Обученье

            
                “Можешь купить мое время, но не мой разум”
               
                Микеланджело
               
               
 
“Голова фавна”, старого сатира — утраченная мраморная скульптура Микеланджело, созданная ок.1488 ;1489 гг.

Он мальчиком был отдан в обученье.
У Гирландайо в школе проучившись год,
Ушел к Бертольдо, бросив опыт ценный,
А был ведь лучшим его учеником.

Осуществил свою мечту, придя к Бертольдо,
Его к ваянию тянуло как магнитом.
В “Сады Сан Марко”* перешел и был доволен.
Года стремглав прошли, и стал он знаменитым.

Забавную историю Вазари** в книге описал
О Микеланджело проделанной работе.
Лоренцо Медичи*** он “Голову сатира” показал.
“Сатир” был герцогом внимательно осмотрен.

Ему понравилось. Но он по-доброму сказал:
- На настоящую похожа мало голова,
Все зубы есть у старого сатира – чудеса!
У стариков, по большей части, их не хватало.

Пока Великолепный осматривал свой парк,
Микеланджело в спешке выбил зуб “Сатиру”,
Над ним отверстие проделал, исправив “брак”.
Еще в одном, подумав, просверлил он дыру.

Лоренцо увидал в “Сатире” перемену,
Он был чрезмерно удивлен и восхищен.
Ему понятно стало, как мальчишка ценен
И, что лицом своим он к жизни обращен.

В пятнадцать лет он переехал во дворец,
Где приняли его приемным сыном.
О, счастье! Повезло – он заглянул в ларец,
На место, отведенном исполинам.

Здесь собирались лучшие умы:
Мыслители, философы, поэты.****
Коснулся мальчик этой глубины,
Он поглощал различные сюжеты.

Живя средь них, Буонарроти получает
Знанья, нахлынувшие будто бы лавина.
Направить надо их туда, теперь он знает,
Где начинался путь к заманчивым вершинам.

Быть около светил, внимая разговоры,
И всё с любовью к сочинениям Платона,
Что послужило расширеньем кругозора.
Добившись, что доктрина стала эталоном.

Их прочно всех объединяла к древности любовь,
Она для Микеланджело программой не была
Для подражаний, а миром, где он родился вновь,
Источником, который она в муках родила.

С тех пор в его работах видны темы:
Античное искусство, христианство,
Стиль греческой скульптуры, современность -
Пристрастия воистину гигантски.

В содружестве и голова, и руки.
Шедевры подлинные возникают.
Недаром им получена наука,
На все мы смотрим, затаив дыханье.

Он с молодежью Медичи познал знакомство.
Джованни, сын Лоренцо, Джулио, сын Джулиано.*****
То ярко проявившее себя потомство.
Проделан выбор их: служенье Богу неустанно.

Года прошли, и был провозглашён
Джованни - он римским папой стал.
Ему на смену Джулио пришел,
Он о престоле давно мечтал.

Для Гения заказчиками стали,
Он много лет работал для семьи.
Заказы постоянно поступали,
Он исполненьем всех ошеломил.


*Сады Сан-Марко” (“Il giardino di San Marco”) или школа “Сады Лоренцо Великолепного” — расположена в центре Флоренции недалеко от дворца семьи Медичи — это первая европейская Академия искусств. В ней учились величайшие художники эпохи Возрождения: Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Якопо Сансовино, Баччо да Монтелупо, Джованни Франческо Рустичи, Франческо Граначчи, Пьетро Торриджано.
**Джо;рджо Ваза;ри (итал. Giorgio Vasari; прозванный Аретино, 30 июля 1511 года, Ареццо — 27июня1574г., Флоренция) — итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания.
***Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный» - флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения. Покровитель искусств, поэт. Хозяин Флоренции.

****Среди них: мыслитель Джованни Пико делла Мирандола, поэт Анджело Полициано, неоплатонический философ Марсилио Фичино и Кристофоро Ландино (комментатор Данте, Вергилия, Горация) – основатели флорентийской Платоновской академии
*****Джованни — в будущем папа Лев X, второй сын Лоренцо Медичи,
Джулио — в будущем папа Климент VII, внебрачный сын Джулиано Медичи. (брата Лоренцо)


Рецензии