Метафизика гармонизации социального бытия

          Социальная ситуация в мире определяется стремлением отдельных народов, цивилизаций получить преимущество в противоборстве друг с другом. Последнее ведёт к росту враждебности между народами, многочисленным рискам существования человечества, включая экологическую, ядерную катастрофы. Апокалипсические прогнозы экспертных сообществ обоснованы. Все говорит о том, что попытки сделать нашу жизнь достойной, безопасной, человечной должны опираться на критический анализ пути, по которому двигалось человечество в течение своей истории, поиска возможностей его позитивного изменения, гармонизации.
          Лучшие умы человечества (учёные, философы, политики, общественные деятели) искали, ищут пути гармонизации нашей социальной жизни, снижения уровня её враждебности. С этой целью разработано множество правовых актов, призванных регулировать уголовные, гражданские кодексы, международные договора. Было бы неверно сомневаться в целесообразности управленческих надстроек, в пропаганде толерантности, терпимости в социальной политике. Однако наличие всего этого не снижает уровень враждебности в нашей жизни. Следует признать, что возможности разумных решений в вопросах гармонизации социальных отношений исчерпаны. Им противостоят не менее разумные решения, разъединяющие людей, подталкивающие их к противостоянию, борьбе за материальное, территориальное и прочее превосходство, за власть, за гегемонию. Рациональное регулирование социальных отношений с опорой на разум человека себя полностью дискредитировало. Каждый социум стремится «разумно» наращивать свои преимущества в противостоянии с соперниками.
          К такому положению человечество идёт на протяжении всей своей истории. Причину её трагического результата метафизика духа [1] видит в том, что на заре своего формирования человек свернул с магистрального пути развития, предопределённого ему предшествующим природно-историческим процессом становления Мироздания [2]. Он отказался от духовности, как регулятора самоорганизации человека, его социальных отношений. Духовным ценностям, как мотиватору своего саморазвития [3], человек предпочёл подчинение силе. После утверждения власти главаря, вождя,  система подчинения человека усложнялась. Возникли структуры власти, опирающиеся на идеи, идеологию. Они формулировали нормы поведения, которым должен подчиняться человек. Практика вынужденного подчинения зарождала враждебность человека. С индивидуального уровня она перешла на все уровни социальной организации, став к настоящему времени глобальной.
          Общепризнано, что культура гармонизирует процессы в человеке, социуме. Порой культурность отождествляется с духовностью. Но так ли это? Истинная, бескорыстная духовность свойственна в большей степени малообразованным людям и детям, не вкусившим продуктов цивилизации, её культуры. Врождённая способность ребёнка к любви, к познанию не достижима для взрослого человека. Истинная духовность глубинна. Она является метафизическим качеством человека. Залегая в беспредельной глубине сущности (души) человека, духовность изначально свойственна ему. Она должна определять поведение, нравственный стержень человека на всех этапах его становления.
          Извращённая социально-бытовая практика гасит в человеке голос его духовности. Одарённые врождённой духовностью люди проявляют её в своём творчестве. Продукты его порой инициируют в людях «наведённую» духовность, противоречащую сложившейся практике. Однако такая духовность чаще всего ориентируется на культ идеи, рождение гегемона общественного мнения. Только врождённая духовность человека может стать базисом социума, соответствующего исконным интересам человека, человечества. При этом необходимо, чтобы социальная практика содействовала сохранению, развитию духовности, заложенной в человеке, как руководящей силы в индивидуальной и общественной жизни.
         Истинное развитие любой системы происходит в результате внутреннего стремления её единичностей (субъектов) быть элементами особенного, общего при  становлении всеобщего, обеспечивая его всеединство. При этом всеобщее выступает как высший иерарх, интересы которого являются теми ценностями, которые объединяют единичности, включая стадии вхождения их во всеобщее.  Для человека, его социальных структур, человечества в целом таким иерархом является  Метафизическая Реальность Мироздания. На признании истинности такого утверждения основаны положения метафизического гуманизма [4] как методологии ценностного саморазвития личности человека. Актуализация метафизического гуманизма в социальной сфере [5] обеспечит соблюдение в ней принципов организации, свойственных природно-историческому процессу становления Мироздания: приоритет внутренней активности человека к саморазвитию путём самоорганизации в интересах становления вышестоящей иерархии. При этом человек обретает способность к метаморфозе: переходу из состояния духовно-вещественного в духовное, бессмертное [6].
          На сцене современной общественной жизни должен заявить о себе трансцедентирующий  человек, озабоченный поиском смысла жизни, ее ценностей. Духовно-интеллектуальное развитие такого человека неизбежно подводит его к необходимости осознавать своё предназначение в глубинных основах бытия Мироздания. Его саморазвитие будет сопровождаться удовлетворением метафизических по природе потребностей в любви, счастье, бессмертии, достижении единства с миром путем разделения с ним его ценностей. Человек в результате будет противостоять лукавым призывам идеологов трансгуманизма, эмпиризма, примитивного материализма признающими существование только видимого, осязаемого мира.
          Представленная позиция объективно, истинно предопределена дискретной структурой Мироздания. Становление Его как всеобщего - результат саморазвития единичностей вследствие их потребности в духовно-системной самоорганизации [7].  Трансцедентирующий человек как индивид социальной сферы подобен атому в молекуле, кристалле, клетке, организме. Индивид подобен атому и в символическом и буквальном смысле: индивид латинский перевод греческого слова атом. Саморазвитие индивида, как единичного, осуществляется в процессе его самоорганизации в новые для него социальные формы – особенное, общее и всеобщее. Саморазвитие такого человека иерархично, так как отвечает истинным интересам саморазвития окружающих его социальных структур, человечества и Мироздания в целом. При этом человек, организуя все более сложные социальные формы (целостности), должен быть активным субъектом, участником всей иерархической структуры человечества.
          Очевидна необходимость поиска основ организации социальной жизни, которые создавали бы перспективы возникновения востребованных, гармоничных форм существования социумов. Такие формы должны возникать как реализация воли человека в удовлетворении его духовных потребностей. При этом человек становится наследником беспредельно длительного процесса становления Мироздания. Человек реальней, выше, глубже, разумнее любой социальной организации и функционально, и содержательно, и потенциально. Интересы саморазвития человека должны определять цели, смыслы, задачи организации социальной жизни. Человек не объект социальной организации, а творческий субъект, созидатель всех её уровней.
          Социальная самоорганизация человечества, основанная на метафизических ценностях человека, будет гармоничной, если удовлетворит ценностные интересы человека независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности, материального обеспечения и так далее. Всеобщее при этом становится условием, потенцией развития единичного. Общее, всеобщее, как метафизическая ценность, проявляется в единичном, обеспечивая его всеединство. Единичное руководствуется интересами общего и всеобщего в силу духовной связи с ним. Единство единичного и общего в признании высшей для них ценности: становление Мироздания. При этом врождённая духовность человека - реальный фактор его деятельности, ресурс совершенствования социальной жизни, преодоления негативные черты настоящего.
          Метафизика реально проявляется в образе жизни некоторых социальных групп. Например, любовь как метафизическое чувство определяет гармонию отношений между детьми и родителями. Однако масштаб проблем подлежащих решению, обусловленный  необходимостью гармонизации социальной жизни, грандиозен. Каждым народом проблемы должны решаться самостоятельно, с опорой на традиции, признание космологической значимости их жизни, единых ценностей всеобщего. При этом формирование общественной атмосферы, форм самоорганизации, структур социумов должны сопровождаться чувствами любви, благодати, совестливости людей, всего того, что составляет духовную жизнь метафизически гармоничного человека.

Литература:
1.Сазонов В.Н. Две концепции, две методологии социального бытия. Сайт: Проза.ру
2.Сазонов В.Н. Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО. Выпуск 20, 2018, с.18-30.
3.Сазонов В.Н. Ценностная всеобщность бытия и его антропный диссонанс. Сайт: Проза.ру
4.Сазонов В.Н. Метафизический гуманизм как методология ценностного саморазвития личности человека. Сб. «Антология современной русской философии» т. 2, с. 362, М. 2018 .
5.Сазонов В.Н. Актуализация метафизического гуманизма как переход     от универсалистской  модели социального развития к атомистической. Труды членов РФО. т. 20, с. 52-60; М. 2018г.; на сайте: Проза.ру
6.Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа.  Мировоззренческие основания духовной природы бытия.  Saarbrucken, 2013г.
7.Онтологические основания духовной природы бытия. Мiжнародна конференцiя «Досягнення науки в 2017 роцi» с. 67, Киев, 2017 г., Сайт: www.cnp.org.ua


Рецензии