Размышления о народе, стране и власти

Недавно, по меркам истории, существовала в мире одна страна. Досталась ей бурная история: войны, восстановление порушенного хозяйства, различные эксперименты с народом, неимоверные усилия в различных сферах, соперничество с соседями и потенциальными врагами. Народ в этой стране бывал временами работящим, временами беспокойным, временами покорным и тихим. Выпало на его долю немало испытаний, лишений, голода и холода, многие не дожили до обещанных «светлых» дней, положили свои жизни «на алтарь победы над врагами», а некоторые сбежали за рубежи страны, нещадно ругая существующую власть и покорность соплеменников.

Долго ли, скоро ли, но жизнь в упомянутой стране постепенно устаканилась, успокоилась, вошла в накатанное русло мирных будней. Стали забываться ужасы и страдания минувшей войны. Ударный труд на заводах, предприятиях, в учреждениях, на селе, в морях и океанах позволял стране обеспечивать свои нужды. Корабли и самолёты, автомобили и станки, трактора и поезда производили в стране самостоятельно и даже продавали излишки за границу. Геологии искали новые месторождения, рабочие добывали руду и нефть, уголь и газ, трубопроводы тянулись по просторам страны в разные стороны. Народу тоже перепадало от «щедрот властей»: бесплатные квартиры, хорошая медицина, всеобщее образование, достойные пенсии, низкие налоги и доступные услуги. Бывало и цены снижались на продукты и товары. Жизнь была размеренная, предсказуемая и понятная. Народ верил в «светлое будущее» и не роптал о временных неудобствах.

Конечно, не всё в этой стране было завлекательным и любимым народом, который подтрунивал над некоторыми вождями и жизненными неурядицами. Существовал дефицит, недостаток товаров и продуктов, «со скрипом» внедрялось новое и перспективное, но это не удручало и не ввергало в беспросветное уныние большинство населения. Многие крутились, как могли, «брали своё», народное, то, что «плохо лежало», работали, растили детей и немудрёный урожай в полях и на садовых участках, в меру возможностей отдыхали и веселились. Главное, что не было войны! Постепенно власти той страны стали смотреть пристально на дела заграничные, «заглядывать в рот» и другие места бывших идейных врагов, прислушиваться к кривотолкам и советам заморских политиков, примерять на себя методы правления соседей. Им казалось, что страна нуждается в коренной встряске, что если прийти с поклоном и щедрыми дарами к бывшим врагам, то они в одночасье забудут прошлые обиды, простят оплеухи и станут лучшими друзьями, партнёрами в делах экономических.

С другой стороны, за границей страны, властьимущие быстро почувствовали слабину местных правителей. Обещания, увещевания, посулы «лились рекой». Под шумок вытягивали секреты, переманивали молодёжь и маститых учёных, навязывали чуждые ценности и развращали подрастающее поколение жвачками, колами, чипсами, вседозволенностью и презрением к своей истории. Различные фонды и организации активно «помогали» народу стать «близким к мировым ценностям». Иностранцам, как выяснилось позже, совсем не нужна сильная, независимая страна. Природные богатства, добытые местным народом, гораздо привлекательнее, чем машины, оборудование и сложные товары. И вот уже растёт недовольство простой жизнью, исчезают из магазинов нужные продукты, одежда, обувь и другие товары. Как в военное время раздают карточки, вводят нормы и ограничения. Страну лихорадит и «колбасит», она идёт «в разнос», чем и пользуются политики, принимающие убийственное решение о развале существующего строя. Фенита ля комедия!

Вот только не комедия последовала после – случилась большая трагедия: в одночасье большое, построенное многими поколениями народа, хозяйство стало неэффективным и убыточным. Пришли руководители, наученные «иностранными партнёрами», которые готовы были разрушить старое. Новые хозяева, скупающие фабрики и заводы, стали «эффективно» их банкротить, выставляя на улицу работников и специалистов. В одночасье, как-то быстро не нужны уже свои автомобили, самолёты, локомотивы, станки, текстиль и прочие предметы былой гордости страны. Аргумент нуворишей был убийственным – товары, производимые в стране, не могут конкурировать с заграничными аналогами, значит и производить их не нужно! Зато стали скупать старьё теперь уже «наших партнёров», которые с радостью продавали отработавшее и ненужное им. Низкосортные продукты, автомобили со свалок, списанные самолёты и корабли, одежда секонд-хенд широким потоком «полились» на просторы умирающей страны. Нищета и голод встали рука об руку и нависли над большей частью несчастного народа. Каждый был предоставлен сам себе, выживали и приспосабливались кто как мог.

Страна, которая раньше помогала многим другим странам, даже в ущерб собственным людям, оказалась в полном одиночестве. На её просторах стали существовать, как бы, две вселенные: одна – для власти и тех, кто успел «хапнуть» кусок пожирнее при развале старого строя, другая – для простого народа, который не хотел жестоких перемен и смены строя, но был насильно втянут в смертельный круговорот исторических событий. С каждым годом упомянутые вселенные всё дальше и дальше отдалялись друг от друга. Власть и богачи ни в чём себе не отказывали, «кормили» народ лозунгами и сказками, обещали скорые перемены к лучшему, жили – не тужили. Народная вселенная была наполнена поисками работы, изнуряющим трудом за гроши, ветшающим жильём, непомерными банковскими кредитами, умирающей медициной и образованием, растущими налогами и ценами на всё, что можно купить.

Власти и депутаты перестали служить интересам своей страны. Конечно, на словах они готовы были «положить свои жизни» за благополучие граждан, а на деле каждое решение приводило к ухудшения народной доли. Как нельзя кстати, пришлась начавшая распространяться повсюду зараза. Под шумок борьбы с ней свернули многие свободы, ввели массу ограничений и запретов, разобщили народ, заставляя сидеть по домам и «не высовывать нос» на улицу. Опять, как в годы развала, каждый должен выживать сам. Работы и денег нет, но вы платите налоги, коммуналку, выкручивайтесь, чтобы заработать на продукты и предметы первой необходимости, пытайтесь вырастить детей (у кого они родились). Недовольство в простом народе нарастает, всемирная паутина пестрит мольбами простых граждан и пенсионеров, гневными разоблачениями действий нерадивых чиновников. Впрочем, «глас народа» тонет в пустоте глухого неприятия тех, кто вершит его судьбы. Не слышат власти народных стонов, не видят нищеты и разорения, не хотят менять отношения в обществе.

Невольно начинаешь вспоминать разницу между двумя определениями: правитель и властитель.

Правитель. От слова «направлять». Для того, чтобы править народом страны, нужно иметь ясную цель, стратегию, реализуемый план развития государства. Только тогда можно направить народ к этой цели, воодушевить его к продуктивному труду, контролировать исполнение плана и строго спрашивать с руководителей, которые не обеспечивают положительного результата. Правитель, как капитан большого корабля стоит на капитанском мостике, смотрит в будущее, с помощью искусного рулевого обходит рифы и мели, а старательный боцман помогает ему поддерживать на судне чистоту и порядок.

Властитель. Слово «власть» предполагает, прежде всего, подавление, подчинение. Властитель не ставит перед страной и народом понятных целей. Его устраивает существующее положение, он готов прилагать все усилия, чтобы сохранить «статус кво» на длительное время. Свободы и послабления народу – это не его методы. Ужесточить режим, ввести новые налоги, запретить народное волеизъявление, раздуть репрессивные органы, загнать граждан в нужду, чтобы они боролись за своё существование и не думали о волнениях. Властитель готов переиначить историю своей страны, обвинить в сегодняшних неудачах прошлых руководителей, насадить в обществе новые «ценности» и выдвинуть на первый план новых «героев», которые ранее считались предателями. Если сравнивать властителя с правителем, то первый командует подводной лодкой, которая рыщет в толще океанских тёмных вод без определённого направления, то всплывая на поверхность, то стремительно погружаясь в глубины, подвергая опасности весь замордованный экипаж (народ), который «никуда не может деться с подводной лодки».

Каждый житель страны, вне зависимости от партийной принадлежности и достатка, является её маленькой частью, но расслоение общества не оставляет большинству граждан выбора. Они не могут уехать в зарубежье, жить на берегу ласкового тёплого моря в своём бунгало или коттедже, тратить наворованные в былые годы сокровища и рассуждать о покинутой стране в мрачных тонах. Большинство жителей, в прямом смысле фразы, борются за приемлемое существование своей семьи, пытаются помочь престарелым родителям, живущим на нищенскую пенсию, работают от зари до темна, считают свои средства каждый день, пытаясь протянуть «от зарплаты до зарплаты». И пока в стране будет такое «положение дел», народ не будет жить счастливо, не придёт к достатку и процветанию, если вообще, сможет куда-нибудь прийти, кроме «последнего пристанища». А хотелось бы покинуть подводную лодку и перейти на борт большого светлого корабля, устремлённого в будущее.


Рецензии
Все четко и правильно, добавить нечего. Нужно только теперь нам больше головой думать, как выйти из этого тупика, и, как говорил мой друг полковник В.Квачков, не опускаться до жизненного правила трёх "С": слёзы, сопли и слюни.

Александр Жданов 2   11.02.2022 17:56     Заявить о нарушении
Спасибо Александр! Правильно, думать нужно всем головой, а вот лидера у народа пока нет!

Виктор Кшнякин   15.02.2022 14:45   Заявить о нарушении