Живопись

ЖИВОПИСЬ
Потолок Сикстинской капеллы

                “Не увидев Сикстинскую капеллу, невозможно сформировать 
                полное представление о том, чего способен достичь человек”
               
                Иоган Вольфганг фон Гете

Он расписал плафон Сикстины очень быстро.
Рекордный срок – прошло всего четыре года.
По-прежнему в своей работе был неистов,
А опыта в созданьи фресок - никакого.

Сам изготовил новейшие леса,
Чтоб росписи на стенах не касались,
И снизу толстой тканью занавеся,
Тем прихожан от краски укрывали.

“Я нажил зоб усердьем и трудом
(Такою хворью от воды стоячей
В Ломбардии страдает род кошачий):
Мой подбородок сросся с животом.

Лежу я на лесах под потолком.
От краски брызжущей почти незрячий:
Как гарпия, на жердочке висячий –
Макушка вниз, а борода торчком.

Бока сдавили брюхо с потрохами.
Пошевелить ногами не могу –
Противовесом зад на шатком ложе,

И несподручно мне водить кистями.
Я согнут , как сирийский лук , в дугу:
С натуги вздулись волдыри на коже.

Быть скрюченным негоже.
Как цель разить, коль кругом голова?
Не ко двору я здесь – молва права,

И живопись мертва.
Тлетворен дух для фресок в Ватикане.
Спаси от злопыхателей, Джованни!”*

Он плоский потолок на множество частей
Разбил, а его центр визуально приподнял.
Ведь легких не искал он никогда путей
И в каждой части другую тему написал.

Библейскими сюжетами занялся вдохновенно,
Легко преодолев очередные рубежи,
Микеланджело изобразил одновременно
И красоту, и низость человеческой души.

В объемных парусах, в углах плафона
Созданья четырех ветхозаветных сцен
Спасения народа Иудеи. В оных
Желание добиться скорых перемен.

“Давид и Голиаф”, “Юдифь и Олоферн”,
“Наказание Амана” и “Медный змей”.
Какая же из них покажется важней?

Он по всему периметру плафона
Расположил фигуры Пророков и Сивилл,
Сидящих на внушительных престолах.
Тем самым необходимость их определил.

Он выбрал девять сцен из Книги Бытия,
Все выглядит прекрасно, но одна из них,
Сердца и души елеем напоя,
Прибавила воображений колдовских.

“Сотворение Адама” – жизнь чудес полна!
Маэстро слава держится веками.
“Картина эта скорее Богом создана,
А не простого смертного руками”.

Парящий в небе Бог протягивает руку,
Желая прикоснуться к своему творенью,
Но видно меж руками малый промежуток -
Все это придает картине напряженье.

Все ожидают, когда закончится покой,
Произойдет прикосновение руками.
Тогда энергия от Бога само собой
Нахлынет на бренное тело Адама.

Страшный суд.
Второе пришествие Христа и Апокалипсис

                "Он становится легендарным Микеланджело, тем самым героем
                Сикстины, чей титанический образ навсегда останется
                запечатленным в памяти человечества".               
                Ромен Роллан.

Как быстро четверть века пробежала,
В капелле Гений пишет “Страшный суд”.
Придется потрудится здесь немало -
Воистину неимоверный труд.

Восточная стена капеллы за амвоном -
Изображение Вселенской катастрофы.
Вверху у ангелов в руках Крест и Колонна,
То атрибуты Страстей Господних.
Внизу сонм грешников, они в плену Голгофы.

Во фреске все перемешалось: бешено
Уносит поток энергии стихийный
Фигуры ангелов, святых и грешников.
Противостоять ему они бессильны.

Условно фреску поделил он на три части,
И в центре устроил тех, кто был ему важней:
Иисус Христос, вершивший суд свой беспристрастно,
Мария и Проповедники его идей.

На видном месте Христос, в «руках» бразды,
Последователями окруженный.
Он в непривычном образе – без бороды,
Дарует свет и светом озаренный.

В его фигуре милосердие и гнев.
Одной рукой святых благословляет
И, все условности без жалости призрев,
Другой рукою грешников карает.

То раннехристианская идея,
Едины стали ум, душа и тело.
Учением Платона овладея,
На деле применил его всецело.

Внизу, по центру, ангелы сидят,
Трубящие в трубы Судного дня.
На вечные муки грешников в ад
На лодке Харон перевозит кляня.

В левом углу воскрешение мертвых,
Своеобразное сансары колесо,
Праведники поднимаются кверху -
Всё в общем потоке теперь вознесено.

Святой апостол-мученик Варфоломей,
Свою держащий содранную кожу,
На ней лицо на автора похоже,
Микеланджело он на стене нужней.

Он мученику придал свое лицо,
Пусть наблюдает за всеми свысока.
Грядущим поколеньям “письмецо” -
Своеобразный автограф на века.

Понтифик Павел и знатные миряне
Поражены космогоническим виденьем.
Молились Богу простые прихожане:
Так мощно “Страшный суд” потряс воображенье.

Но потрясенье их постигло без труда,
Когда понтифик опустился на колени,
Прося у Господа в день “Страшного суда”
Не вспоминать его былые прегрешенья.

То грандиозная картина конца времён -
Произошло второе пришествие Христа,
Вселенской катастрофой оно оценено.
Земля все начинает с первичного листа.

С тех пор прошло поболее пяти веков,
Но каждый день с утра ценители искусства
Идут, дабы постигнуть тайны былых миров,
Отдать бесценному шедевру свои чувства.

*Шутливый сонет посвящен одному из друзей – Джованни да Пистойя, литератору и канцлеру Флорентийской академии.


Рецензии