Архитектура

АРХИТЕКТУРА

                "Совершенно несомненно, что архитектурные части подобны
                частям человеческого тела. Кто никогда не умел или не
                умеет хорошо воспроизвести человеческую фигуру, особенно
                в том, что касается анатомии, никогда этого не поймет".
               
                Микеланджело Буонарроти
 
               
Как человеческую красоту
Архитектуру он воспринимал.
Однажды взяв такую высоту,
Он планку эту всегда держал.

К Маэстро власти Рима обратились с просьбой –
Спасти от разрушения Капитолийский холм.
Проект ансамбля должен быть амбициозен,
Тогда он будет в Вечном городе его лицом.

Руины, стоявших здесь сооружений,
Рельеф Капитолийского холма -
Основа для принятия решений,
Неважно, что была она сложна.
 
Впервые такая площадь создана,
Распахнутая к городским просторам.
Не поражая размерами, она
Для обозрения открыта взорам.

Дворец сенаторов перед глазами,
Прикрытый двумя палаццо по бокам.
С четвертой стороны между дворцами
Вниз лестница ведет к жилым домам.

У лестницы по сторонам расставив
Из камня две античные скульптуры,
Мифических полубогов представил –
Кастор и Поллукс, братья Диоскуры*.

Все три дворца тем характерны, что
Архитектура их, одна и та же,
Осталась ренессансною чертой -
Привлечена в желанном авантаже.

На мостовой создал непринужденно
Геометрический орнамент белых плит.
Он сеткой кружевной на темном фоне
Прекрасное творенье в чудо превратит.

По центру площади на светлый постамент,
Лицом к бегущим вниз террасами ступеням,
Он водрузил античный конный монумент -
Отлитый в бронзе император Марк Аврелий.**

Эпохи уходящей творец великий,
В людских умах поднявшийся высоко,
Он направленья нового родитель.
Его постройки – предвестники барокко.
               
                В В
В тени остались все его работы,
Когда он создал важнейший свой проект.
Cобору посвятил души щедроты
В свои последние шестнадцать лет.

Он с юношеским пылом занялся Собором,
И план Браманте***, насколько можно, упростил.
Взглянув на все профессиональным взором,
Законченный шедевр он миру подарил.

Для купола Собора им сделаны модели.
Та, что была из глины уже не уцелела.
Из дерева, подробная модель, сохранена,
И в зале над капеллами находится она.

Лишь два известных купола в то время было:
На Пантеоне - древний, и новый флорентийский.
Их вспомнив, голова тотчас же отличила.
И к куполам соборов этих мысли устремились.

Благодаря раздумьям, невиданным досель,
И долгим временем, потраченным недаром,
Из липы сделали они огромную модель
Совместно с плотником Батиста да Каррара.

Смог увеличить слитность композиции,
Преобладанья пространства средокрестия****
Над прочими частями. Его позицию
Определило волшебство профессии.
 
Сперва он сделал надежное крепленье
Для четырех гигантских купольных опор.
Снаружи предложил мощнейшее члененье
Пилястрами и аттиком, на нем декор.

С фасада - эпичная паперть с колоннами.
Она открыта взору уже издалека,
Приветствуя входящих формой обретенной -
К ней также прикоснулась Мастера рука.

Была воздвигнута с востока часть Собора,
Два купола поменьше встали для обзора.
И создана Григорианская капелла,
Работа с нею то стояла, то кипела.

Микеланджело Собору годы посвятил
Без всякого на то вознаграждения.
Его поступок достоин уваженья.
“Во славу божью”, — так сам об этом говорил.

Возведены Собора боковые части,
Все вместе в форме равноконечного креста.
И, несмотря на все пришедшие ненастья,
Душа его по-прежнему была чиста.

В те времена, почти что повсеместно,
И даже в ближнем папском окруженьи,
Царили зависть, алчность, страсть к наживе,
А, зачастую, шли на преступленье.
 
Сложилась обстановка на мерзости щедра,
И многие не побоялись Господней кары,
А “Микеланджело вырвал “Святого Петра”
Из рук грабителей и убийц”- слова Вазари.

И только по прошествии десятка лет
Был изготовлен цилиндричный барабан.
В его шестнадцать окон проливался свет,
Откуда он вовнутрь храма поступал.

Микеланджело давно ушел в небытие,
И наступил конец шестнадцатого века.
Хотя и не заглох им начатый проект,
Работа продолжалось без прежнего эффекта.

Потом стал у руля, вложив все сердце,
И замысел Маэстро не испортил,
Закончив купол после его смерти,
Архитектор Джакомо делла Порто.

* Из древнегреческой мифологии. Близнецы Кастор и Полидевкт (рим. — Поллукс) — сыновья Зевса и Леды. В «Одиссее» о них говорится как о детях Леды и Тиндарея, сына спартанского царя. По другой версии мифа, отец Кастора — смертный человек по имени Тиндарей, а отец Поллукса — бог Зевс, поэтому первый, рожденный от человека — смертен, а второй — подобно богу, живет вечно. Когда убили Кастора, Поллукс стал умолять Зевса, чтобы тот дал умереть и ему. А Зевс предложил ему выбор — либо вечно пребывать на Олимпе без брата, либо вместе с Кастором жить один день на Олимпе, а другой — в царстве Аида. Поллукс выбрал последнее.
** Марк Авре;лий Антони;н (26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона) — римский император (161—180) из династии Антонинов.
***Донато Браманте (1444, Ферминьяно — 11 апреля1514, Рим) — основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства — базилика Святого Петра в Ватикане.
**** Средокрестие — в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест. Средокрестие часто увенчано куполом, что характерно для соборов эпохи Возрождения.


Рецензии