Часть 1. Глава 4. Мышление п. п. 1-3
Глава 4. Мышление
Чтобы сделать разумный выбор
надо прежде всего знать,
без чего можно обойтись.
Иммануил Кант
1. Необходимость мышления.
Вопросы так и поставим. Всегда ли необходимо мышление? Если можно без него обойтись, то при каких условиях?
Чтобы ответить на них, нам придется вернуться к схеме структуры сознания. Всякий психический процесс необходим тогда, когда отсутствует возможность удовлетворить потребность непосредственным образом — через центральный интуитивный канал сознания. Над какой-либо задачей можно размышлять до тех пор, пока не найдется ее удовлетворительное решение. Но решение может прийти и интуитивно, без посредства мышления. Тот или иной способ решения проблемы будет обусловлен различной степенью чистоты и силы интуитивного канала иерархии тел индивида. Высокая чистота сознания, широта интуиции, помноженные на силу соответствующих тел, позволяют свести психологические процессы, в том числе и мышление, к минимуму.
Далеко не всегда мышление является полезным и необходимым процессом. Бывают ситуации, в бою, к примеру, когда оно может не только быть бесполезным, но и навредить индивиду. Оно будет только обузой - отнимать драгоценное время и энергию. Думать в драке бывает вредно для здоровья. Воин должен думать - не во время действий в бою, а до него. В бою реализуются лишь доведённые до автоматизма приёмы и установки, минуя процесс их «пережёвывания» мышлением, равно - излишними здесь будут и процессы астрального тела. Лаконично, без суеты, мгновенно – дух ставит задачу, эфир задействует готовую автоматическую установку, ведя за собой физическое тело и доступные ему орудия. Всё. Без мышления и эмоций.
Адепты Махамудры, дзен, магии не преследуют цель отказаться от мышления, как такового (варианты с их слов: от разума, рассудка, ума) на пути к достижению просветления. Цель всякой авторитетной психотехники — расширить и расчистить, насколько возможно, канал интуиции, чтобы видеть причины проблем и самый рациональный путь их устранения - непосредственно, реально, без мути и иллюзий. Упомянутые психотехники не призывают игнорировать мыслительную деятельность вообще, особенно на первоначальном этапе обучения, а к отказу от излишней траты сил на ненужную “пену”, на “мыслительную жвачку”.
Призыв адептов заключается в переносе вектора сил и внимания с периферийных на центральные процессы. Оставшееся “снаружи” мышление сводится, по возможности, к минимуму. Основное же внимание сосредотачивается на расширении и расчистке интуитивного канала, вдоль всех тел иерархии. Само по себе мышление, и особенно его излишества, слишком много отбирают энергии у индивида, предпочитающего обучаться только на лекциях и по учебникам, избегающего практику и остановку мышления с целью открыть канал своей интуиции.
Смещая к интуитивному центру вектор внимания, индивид преследует цель экономии сил. При правильно поставленной технике, энергия накапливается подобно снежному кому. Чем более продвинут адепт, чем шире и чище канал его интуиции, тем в более крутой прогрессии происходит его дальнейшее развитие. Стоит вспомнить в этой связи героев кастанедовских рассказов, прошедших путь от простых, полуграмотных крестьян и мелких торговцев до «апостолов» наивысшей магической науки. Самым длительным по времени и трудным для них был начальный этап обучения, проходящий без видимых результатов на единицу затрачиваемой энергии. Мышление таких адептов со временем сводится к минимуму, происходят все более длительные и частые его “остановки”(вариант Кастанеды - прекращение внутреннего диалога), высвобождающие силы для интуитивного трансцендентного видения. Сознание адепта озаряется знанием причин возникновения проблем, самого оптимального пути их решения и способов избегания проблем и потребностей, в которых нет необходимости.
У многих из нас интуиция далека от идеала, как правило, сильно замутнена, узка, разомкнута, вследствие чего она не пользуется доверием разума. Отсюда и возникает необходимость в психических процессах, отсюда и упование, в первую очередь, на мышление. Процесс мышления призван заменить слабую интуицию. Он представляет собой поиск наиболее рационального плана удовлетворения потребностей самого ментального уровня или других тел иерархии.
Общий процесс мышления можно свести к движению по спирали, в первой фазе, удаляющейся от центральной интуитивной части сознания, которая не содержит достаточной информации для удовлетворения потребности, во второй части — возвращается к центру, обогатившись информацией, почерпнутой с периферийных слоев памяти, тех, которые обычно редко задействуются.
2. Основы процесса мышления
Останавливаться подробно на субпроцессах мышления — анализе, синтезе, абстрагировании, обобщении, конкретизации — не имеет смысла, равно как и на видах мышления. Все они достаточно толково описаны в учебной психологической литературе. Здесь задача — представить обобщенную модель мышления, выделив при этом его связи с интуицией, вниманием, памятью, потребностями и другими психическими процессами. Обратимся к индуктивному методу и начнем с момента образования потребности. Она может возникнуть как в самом теле ментала, так и в любом другом. Потребность входит в поле внимания ментального тела и, не найдя возможности удовлетворения через канал интуиции или через достаточно автоматичную установку, о которой речь впереди, приводит в активность процесс мышления. Тело ментала получает задачу — отыскать информацию в банке памяти собственной иерархии или в окружающей реальности посредством восприятия, способную стать планом удовлетворения потребности. Потребность собственно ментального тела будет удовлетворена с момента синтеза такой информации.
Ищем информацию об удовлетворении потребностей. В нашем поле внимания находится лишь часть необходимой информации. Первая фаза позволяет расширить поле ментальной информации, тем самым задействовать более широкий банк памяти с целью объять мышлением достаточный уровень информации.
Информация найдена, но вместе с необходимой фаза расширения вовлекает много лишней информации, рассеивая на ней внимание, затрудняя синтез оптимального решения. На этом этапе вступает в действие вторая фаза — концентрации внимания, абстрагирования его от ненужной в данный момент информации. Эти субпроцессы мышления — расширения и сужения внимания, — как правило, повторяются многократно до тех пор, пока проблема не найдет адекватного плана своего решения на уровне мышления. Потребности при этом могут быть самыми различными.
В качестве простого примера рассмотрим случай с поиском ключей от квартиры. Фазы расширения и концентрации внимания чередуются следующим образом. Вначале индивид — не без помощи определенной эмоции сохранения и соответствующей ей потребности — расширяет информацию, находящуюся в поле его внимания, пытаясь вспомнить все наиболее вероятные места, где он мог оставить свои ключи: автобус, скамейку на набережной, пляж и т. д. Допустим, наибольшая вероятность приходится на пляж. Внимание сузилось и сконцентрировалось только на нём. Далее вновь вспоминаются самые вероятные места утери ключей на самом пляже: место под деревом, лежак, буфет, раздевалка. Варианты подвергаются субпроцессу мышления - анализу. Определив данный круг поиска, проанализировав варианты, индивид вновь абстрагируется от маловероятной информации, концентрируя поиск на наиболее вероятном участке. Пусть это будет место под деревом, на сучке которого висели его брюки, в кармане которых и были ключи. Подойдя к этому месту, индивид не замечает ключей на поверхности песка. Далее вновь следует фаза расширения внимания: индивид определяет наиболее полный круг поиска возле дерева. После этого следует фаза концентрации: выбирается наиболее вероятная горсть песка. В дело вступает наглядно-действенное мышление: песок берется в ладоши и пропускается сквозь пальцы, затем следуют очередные горсти, столь же или чуть менее вероятные. И так до тех пор, пока не послышится милый слуху звон искомых ключей. Цель достигнута, потребность удовлетворена.
Разумеется, данная схема работы мышления упрощена, хотя вполне отвечает требованиям детективной деятельности. Степень сложности мыслительного процесса зависит от сложности самой потребности. Наиболее сложными из них являются потребности в творчестве, требующие задействования всех видов и субпроцессов мышления. В искусстве, науке, спорте, бизнесе, войне и других областях поиск адекватного решения усложняется необходимостью разбивки главной цели на составляющие подцели, а также гораздо более сложными субпроцессами: анализа и синтеза информации.
Цель мышления, как уже сказано — удовлетворение потребности. вследствие такого удовлетворения происходит остановка мыслительных процессов или перевод их в автоматический режим, не требующий существенных затрат энергии. Разумеется, такая остановка мышления возможна лишь в относительном смысле - в отношении удовлетворенной потребности, на смену которой, как правило, вступает следующая, стоящая на очереди нужда (купил машину — думай, где её ставить, чтобы не угнали; завел собаку — думай, чем её кормить и куда выводить выгуливать). Центр доминирования смещается в сторону следующей потребности, и весь процесс повторяется вновь и вновь.
Из данной «карусели» можно попытаться выйти двумя способами: или продолжать удовлетворять все свои бесконечно возникающие потребности, или избавить сознание от паразитических и иллюзорных, выбрав приоритетом удовлетворение потребностей высших тел. Первый путь утопичен и иллюзорен. Он способен загнать мышление в тупик и привести человека в состояние энергетического кризиса, в худшем случае — к диссонансу, дисгармонии между телами иерархии, конфликтами с другими людьми и с окружающей реальностью, со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями: депрессиями, взаимонепониманием, помыслами о суициде или агрессией и войнами. Второй путь предпочтительней и разумней. Избавляясь от желаний иметь то, что "моль и ржа пожирают", мы сохраняем энергию и место в душе для обретения истинных ценностей, приближающих нас к Богу В этом-то и состоит суть расчистки мышления от иллюзорной, сорной информации. В этом суть его экологии.
3. Мышление и память.
Не станем глубоко вдаваться в классификацию видов памяти, а также способов запоминания и воспроизведения информации. Они достаточно изучены и освещены в литературе. Определим лишь основные, самые общие черты, присущие памяти вообще и ментального тела, в частности.
По общепризнанному мнению, в том числе, психологов материалистического толка, память имеет более широкий аспект, нежели просто хранилище информации, добытой посредством только органов чувств. В отдельную категорию ими выделяется, например, генетическая память, хранящая информацию в генотипе и передающая ее по наследству. Однако материалистический уклон игнорирует куда больший и значимый банк памяти тонких тел.
Опыт адептов психотехник свидетельствует о том, что восприятие тонкоматериальных планов возможно, как посредством познания новых свойств и связей явлений, так и путем воспоминаний об этих свойствах и связях. Такого рода воспоминание нельзя отнести к воспроизводству накопленной при жизни информации. Эта информация могла войти в память только из иной жизни или из периода между физическими жизнями человека.
Характерны в этой связи примеры, приводимые в работе Я. Стивенсона “20 случаев, предполагающих возможность реинкарнации”. Так, в этой работе говорится о случае с индийской девушкой по имени Сворнлата. Все факты воспоминания отношений и узнавания, незнакомых ей при жизни людей были проверены и подтверждены научными методами профессором парапсихологии Банерджи из университета в Джайпуре. Им была проработана версия о возможности пребывания души Сворнлаты в прежней жизни в теле умершей женщины по имени Бийя за восемь лет до рождения Сворнлаты, которая подробно описала детали жизни этой женщины. Первая встреча с семьей покойной Бийи происходила под пристальным наблюдением психологов. Воображение членов семьи покойной поразили детали, о которых была осведомлена Сворнлата. Она не только верно называла всех членов семьи, но и рассказывала, кто из них, с кем, в каких родственных узах находится. Сказала также, что у покойной Бийи на передних зубах стояла золотая пломба, и даже поведала о том, какой инцидент произошел давным-давно на свадьбе их родственника, добавив, как выглядел их дом и улица при жизни Бийи. Договориться заранее обо всем с целью - разыграть команду психологов, было практически невозможно. Обман был исключен, а феномен Сворнлаты мог быть объяснен лишь ее реинкарнацией и частичным оставлением памяти прошлой жизни.
Другой случай произошел с Лидией Джонсон, которая под воздействием гипноза (сеанса гипнотической регрессии) не только вспоминала события из раннего периода своей жизни, но и перенесла сознание в банк памяти своей прошлой жизни, которая состоялась около трехсот лет назад в теле Якоба Иенсена — фермера шведской провинции. Перенеся сознание в свою прошлую жизнь, Лидия стала разговаривать низким мужским голосом на шведском языке, которого никогда с рождения не изучала. Специалистам по парапсихологии приходится иногда сталкиваться с подобными явлениями, именуемыми ксеноглоссией, когда человек способен понимать иностранный язык, не изучив его. Лидия согласилась на повторение эксперимента с привлечением специалистов по истории Швеции, которые подтвердили реальность фактов, изложенных Лидией в состоянии транса. Так, ей было предложено назвать различные предметы, положенные перед ней. Будучи в сознании и памяти покойного Иенсена, она узнала модель шведского судна XVII века, правильно назвав его по-шведски, два вида деревянной посуды, применявшейся в те времена для измерения зерна и т. д., но не могла сказать, для чего служат обыкновенные клещи, которые появились в качестве орудия труда гораздо позднее. (“Жизнь после смерти”, ред. П. С. Гуревич, М.: Советский писатель, 1991).
Реинкарнация — не единственное средство, связывающее две самостоятельные жизни единой памятью. Не менее интересны случаи единовременной жизни в нескольких телах. Подобных причуд сознания мы уже касались, приводя пример Кришны, по преданиям имевшего 16108 полных физических воплощений по числу своих жен. Сюда же, правда, не без оговорок, можно отнести “дубли” кастанедовских героев. Еще более загадочными и непонятными могут показаться сведения от медиумов, живущих одновременно двумя и более жизнями в разных параллельных мирах. Но и эти явления - давно уже не шокирующая информация для многих.
На Божественном (космическом, нирваническом) уровне существует единый Общий Банк Памяти, хранящий всю информацию бытия и небытия и принадлежащий всему сущему. Главное условие пользования Его информацией — достаточно высокая чистота сознания, широта и сила его интуитивного центра. Снизойдя с Божественного уровня до тела духа, сознание лишается части Единого Божественного Банка Памяти, но все же и банк духовной памяти еще очень велик. Если Господь помнит о всем сущем, то монада располагает информацией о всех сотворенных ею телах и их памятью. У духа может быть в подчинении несколько тел ментала, а у тех, в свою очередь, по нескольку тел астрала и т. д. до самых низов. Причем каждое высшее тело способно быть связующим мостом памяти собственных, низших тел.
Именно через сознание и память тонких тел, через их «посредничество» возможно объяснение всех вышеизложенных случаев с реинкарнацией и одновременной жизнью в двух и более телах, находящихся на Земле, или в мирах параллельных.
Д. Андреев в «Розе мира» поведал о мирах, более плотных и тесных, чем тот, к которому мы успели привыкнуть. Среди них существуют двухмерные, одномерные, безмерные и даже - безвременные. Существа тех миров отличны от нас строением тел. Тем не менее, не исключено, что кто-то, из живущих ныне с нами, имеет и такие умопомрачительные уголки памяти в своей душе, в ее структуре.
Память об адских страданиях души, побывавшей в таких условиях, иногда вырывается наружу в нынешней жизни индивида в виде острых приступов типа клаустрофобии или чего-то подобного, возможно, еще более острого ощущения ужаса, напрямую, как будто, не связанного ни с чертями, ни с физической болью — только «чистое страдание» тонких тел.
Чем выше способно подняться сознание, тем большее количество у него родственных связей с другими людьми и вообще с живыми существами — оно способно проследить сверху ныне здравствующих на земле, закончивших земной путь и продолжающих путешествие по небесам, идущих мирами параллельными и даже тех, чьи жизни еще только проецируются на будущие времена. Правда, о своих будущих воплощениях могут поведать далеко не многие адепты. Для этого нужна слишком сильная, широкая и кристально чистая интуиция, способная пронзать время, как в прошлом, так и в будущем направлениях.
Таковым, из моих современников (ныне ушедших) бесспорно, является Саи-Баба, исключительный человек, сумевший наиболее рационально развить свои врожденные интуитивные способности. Он знал не только свои предыдущие реинкарнации, но и мог видеть миссию своей жизни в будущем с названием самых значимых дат и мест пребывания оной. Да поможет ему Бог воплотить благородные идеи в жизнь.
Уверен, наш русский Порфирий Иванов - из той же команды трансцендентных лидеров человечества. И не он один.
Имея общие представления о структуре памяти, не составит труда проследить за процессом мышления, который на неё опирается. Потребности, как уже говорилось, могут возникнуть в любом плане, в любом из тел иерархии. Если они возникают в теле мышления, то проблем с информационной совместимостью нет, а в телах, лежащих выше или ниже от тела ментала, возникает сопутствующая потребность перевести сигнал о нужде какого-либо тела в форму ментальной информации, трансформировать доминирующую потребность до ментального уровня.
К примеру, если физическому организму угрожает смертельная опасность, то при наличии достаточного времени физическое тело имеет возможность воспользоваться мышлением, предварительно трансформировав информацию о своей потребности в ментальную форму, будь то информация о болезни, травме или опасном для жизни дискомфорте окружающей среды: недостатке кислорода, чрезмерном переохлаждении и пр.
Иногда человек сталкивается со случаями, когда времени на размышление нет, скажем, из-за внезапного нападения грабителей в безлюдном месте. Здесь физическое тело пытается удовлетворить потребность в сохранении, зачастую, уповая лишь на скудный боевой опыт и процессы тел эмоций и эфира. Кстати, теория боевых искусств дзен рекомендует воинам пребывать в состоянии “не-ума”, т. е. не уповать в бою на мышление, используя лишь те навыки, которые у бойца достаточно автоматизированы, о чём выше уже говорилось. Сознание в данной ситуации должно свести к минимуму все психологические процессы и придерживаться интуитивного центра. Таков приблизительный комментарий к термину дзен “не-ума”.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222012300531