4. Античная геосфера

                АНТИЧНАЯ  ГЕОСФЕРА


Земля, если взглянуть на неё сверху, похожа на мяч,
сшитый из двенадцати кусков кожи
и пёстро расписанный разными цветами…
В одном месте она пурпурная и дивно прекрасная,
в другом золотистая, в третьем белая — белее снега и алебастра…

Платон. «Федон», 110 b-c


     Астрологи опираются в своих расчётах и построениях на геоцентрическую модель Космоса, в центре которой находится Земля и окружающая её атмосфера — геосфера.
     Геосфера античных натурфилософов была разделена на четыре условно автономных сферы: земля (литосфера), вода (гидросфера), воздух (атмосфера) и огонь (термосфера). В скобках даны  современные названия этих областей.
     Нижнюю, или центральную, сферу (собственно Земной шар) занимает стихия земли, сухая и холодная по натуре. Частицы земли являются мельчайшими из стихийных частиц, а также самыми плотными, твёрдыми и тяжёлыми.
     Земля излучает тепло, нагреваемая Солнцем и внутренним огнём, о котором Авиценна писал следующее:

     «…сильный жар, скрытый в земле, малая часть которого доходит до пространства, близкого к поверхности земли. Зимою же внутренность земли тёплая и даже очень горячая, как это изъяснено в основных естественных науках, а теплота воздуха невелика.
…весной … внутренний скрытый жар земли очень уменьшается; та часть этого жара, которая направляется к поверхности земли, выходит из недр».
     («КВН», ч. 2, отд. 2, гл. 1, параграф 3)

     Полагаю, представление о внутреннем огне внутри Земного шара опиралось на наблюдения за вулканами и горячими источниками. Истечение раскалённой вулканической лавы и горячей воды (гейзеры, горячие родники) из земных недр однозначно указывало на то, что внутри Земли скрыт источник тепла. Но представление о внутреннем огне не получило в античной натурфилософии теоретического развития и осталось в зачаточном состоянии. Было только установлено, что внутренний огонь существует, и его сила циклически изменяется: осенью и зимой — увеличивается, а весной и летом — уменьшается. Научное описание природы внутреннего огня у античных и средневековых авторов найти мне пока не удалось.
     Над землёй располагается стихия воды, по природе холодная и влажная. Это жидкая, тяжёлая и пластичная стихия.
     Далее идёт сфера воздуха — тёплая и влажная по природе. Эта стихия разрежена и подвижна.
     Последней, верхней сферой земной атмосферы, граничащей с космическим пространством, считалась сфера огня. Здесь стихия огня вступает во взаимодействие с межпланетной эфирной субстанцией и передаёт её вибрации (модуляции) стихии воздуха, та — стихии воды, которая, в свою очередь, транслирует их стихии земли.
     За пределами термосферы простираются холодные бездны космоса. Аристотель пишет:

     «...чем дальше от Земли и чем холоднее… ибо оно удалено и от горячих звёзд, и от лучей, отражённых от земли»
     («Метеорологика», кн. 1, гл. 3, 340а – 341а)

     Вероятно, представление о заатмосферном холоде возникло в результате наблюдений за температурой воздуха в горах, ведь чем выше поднимаешься в горы, тем холоднее и разреженнее становится окружающая атмосфера.
     Любопытно, что в современной науке эта область земной атмосферы, нижняя граница которой находится на высоте примерно 100 км (линия Кармана) и простирается до 800 км, называется термосферой. Атмосферные газы на этих высотах практически отсутствуют. Согласно научным наблюдениям, температура в отдельных её областях может достигать 3000 градусов по Цельсию. В целом, температура в разных слоях термосферы, в зависимости от степени солнечной активности, колеблется скачками, в пределах от –140 до +3000 градусов по Цельсию.
     Следует понимать, что стихийные сферы представляют собой стихии не в чистом виде, а смешанные, где доминирует одна из стихий. Подробнее о природе стихий я расскажу в следующей главе.


                Продолжение: см.  http://proza.ru/2022/01/30/2


Рецензии
Интересно. Спасибо.
Вменяемая и пригодная для жизни у «античных натурфилософов» получилась геосфера. Да, четыре состояния вещества. Логично. Вопросы возникают с этого момента: «Здесь стихия огня вступает во взаимодействие с межпланетной эфирной субстанцией и передаёт её вибрации (модуляции) стихии воздуха…». Если под стихией огня греки понимали плазменные процессы, тогда что они подразумевали под межпланетной эфирной субстанцией?

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   01.04.2024 16:46     Заявить о нарушении
Александр, если обобщать, то в античной натурфилософии эфир мыслился как: квинтэссенция (пятое состояние материи), и как первоматерия (вечная субстанция) из которой создан Космос. Если оперировать современными представлениями, эфир близок понятию об универсальном физическом поле.
Согласно астрологической теории, воздействия небесных тел на земной мир передаются через колебания этой тонкоматериальной среды (эфира) наполняющей Космос.
«некая сила, исходящая из вечной эфирной субстанции, проникает повсюду и рассеивается в пространстве, окружающем Землю, которая тем самым подвергается изменениям, поскольку такие первичные элементы, как воздух и огонь, подвержены влиянию движения эфира и, в свою очередь, вызывают изменения во всём остальном: в земле и в воде, и в растениях, и в животных» («Тетрабиблос», кн. 1, гл. 2).

Лео Корсо   02.04.2024 02:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.