, компрометирующие кандидата, то сразу сообщать об этом в штаб и изымать из ящиков пасквили и приносить в штаб для жалобы в избирком.Самое главное – наш кандидат проходная фигура, он победит, надо работать всерьез.
Выборы в горсовет совпали с президентскими. В город ожидали руководителя партии из Москвы. Я предложил не пригласить на встречу с ним актив, членов штаба кандидата, но как можно больше избирателей именно с участка. Речь главного лидера партии законспектировать и превратить в агитку на встречах с избирателями.
Кроме того, я рассказал предыдущей моей встрече с лидером той партии три года назад. Выступление – обстоятельное, доказательное, аргументированное, убедительное. Вот живой пример для подражания агитаторам. Его надо использовать и руководителю местных партийцев. Мы обговорили с ним основные темы для выступлений перед избирателями. Действенным средством контрпропаганды против директора фабрики стали «добрые советы ему»: ситуация на предприятии - тяжелая, руководителю лучше сосредоточиться на преодолении трудностей, решение вопроса о кредите, своевременном получении за¬казов, выплате заработной платы. Депутатская работа будет отвлекать от реальных проблем по выводу предприятия из кризиса, Такова суть пожеланий конкуренту на выборах.
Ближе к финишу опросы показали, что оба кандидата в депутаты идут почти что наравне.
...Ночь с 14 на 15 марта. Горсовет, десятый кабинет. Я вхожу в штаб партийцев. Там во главе стола кандидат. Он быстро поднялся и выбежал ко мне навстречу и двумя руками стал жать мне ладонь и сказал:
– Мы победили, спасибо за помощь.
– Какой счёт? - спросил я.
– Невероятно. Всего один процент.
– В таком случае, думаю, чем-то и я помог вам.
P.S. К итогам выборов у меня сложилось неоднозначное, двойственное, противоречивое отношение. С одной стороны – это победа, доказательство, что смыслим, как вести выборную компанию и силами партийных активистов, а с другой – перешел дорогу, хотя и дальнему, но родственнику. Мы с ним одной крови. В чем-то схожи: своё любим доказать.
А хуже всего, что мое предвидение, что эти выборы для него будут началом конца в его руководящей работе, оправдалось. Оказывается, глава города держал его в кадровом резерве на пост одного из его заместителей. Но проигрыш родственника перечеркнул этот план. Первое лицо города все же поучаствовало в судьбе – направило бывшего директора фабрики заместителем руководителя одной их второстепенных организаций администрации города. Больше родственник не выдвигался на выборах.
С тех выборов прошло немало лет. Тот мой родственник оказался не такой уж упертый человек, с которым нельзя найти общий язык. Мы с ним сошлись, и даже с его участием я написал книгу о его отце, известном в городе и республике человеке.
Теперь думаю, что вряд ли надо было на родственнике доказывать свою профессиональную состоятельность. Он соперник, но не противник был. Таковы перипетии жизни.
Свидетельство о публикации №222012300339