У разбитого корыта

Их дружба началась ещё со школьной скамьи,  ну буквально с начальных классов. 
Их посадили за одну парту.
 
Обычно  за парту всегда сажали мальчика и девочку, но поскольку в их классе девочек было больше, чем мальчиков, то  в паре  за одной партой оказывались  и девочки.
Оксана и Ольга сразу же и познакомились,  почему-то решив, что коль их имена начинаются с одной буквы, то они обязательно должны подружиться.

Но кроме  этого сходства между девочками ничего не было общего: Ольга – худенькая, небольшого росточка, с реденькими  тёмными  волосиками, заплетёнными в  тоненькие косички с огромными бантами на их конце,  да и на личико – далеко не красавица.  Скромная,  воспитанная  девочка,  одетая в обычную школьную форму, как и все девчонки их класса.

А Оксанка  же была  полной противоположностью:  личико – как у куколки, которое окружало пышное облако светлых  кучерявых волос ,  в меру упитанная,  на полголовы выше ростом, чем Ольга. Слишком самоуверенная, избалованная,  всегда чем-то выделяющаяся среди одноклассниц:  то каким-то кокетливым и о-о-чень красивым бантиком или заколкой на волосах, то какой-то особенной деталью  в обязательной школьной форме : фартуком из какой-то  шёлковой ткани, воротничком и манжетиками  из необыкновенно белого кружева.

Да и верхняя одежда, обувь  Оксанки были более  красивыми,  выделяющимися по сравнению с одеждами девочек их класса.
Но, главное, было в том, что Оксана,  ЭТО понимала и смотрела на своих одноклассниц как бы сверху вниз, давая тем понять, что она какая-то особенная.

Все одноклассники это видели,  но по  разному относились к ней: кто-то завидовал, заискивал перед нею, кто-то старался напрашиваться ей в подруги, а кто-то просто игнорировал её   явную демонстрацию своего превосходства над ними.

И только Ольга была равнодушна и к тому, как одета та, как она смотрит на своих одноклассников, как общается с ними.
Она почему-то сразу же взяла Оксанку «на буксир»: и в части учёбы и в части её перевоспитания, как-то ненавязчиво, но  очень утвердительно объясняя той, что то , как она показывает своё превосходство над  всеми, ничего хорошего это ей не принесёт, что люди начнут от неё отворачиваться и в итоге она может оказаться одна.

Оксанка слушала Ольгу,  часто спорила с нею, обижалась на неё,  какое-то время «дулась», но потом  протягивала ей руку со словами «мир?», на что Ольга всегда отвечала: «Мир! Только с условием, что ты начнёшь всё-таки прислушиваться к моим словам. Ведь, я говорю тебе всё это ради тебя,  и чтоб тебе было лучше, а никак не хуже».

Оксанка отвечала: «Ладно!» и действительно, на какое-то время усмиряла свою гордыню, становилась мягче и добрее.

Ольга всё «схватывала на лету», ей не нужно было повторять что-то дважды, сразу же стала отличницей, а своим добрым характером  и желанием всем помочь обрела среди одноклассников  уважение и дружбу.

Оксанке же учиться было лень. И она быстро усвоила, что Ольгу можно использовать:  та  и домашнее задание даст  списать,  и «разжуёт»  ей то, что она не поймёт из уст учителя.
Она поняла, что дружба с Олей  ей  выгодна и просто необходима, поскольку только через Ольгу она смогла как-то  немного  спустить себя с небес на землю и найти общий язык с одноклассниками.

Вот  такая у них была дружба: Ольга изо всех сил тащила учёбу Оксанки на себе, беспрестанно заставляя её заниматься, что-то учить, проверять, что она знает, чего нет.  Одним словом, Ольга была тем локомотивом,  который тянул  Оксанкин поезд.

При  всём при том, что они были абсолютно разными по духу людьми, их дружба ни на минуту не прерывалась. Они всегда были вместе: и Оксанка не представляла себя без Ольги и Ольга – без Оксанки.

Так пролетели их школьные гОды, впереди экзамены,  выпускной бал и… прощай школа!
Конечно же, последний год учёбы проходил  на фоне размышлений о том, кто кем хотел бы стать, кто чего хочет добиться, кто как мыслит своё будущее.

Естественно и у Ольги с Оксаной это было предметом их  разговоров о будущем.
И если Ольга озвучивала свои планы о том, что она мечтает стать учителем английского языка, мечтает учить детей, а в будущем   стать  и директором школы,  мамой не менее двух детей…, то Оксанка, смеясь и постоянно крутясь перед зеркалом ,  посмеивалась над Ольгой: «Фи. Какие у тебя меркантильные интересы.  Самое главное в жизни – это удачно выйти замуж.  Так, чтобы ни в чём и никогда не нуждаться, чтобы муж исполнял все мои желания, носил меня на руках и боготворил  только меня одну.»

«Оксанка!  Ты – неисправима!  Ну что ж – флаг тебе в руки!  Ты что и учиться дальше не собираешься и профессию никакую получать не хочешь,  и работать не планируешь?»

«Ну, почему? Пойду в какой-нибудь библиотечный Вуз. Буду библиотекарем. Профессия, которая в любом гарнизоне всегда пригодится. А может в институт культуры?  Буду зав.клубом – чем не профессия?  Тоже нужная в любой воинской части.»

«Погоди! А ты что собралась замуж за военного?»
«Ну да! Стабильная зарплата,  всегда крыша над головой, а потом – продвижение по службе.  Стану со временем генеральской женой».

«Да, Оксана!  Класс!!!  Ну, давай, дерзай! А детей-то ты планируешь иметь?»
«А зачем? С ними столько мороки: пои, корми, обувай, одевай,  учи, воспитывай…  .  Зачем? Чтоб потом  всё равно остаться одним?   Вырастут, разбегутся. Не лучше ли всю жизнь посвятить самим себе – всё только для себя?»

«Да, Оксан, эгоистка ты неисправимая. Но… это твоя жизнь. Ты вправе распоряжаться ею на своё усмотрение. Смотри только, чтоб когда-нибудь ты не пожалела о своих сегодняшних планах…!»


Шли гОды.
У подруг всё складывалось ну прямо по задуманному.
Ольга окончила университет, стала учителем двух иностранных языков: английского и немецкого, вышла замуж, родила двоих детей. В семье был мир и лад. Когда дети подросли,  вышла на работу, а спустя 5 лет ей предложили стать завучем..
Мечты юности у Ольги потихоньку сбывались.

У Оксанки тоже всё сначала складывалось по её плану.
Поступила в библиотечный.  Во время учёбы вышла замуж за курсанта военного училища.  Получив диплом, отправилась по месту службы мужа – в Закавказье.
Но вот тут- то не всё пошло так, как мечталось Оксанке.  Захолустье. Небольшая воинская часть. Место библиотекаря занято. Оксанка осталась не у дел. Муж целый день на службе, а она мается  от безделья, не знает,  куда себя деть...

Вот тут-то и полетели подруге письма о своей неприглядной жизни, о недовольстве и разочарованиях.
Ольга, как могла, пыталась успокаивать Оксану: мол нужно потерпеть, ведь ты мечтала выйти замуж за военного. Ты же могла предположить, что именно такая жизнь тебя ждёт. Ты что думала, что твой муж сразу генералом станет?
Роди детей. Пока муж до генерала будет дослуживаться, ты будешь детей растить, вырастишь и  будешь потом «сливки» генеральские  снимать.

На что получала плаксивые и раздражённые ответы: ты что предлагаешь мне детей по гарнизонам таскать? Одной их растить, муж-то целыми днями, а то и ночами – на службе? Бесконечные сопли подтирать ? Нет уж, уволь!
Вот сейчас съезжу в санаторий – муж путёвку выбил – а там посмотрю – как пойдёт.»

Годы летели дальше.

Ольга, как и мечтала стала директором школы.

А Оксанка? Оксанка  чуть ли не каждый год стала ездить по домам отдыха, находить там себе развлечения, одним словом, как и мечтала: жить для себя.  Детей так и не родила, с мужем рассталась, ещё дважды побывала замужем, но каждый раз всё ей было не то.

С Ольгой продолжала переписываться, перезваниваться и всё больше жаловаться на свою жизнь.

Приближалось их 50-летие. Правда Оксанка отпраздновала его в апреле, а у Ольги -  в июне. И полетело подруге приглашение: «Приезжай на юбилей, хоть увидимся, заодно в родных краях побываешь, сколько ты уж тут не была? Лет 15-ть? Давай, на море вместе съездим?»

Отпраздновали Ольгин юбилей,  и Ольгин муж сделал ей подарок: две путёвки  на 10 дней – для жены и её подруги  - в  Крым, в дом отдыха.

Подруги сидели у берега моря. Шла задушевная беседа. Целых десять дней одна рассказывала другой о своей жизни, об интересных моментах в ней. В основном рассказывала Ольга, ведь у неё было столько в жизни интересного, вот и теперь: уже год, как она познала себя в новой ипостаси: она стала бабушкой. Жизнь продолжается…

Ну а Оксанка всё больше молчала, молча слушала, слушала, слушала  подругу, а потом произнесла: «А я – не прожила жизнь, а проскакала, не заметила, как и полтинник стукнул и что у меня в итоге?
У разбитого  корыта: ни семьи, ни  мужа, ни детей, ни внуков. Одна – совсем одна!
Любовники? Да разве же это жизнь?»

Ольга долго молчала, а потом, вдруг, изрекла: «Оксанка, наверное, родители мало тебе читали в детстве сказку о рыбаке и золотой рыбке. Не дошло до тебя, что чем  больше будешь запрашивать, тем больше гарантии на то, что можешь остаться у разбитого корыта – без ничего!»

Молчала и Оксанка, а потом тихо обронила фразу: «Да уж! У самого синего моря сидела старуха у разбитого корыта! Похоже, что это – про меня!».


Рецензии
Грустная история и поучительная! Не понятно почему Оксана была против детей!? Разве они помешали бы счастью!? Но поздно горевать, чего хотела того добилась!
Спасибо за интерес!
До встречи,

Татьяна Самань   09.02.2024 21:32     Заявить о нарушении
Спасибо, что зашли на мою страницу, прочитали мой рассказ и откликнулись на него.
Ну почему Оксана была против детей, в рассказе, по-моему, очень даже отчётливо написано: эгоистка по натуре, она хотела жить легко, только для себя, для своего удовольствия. Ей казалось, что в этом и состоит счастье.
А дети - это для кого счастье, а для кого - только трудности.


Людмила Калачева   10.02.2024 06:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.