В журнале Молодая Гвардия 5-6 2021

В журнале «Молодая Гвардия» №5-6 2021 с большим интересом прочитал рассказ Татьяны Грибановой «Серафима». Такие рассказы подобны открытиям и преподание нравственных уроков в наше жестокое время, когда вырождаются такие понятия как милосердие, сострадание, и всё чаще мы наблюдаем разобщение, потерю веры, потерю человеком духовности.
Сегодня нечасто пишутся такие проникновенные произведения, причём автору удалось изобразить героиню, которая потеряла на бессмысленной войне в Афганистане единственного сына Митю. Зная, что его нет (ведь хоронили в закрытом казённом гробу), она продолжала его ждать, живя этой надеждой, что он жив. Видно, так ей легче было переживать утрату.
История несчастной женщины не выдумана. Она достоверна. Будучи инвалидом детства Серафима, родила сына по велению сердца, можно сказать, от случайного, причём семейного мужчины. Рассказ искренний, трогательный, написан живым русским языком и народным говором в традиционном жанре. Однако автор-слушательница исповеди бедной женщины, для повествования нашла непритязательную форму с использованием подлинной речи героини. Это придаёт рассказу динамичность и выразительность. Вначале как бы вместо эпиграфа приводятся стихотворные строки, коли авторство их не указано, значит, сочинены самой рассказчицей.
Серафиму представляешь довольно зримо благодаря её манере говорить, и портретным характеристикам, её чувствуешь и понимаешь все её чаяния, всю душевную боль, настолько был дорог ей сын Митя. Он был смыслом её жизни. Раскрыт и его характер рассказами о нём самой матерью. Как всякий мальчишка он мог и проказничать, прыгнув однажды в половодье на льдину и та унесла его по реке, и наивно поддавался деревенскому шалуну Витьки. Тот заставил его лизнуть замок, язык тут же пристыл к металлу. Только оклемался от одной беды, под спор стал грызть с товарищами сосульки. И опять на это сподобил тот же самый проказник Витька. Кстати, такие персонажи, наверно, живут в каждой деревне. Автору этих строк похожего сорванца приходилось изображать в автобиографическом романе «Прощание навсегда» и в повести «Забавы ради». Но был Митя и жалостливый, у кота мышей отнимал и выпускал на волю. Запоминается и её единственный мужчина Николай. Он не тут же принял её желание. Однако вошёл в её положение вечной страдалицы. «…Сказать по чистой совести, –– признаётся она, –– пожалел тогда меня Николай… Видать, Бога в сердце имел, –– прошептала срывающимся голосом, будто для себя, страдалица…».
«Серафима» –– рассказ по объёму небольшой, но в него вместилась почти вся жизнь героини. Ей сочувствуешь, ей сопереживаешь. Сына схоронила, а от него пришло письмо. И оно-то, хоть и наивно, заставило поверить, что сын жив. Таких женщин морально и нравственно стойких и выносливых на Руси миллионы. Но в наши дни их всё меньше и меньше. Современная Русь постепенно вымирает. Какое её ожидает будущее, приходится только гадать. Ведь у власти либералы разного покроя, многим Россия не нужна, а только нужны её природные ресурсы, нахапанная собственность, деньги и власть для легитимного ограбления России и её народа. Но хочется верить, она выстаивала все лихолетья и на этот раз выстоит. А её врагов надо гнать в шею. Так называемая демократия им и помогает. Немало и тех, причём и с реди русских, которые смотрят на Запад, как на панацею от всех бед. Впрочем, они давно не русские, а выкрусы, то есть вырожденцы, перевёртыши. И подавно такие Серафимы им не нужны. Но именно на них держится до сих по русская деревня.
Автору остаётся пожелать продолжать открывать новые явления глубинки, новые образы русских людей.
Владимир Владыкин


Рецензии