Скульптура
“Я беру камень и отсекаю всё лишнее”
Микеланджело
(в ответ на вопрос о том, как он
делает свои скульптуры)
ПЬЕТА
Один он в Риме. Ни денег, ни заказов.
Буонарроти друг, Якопо Галли,
Помог, используя бытующие связи,
Тем, чтоб ему скульптуру заказали.
Французский кардинал Жан де Лагрола,
Посол при папе Александре в Риме,
Учитывая то, что был немолод,
Решил увековечить свое имя.
Он для своей гробницы заказал Пьету,
Чтоб были персонажи, как живые,
Воздавши память распятому Христу
И матери его, святой Марии.
Обычно этой сцене свойственна ригидность,
Но автор придал ей естественность и плавность.
В слиянии фигур волнующая близость –
Все это на известность в мире повлияло.
Пьета, не только идеальная скульптура,
Каррарский мрамор был использован впервые.
Ведь это можно рассмотреть как увертюру,
Его творения смотрелись неземными.
Пирамидальная структура создана
Объемными одеждами Марии.
На плечевом ремне потомкам послано
Сообщенье, а в нем слова такие:
“MichealAngelvs Bonarotvs florentinvs Faciebat”,
“Ее сделал флорентиец Микеланджело Буонарроти”.
У многих зрителей возник вопрос:
Мадонна юная, моложе сына,
Скорей всего, на песню Данте спрос:
Любовь к ней Микеланджело повинна.
“Дева Мать, Дочь своего Сына, скромная и высокая больше чем творение,” — Рай, песня XXXIII, “Божественная комедия” Данте.
ДАВИД
“Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого
мастера наших или других времен и смотреть не стоит”
Джорджо Вазари
Блок мрамора, огромный по размеру,
Был приготовлен для ваяния Давида.
Попытки лишь добавили проблемы,
Ведь он местами оказался поврежденным.
Почти полвека под открытым небом,
И в солнечные дни, и в непогоду
Блок ждал, что кто-нибудь займется делом,
По-прежнему был для скульптуры годен.
Его измерив, обойдя все поврежденья,
Буонарроти решил ваять скульптур:
С угла на угол, сверху вниз - на то и Гений!
Свою приняв к поправке корректуру.
Вдоль глыбы мрамора устроили леса,
Все проходило в атмосфере тайны -
Конструкцию сплошным забором обнеся,
Чтоб оградить от взглядов, пусть случайных.
Два долгих года продолжалось волшебство.
Работа оказалась под силу одному.
Он испытал от сделанного торжество,
Давида на гордую поднявши высоту.
Чтоб качество изготовленья оценить,
Художники* собрались около Давида.
Воображенье их смогло бы возводить
К шедевру, равного которому не видно.
Но замечательная статуя Давида
Смогла настолько потрясти воображенье,
Что после споров избрана ее планида -
Стоять ей у Паллаццо Веккьо, вот решенье.
И с той поры иудейский царь Давид,
Произведенный на века Микеланджело,
Народом флорентийским в сердцах храним,
Его ведь люди освободителем воспели.
В прекрасном облике столь юного героя,
Во взгляде, которым недруга встречает,
Есть выразительность и ожиданье боя,
И напряжение все время нарастает.
Избрав движение как можно проще,
Буонарроти создал тип героя,
Исполненного смелости и мощи,
Готовность к действию ему присвоя.
Стоит и ждет мощнейший иудейский царь
К сражению готов, он знает: должен
В бою побить филистимлянского бойца.
Через плечо праща - она поможет.
Он обнажен, прекрасная фигура
Венчается кудрявой головой.
Спокоен внешне, брови лишь нахмурив,
Бросок пращой готовит роковой.
ГРОБНИЦА МЕДИЧИ (НОВАЯ САКРИСТИЯ)
Приказ к Буонарроти поступил из Рима:
Гробницу Медичи пристроить к Сан-Лоренцо.
Работа интересная и выполнима,
Хотя такого не бывало прецедента.
С востока пристроив к храму Новую Сакристию,
Задумался о том, что будет полноправным
Скульптурами ее насытить золотистыми
На фоне светлых стен со светло-серым камнем.
Пристройка в плане – небольшой прямоугольник,
Ее соединили с храмом узким коридором.
Имеет сверху окна, над окнами художник
Купол разместил, доступным для обзора.
Свой поздний стиль он отражает в интерьере.
О, как велик Маэстро! Снова победитель!
Еще один успех в его большой карьере.
Среди своих коллег он явный небожитель!
Закончив поиск многих вариантов,
Вернулся он к традиционной схеме.
И по подсказке своего таланта
Решил скульптуры изваять в тандеме.
Двух герцогов Лоренцо с Джулианом
Он в ниши поместил на разных сторонах,
Сидящих в молчаливом ожиданьи,
Задумчивых и в сладостных мечтах.
От входа справа расположена гробница,
На саркофагах лежат скульптуры “Ночь” и “День”
В гробнице слева – “Утро”, “Вечер”. Видны лица,
На них из окон льется свет, отбрасывая тень.
Скульптуры эти, в неудобных позах,
Словно скользят по крышкам саркофагов,
Тем воплощая время в своих курьёзах
И быстротечность жизни, ее внимая.
По три фигуры на каждой стороне
Вписались в очень строгий треугольник.
Прекрасно смотрятся на стенной белизне
И вносят целостность в фронтальный облик.
“Ночь“ привлекает аллегорией своей.
Сон разума, олицетворенье темных сил,
Покрывших флером тайну жизней и смертей.
Ее Маэстро первой миру подарил.
В ногах скульптуры сидит, нахохлившись, сова,
Ведь должно на зренье птицы ночью уповать.
От ней неподалеку маска и букет цветов -
То символы рожденья “Ночью” смертей и снов.
“Ночь” выглядит спокойнее других,
Она живая, в царствии Морфея.
Посмотришь - словно в чарах колдовских,
Проснется и умами завладеет.
Известные стихи поэт Джованни Строцци
Скульптуре “Ночь” с почтеньем посвятил,
Как будто приглашает статую проснуться,
Надеясь, что посланьем убедил:
“Ночь”, что так сладко пред тобою спит,
То Ангелом одушевленный камень:
Он недвижим, но в нем есть жизни пламень,
Лишь разбуди – и он заговорит”.**
Микеланджело ответил этим похвалам
Своими, чтоб они мелодией звучали.
Что было на душе, то разрешил словами,
Четверостишье написав, где “Ночь” сказала:
“Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать — удел завидный.
Прошу молчи, не смей меня будить”***
ГРОБНИЦА ПАПЫ ЮЛИЯ II. СКУЛЬПТУРА МОИСЕЯ
Он разговаривал с пророком, как с живым,
Ведь смог Маэстро произвести его на свет.
Пророк свидетелем почти всей жизни был,
Прожили они рядом почти что тридцать лет.
Могучий старец, вождь народа Иудеи,
Сидит на троне, но очень хочет встать.
Как видно, от заботы нету панацеи,
И надоело ему всю жизнь молчать.
Необычайно мощны мышцы Моисея,
Лишь содроганье заставляют ощутить.
Пред персонажем, невольно цепенея,
Маэстро талантливую руку оценить.
Детали образа пророка рождены
Сообразно библейского сюжета.
Скрижали под правою рукой помещены.
Две каменных плиты. На них Заветы.
Маленькие рожки над лбом его торчат,
Они обозначают лучи сиянья.
Изрытое морщинами лицо и взгляд,
В себе несущий ярость и страданье.
Образ Моисея был призван выражать
Ту миссию, которой дорожил понтифик,
Освобождение Италии начать,
Объединения страны он был подвижник.
Буонарроти знал, что плод его терзаний
Окажется ненужным - это неспроста!
Гробница Папы Юлия II пуста,
Он захоронен рядом с дядей в Ватикане.
Как облик “Моисея” выглядел начально?
Теперь никто не знает, годы все хранят.
Возможно автор что-то поменял детально
И на действительность добавил зрелый взгляд.
Маэстро Моисея искренне любил,
Он говорил ему о грандиозных планах,
А тот свидетелем его юдоли был,
Выслушивая о постигнувших страданьях.
Он о трагедии Гробницы рассказал,
Бывает больно, когда бессилье ощутишь.
Не получив ответ, который очень ждал,
В сердцах вскричал: “Но почему же ты молчишь?”
Честолюбивые надежды и мечты
Терзали скульптора в течение всей жизни.
Несбыточность, прибавив лишней маяты,
И душу отравив, сим стала ненавистна.
"Знаете, - сказал Микеланджело,-
позавчера "Моисей" услышал разговор
и, чтоб расслышать лучше, повернулся!”
Он Моисея голову налево повернул!
*Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо, Андреа делла Роббиа, Симоне дель Поллайоло, Филиппино Липпи, Андреа Сансовино, Лоренцо ди Креди и другие.
**Четверостишье взято из книги Джорджо Вазари. Фамилия автора перевода отсутствует.
***Перевод Ф.И.Тютчева
Свидетельство о публикации №222012300794