Волшебство арабских ночей Балет Тысяча и одна ночь
Балет "Тысяча и одна ночь", новая сцена Мариинского театра, 23 января 2022 года, 14 часов. Спектакль Приморской сцены Мариинского театра.
Балет "Тысяча и одна ночь", который показала балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра в новом зале Мариинки в Петербурге, стал кульминацией моего увлечения оманским Востоком! Я даже не подозревала, что можно пережить такое потрясение и восторг, не знающий пределов! Катарсис на протяжении всего спектакля! Мощь и красота, настоящая, восточная! Упоительная страсть и нега, всепоглощающая ярость и истома, умопомрачительная жестокость и надежда. Шахрияр, Шехерезада, Синдбад, Алладин, Али-баба... почему меня так волнуют эти давние арабские истории? Может, я в прошлой жизни жила на Востоке и знаю этот беспощадный мир с другой стороны?
В последние три недели у меня сложиломь ощушение, что я побывала на арабском Востоке. Это благодаря Владиславу Сулимскому, который, готовясь спеть Риголетто в Омане, в грандиозной дзефиреллиевской постановке оперы Верди в невероятно роскошном Королевском оперном театре Маската, постоянно рассказывал в соцсетях, как идут репетиции, куда он ходит и ездит, что видит, какие достопримечательности осматривает, даже какие экзотические запахи восточной парфюмерии ощущает. А дальше было дело любознательности, сегодня обо всем можно быстро прочитать, все виртуально посмотреть. Как много нового и интересного я узнала! О современном Омане, о его истории, его правителях. Выяснилось, что и с детства знакомый герой сказок "Тысячи и одной ночи" - Синдбад-мореход родом из Омана.
И стали словно оживать дивные арабские сказки, начали волновать обоняние восточные благовония с дымными нотами оманского ладана, воображение населило белокаменные дворцы тенями султанов, визирей, гаремных жен и наложниц, рабов и евнухов.
И тут балет "Тысяча и одна ночь" все это сделал явью!Он воссоздал игру моего воображения в вихре танца, в ударах тамтама и барабанов, бонго и литавр, в ноющей жалобе английского рожка и фагота, в нежных переливах арфы, в дребезжащем звуке струн азербайджанского тара, в тревожащих женских голосах хора и прекрасном сопрано солистки (Анастасия Кикоть), в роскошных узорах декораций и видеопроекций, в манящей страстности всего происходящего! Ритм и энергия, четкость движений и скульптурность поз, эмоциональная наполненность и восточная пластика - вот что отличает захватывающий танец всех исполнителей, включая весь кордебалет, и завораживающую хореографию Эльдара Алиева в целом.
"О, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви!" - словно проносился в чарующих мелодиях в начале балета стон Нуриды (Катерина Флория). Ее причудливый танец с Шахрияром, полный обольстительной вкрадчивости, начиненный сложными поддержками и замысловатыми позами, очень скульптурен, но оказывается лишь ширмой для истинных чувств ее героини. Вряд ли она любит Шахрияра (Сергей Уманец), если, не боясь возмездия, может развлечься с рабом (Эрлан Суйунбек) пока господин на охоте! Как ярко это характеризует танец! Томление плоти, любовная тоска, жажда наслаждений и веселья - все воплотилось в тягучем танце героини Катерины Флории. А потом - безумная оргия! Кордебалет неистовствует, его вышколенность восхищает, темп танца огненный, стремительно меняется его рисунок. Ни секунды промедления или пауз на сцене!
Но какова расплата! Никому нет пощады! Неверная жена убита своим господином! Как красиво и хореографически сложно это сделано в балете! Когда никакие мольбы не помогли, Шахрияр поднимает вытянувшуюся в горизонтальную струнку Нуриду над головой и, не оборачиваясь, перебрасывает ее палачам, одетым во все темно-красное, как запекшаяся кровь, которые стремительно уносят ее на вытянутых вверх руках.
А музыка отбивает ритм, ритм сердца разгневанного султана, оскорбленного изменой любимой жены, кажется, мы слышим, как клокочет кровь в его жилах, как прерывается дыхание, как рык ярости вырывается прямо из сердца! Мало убить одну! Надо истребить всех молодых женщин, чтобы они никого не могли обмануть! Одна ночь с султаном - и смерть!
И начинается "избиение девушек"! Душа султана погружается во мрак жестокости и одиночества!
Какая потрясающая музыка в этой части балета, да и во всем спектакле! Только такой, наверное, и может быть музыка Востока! В ней и плач, и стоны, и угрозы, и проклятия, и мольбы, и парализующий страх, и неумолимая кара, и безмерная нега, испепеляющая страсть, и чувственное блаженство, и неукротимая сила. И что-то еще, что безумно волнует, как ошеломляющий запах восточных духов, обещающих неземное блаженство, как бескрайние пески пустыни, освещенные закатным солнцем, как величественные белокаменные дворцы, поражающие своими размерами и роскошью. Что это? Тайна сие великая есть! Но это что-то настоящее!
И во всем этом кровавом безумии просыпается надежда! Ничего нового! Душу спасает только любовь!
Шехерезада (Саки Нисида), юная, веселая, очаровательная, жизнерадостная, светлая, летающая в танце, как перышко, смогла привлечь мрачного султана и умолить послушать ее истории, которые раскрывают лучшие качества женщин.
Сцена помилования Шехерезады трогает до слез. Оркестр под управлением Эйюба Кулиева, который и так творил чудеса выразительности, дополняет голос Анастасии Кикоть, словно провозвестник судьбы. Это делает финал первого действия выворачивающим душу. Музыка, пение и танец рождают такой непередаваемый восторг, что слезы сами тихо струятся из глаз, от любви и страсти, разлитой словно в воздухе, как аромат чувственных восточных духов, от роскоши и красоты в чертогах безжалостных властителей, от смелой беззащитности и неувядающей мудрости, от всесильной мощи любви!
Палачи держат Шехерезаду на вытянутых руках, словно подчеркивая: казнь лишь отложена, ты в наших руках. Этим стоп-кадром завершается первое действие и начинается второе, сказочное.
Очень хорош Шахрияр (Сергей Уманец). Он пластичен, выразителен, точно передает движениями все настроения своего героя. При этом у него безумно сложная силовая партия. Такие замысловатые поддержки партнерши и контактные мягкие переходы с ней из одной скульптурной позы в другую - требуют огромной выносливости. Немало у него и вариаций с ураганными вращениями и непростыми прыжками. Эти сложности партии не влияют на выразительность его героя. Он величественен, грозен, суров, но любовь к Шехерезаде смягчает его, делая лиричным.
Второе действие - это три из тысячи сказок, которыми Шехерезада занимала султана длинными ночами, каждый раз выигравая еще день у смерти. "Синдбад-мореход и птица Рухх", "Алладин и волшебная лампа" и "Али-баба и сорок разбойников".
Все эти истории полны зажигательных танцев кордебалета, борьбы и спасений, впечатляющих вариаций главных героев. Интересны и лирические женские (Дарья Тихонова, Сая Окамото, Наталья Демьянова), и темпераментные мужские (Виктор Мулыгин, Шизуру Като, Алехендро Кабезас, Сергей Аманбаев, Сергей Боровых, Александр Ермохин) танцы.
Особенно запомнилась Марджана (Наталья Демьянова), служанка Али-бабы, спасающая его от разбойников и их атамана.
Ох, уж этот обольстительный танец томной восточной красавицы! Призывные движения бедер, как в традиционном арабском танце живота, провоцирующе выступающих в резком движении-ударе, красиво подрагивающих в тряске-шимми, плавно извивающиеся руки. Глаз не отвести, как хороша девушка, как изящен ее танец, как красивы движения!
И все истории Шехерезады заканчиваются торжеством взаимной любви и преданности. Рассказывая их, она фактически учила султана любить. И любовь проникла в его сердце.
Своими сказками, а также целомудрием и женственностью Шехерезада изгнала демонов из души Шахрияра, он уже не чувствует неутоленной ярости из-за измены прежней жены. Его душа наполняется новой любовью. Но червь сомнения все-таки его гложет! Вдруг и она его предаст? Изменит с каким-нибудь недостойным? Но для этого есть испытание охотой. И он отправляется на охоту, как и в случае с Нуридой, чтобы внезапно вернуться.
Но целомудренная Шехерезада, даже не заметив, проходит это испытание и встречает любимого султана в окружении героев своих историй, живущих в любви, мире и согласии!
Балет закончился бурной овацией! Давно я не испытывала от спектакля такого всепоглощающего восторга!
Балет "Тысяча и одна ночь" уникальный! Настоящий музыкальный и хореографический шедевр, мастерски исполненный балетной труппой Приморской сцене Мариинского театра! Его надо обязательно смотреть при первой возможности!
P.S. А еще я представила, как роскошно и уместно он смотрелся бы на родине Синдбада - в Королевском театре Омана, где в феврале будет гастролировать балетная труппа Большого театра Белоруссии. Чем Приморская сцена Мариинского театра хуже?
Свидетельство о публикации №222012400108