11. 11. Пушкин Миф о жестокости дуэли 27 января

11.11. Миф о необычайной жестокости условий дуэли 27 января

Бытует в народе пушкинианцев миф:

дуэль Пушкина с Дантесом была на крайне жестких условиях ...

Будто хотят сказать, что это и убило Наше Всё.

Насколько условия дуэли 27 января были необычно предельно жестокими на самом деле в сравнительной истории дуэльных дел и тел?

Принц Флоризель: Пуля летит на крыльях случая.

Рассмотрим условия поединка на Черной речке 27 января между Пушкиным и Дантесом сравнительно с практикой дуэльных дел того времени.  Вид дуэли не всегда выбирался произвольно. Это зависело от тяжести нанесенного оскорбления, каковых было три: простая обида, нанесенная от обычной невежливости, позорное оскорбление и самое серьезное — оскорбление действием. В первом случае обиженный выбирал оружие, во втором — оружие и вид дуэли, при последнем — оружие, вид дуэли и расстояние. Требование к противнику «чем кровавее, тем лучше» Пушкин передал через своего секунданта Данзаса.

1. Дистанция

Выбор дистанции зависел от «силы оскорбления» и не был кодифицирован. Пушкин с Дантесом стрелялись  на 20 шагах. Считалось, что  как вероятность «нулевой ничьей» в таких условиях уже невелика.

Были и более жесткие условия поединков: стрелялись  и с 10, и с 7, когда промахнуться было немыслимо.

Барьер в классическом русском варианте – на 6 шагах, о котором Пушкин сказал однажды Дантесу: «Вы, французы, — вы очень любезны. Все вы знаете латынь, но когда вы деретесь, вы становитесь за 30 шагов и стреляете. Мы, русские, — чем дуэль…, тем жесточе должна она быть».

Чаще, впрочем, дистанция выбиралась побольше: 30 или 40 шагов…

Такая дистанция не означает высоких требований к меткости. Потому? что это — расстояние, с которого противники сходятся, тогда как барьеры стоят значительно ближе. В 10 или даже в 6 шагах! Если один из противников выстрелит и промахнется, другой может потребовать его «к барьеру» — после чего смерть будет практически неминуема. Именно так и действовали заправские бретеры: прежде всего старались запугать или вывести соперника из себя, и неопытный противник спешил с выстрелом, после чего становился гарантированной жертвой.

Вывод:

Использованная на дуэли 27 января общая дистанция в 20 шагов между стрелками от начальной (исходной) позиции их расстановки — в 5 шагах каждого до барьера и в 10 шагов между барьерами = это средняя дистанция, применявшаяся на в дуэльной практике. Она даже больше дистанции т.нзв. «классического русского варианта» – на 6 шагах!
Выбор дистанции зависел от «силы оскорбления» и не был кодифицирован. Были дуэли и более жесткие. Из дуэлей, предполагавших дело сделанным лишь при летальном исходе или при неспособности одной из сторон продолжать поединок из-за ранения, дуэль 27 января была не самой жесткой и оставляла шанс на «нулевую ничью», при которой противники были бы ранены, но остались живы.    

2. Порядок выстрелов

По договору о поединке  после начальной расстановки и команды «Сходитесь» Пушкин и Дантес имели право сделать первый прицельный выстрел в удобный для каждого стрелка момент при условии не пересечения барьера.

Первый выстреливший был обязан ожидать ответного выстрела неподвижно в течение 1 минуты, при этом не считалось зазорным встать в «дуэльную позу», то есть боком, прикрыв грудь пистолетом. Соперник мог подойти в это время к барьеру вплотную. Раненому на выстрел отводилось всего 2 минуты.

Так и было...

Каждый обязан (!) стрелять на поражение. В этом высший пилотаж дуэли чести

Куда — дело риска, чести и совести.

Права стрелять в воздух есть только у стреляющего вторым, потому что выстрел первого противника в воздух как бы «обязывает» второго к великодушию, отнимая у него право решать самому. Более того, это (пальба по небесам!) — новое и тяжкое оскорбление. Такая пальба может разбудить Б-га

// Особенностью неподвижной дуэли был поочередный обмен выстрелами, при котором право первого определялось жребием. Разновидностью этого поединка являлась дуэль, при которой противники стояли спинами друг к другу, а после команды быстро поворачивались, взводили курки и стреляли. Обмен выстрелами должен был последовать не более чем через 1 минуту. Кто проволынил, терял право на выстрел.//

3. Пистолеты

Чаще всего для дуэли использовались особые пистолеты, более нигде не использовавшиеся. Покупали их парой, метили цифрами «1» и «2» и перед боем определяли жребием. Для исключения недоразумений секунданты привозили на дуэль два ящика с пистолетами. 

Дуэльная пара помещалась в изящном ящике вместе с принадлежностями. Обычно они состояли из зарядного шомпола, деревянного молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов — отвертки, прочистки, крейцера для разряжания пистолета.
Секунданты противников на глазах друг друга, ревниво следя за всеми тонкостями, отмеривали равное количество пороха, заботливо обертывали свинцовую пулю специальным кожаным пластырем и при помощи шомпола заколачивали в ствол ударами молоточка. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12—15 мм и весом 10— 12 г.

Черного дымного пороха клали 3—8 г. По правилам разрешалось применять как нарезные, так и гладкоствольные пистолеты, лишь бы они были совершенно одинаковые.

Все дуэльные пистолеты имели прицельные приспособления. На самых ранних образцах прицел и мушка были неподвижными, как у армейского оружия. Позже появились регулируемые прицелы — мушка по горизонтали, целик — по вертикали, для корректировки линии прицеливания. Иногда спусковой механизм пистолета снабжался особым смягчающим усилие спуска устройством — шнеллером (Поводом яростных споров секундантов. В случае, если среди противников нет особо кровожадных, разрешить шнеллеры будет гуманнее; если же один из них опытный убийца, то лучше не разрешать по уже понятным причинам), однако большинство дуэлянтов предпочитало обычный «тугой» спуск.

Объясняется это просто — в волнении, не совладав с собственным пальцем, стрелок мог дать непроизвольный, случайный выстрел мимо цели. И без шнеллера пистолет позволял произвести очень точный выстрел. Известно, что Пушкин тренировался каждый день и попадал в карточного туза с расстояния 10 шагов.
Как правило, для особо важных дуэлей покупались или брались у друзей новые пистолеты. Секунданты порой старались «подпортить» дуэль некачественным порохом, хотя такое считалось весьма сомнительным действием и практиковалось только в случае, когда они были уверены, что дело в недоразумении.

Во время поединка на Черной речке раненый Пушкин упал и выронил оружие. В ствол его пистолета набился снег. Для ответного выстрела он попросил секунданта подать ему пистолет из второго комплекта. Отметим: Дантес проявил известное благородство, разрешив заменить неисправное оружие, так как по правилам об этом следовало договариваться заранее, до дуэли, а во время поединка любая замена оружия не допускалась.

4. Вариант Пушкина для дуэли Онегина с Ленским

Кодекс пистолетной дуэли, вобравший в себя многое из предыдущих документов такого рода, был изрядно сложен, но любой дворянин «наполеоновских» времен — хоть придворный, хоть сельский помещик, хоть пехотный штабс-капитан из заштатного гарнизона — разбирался в нем прекрасно.
Поэтому Пушкиным не  комментировалась дуэльная сцена в романе: читатель того времени прекрасно понимал, что произошло на самом деле. Онегин всеми силами старается уклониться от поединка, даже беря на себя некоторый риск позора:1) он опаздывает на час к месту дуэли; по кодексу, в случае 15-минутного опоздания противник вправе удалиться практически с полным удовлетворением, «составив протокол о неприбытии противника»; 2) в секунданты он берет слугу, что по сути своей вопиющее нарушение! 3) секунданты вообще не видят друг друга до того, как встретились на месте дуэли, — одного этого честному человеку хватило бы, чтоб отменить поединок. Но секундант Ленского Зарецкий честным человеком не был и ему очень хотелось стать секундантом состоявшегося поединка. В итоге дуэль привела к смертельному исходу по прихоти секунданта: хотя такие штучки могли обойтись ему отправкой на Кавказ или еще чем, но слава участника дуэли дорого стоила в свете;  поэтому он не только игнорирует все эти обстоятельства, но даже нарушает свою прямую обязанность — не предлагает противникам помириться перед боем. А ведь даже  в случае смертельной вражды так делать не допускалось!
Онегин делает то единственное, что ему остается: быстро стреляет. Он не имеет права стрелять в воздух. Поэтому он вынужден стрелять в цель. Важно: кто хочет убить противника, не спешит с выстрелом; Онегин же стреляет первым и не слишком аккуратно. Читателю XIX в все ясно: он убил друга невольно, сопротивляясь необходимости до последнего, а настоящий виновник кровавого исхода — секундант противника.

Впоследствии дуэли с хладнокровным убийством у барьера стали все же редкостью; сами барьеры стали ставить подальше, а чаще всего стрелялись вообще шагов с тридцати. Также чаще всего ограничивались одной парой выстрелов; тогда как в начале XIX века даже рана далеко не всегда кончала дело.

Позже мы дадим наш переовд главы Duel au pistolet графа де Шатовильяра


Рецензии