Картографические материалы первой половины xx века

Карта – это не только «альфа и омега» географии, но и основа историко-картографического метода исследования. Любая карта или план местности является одновременно и источником све-дений о природных и социально-экономических явлениях и объектах, и документом, зафиксиро-вавшим информацию об их состоянии в определенный период времени.
В фонде Р-18, оп.1, д.2 архивного отдела администрации Ребрихинского района (АОАРР) хранятся ранее не исследованные картографические материалы первой половины XX столетия. Объединены они по одному признаку – связь с лесным хозяйством. Лишь одна карта выпадает из общего списка. Это даже не карта, а проектный план надела села.
Тематическое картографирование территории Алтайского Горного округа приобрело осо-бое значение в середине XIX - начале XX вв. Это карты лесных угодий, полезных ископаемых, распределения сельского населения и т.д. Все они стали неотъемлемой частью изданий, посвя-щенных сельскохозяйственным, природно-климатическим обзорам Алтайского округа. Составле-ние таких карт стало необходимостью для различных хозяйственных целей региона [19, с.123].
Карты лесов составлялись еще в 40-е гг. XIX в., но широкое распространение они получили с начала XX в. Через лесные дачи и угодья население обеспечивалось строительными материалами и топливом, поэтому для более рационального лесопользования ряд экспедиций работал над составлением специальных карт лесов [19, с.126].
Подборка карт в деле фонда Р-18 в целом хаотична, они охватывают различные далеко от-стоящие друг от друга территории. Но это можно объяснить. Дореволюционные карты хранились в конторах сельских лесничеств. В 1932 г. образован Ребрихинский лесхоз, в ведении которого находились значительные площади ленточных боров не только в пределах Ребрихинского, но и соседних районов. С течением времени происходило образование новых лесхозов, а карты этих лесов так и остались в ребрихинской конторе. Затем эти документы передали в архивный отдел администрации района, где они хранятся и поныне. Единственное, что вызывает вопрос – как в подшивке оказался землеустроительный план села Белова-Правобережного, но на него вряд ли сейчас кто-то сможет ответить.
В деле имеются несколько карт одинаковых по оформлению и размерам листов (Барнауль-ского, Мормышанского и Чумышского лесничеств). Год выпуска установить не удалось, но т.к. карты лесов и лесных дач Алтайского округа составлялись и издавались в 1900-10-е гг., можно предположить, что изображения отдельных участков появились в это же время и, вероятно, вхо-дили в какой-то альбом или атлас. Следует отметить, что границы лесничеств и лесных дач не совпадали. Перейдем к описанию карт.
 «Карта Барнаульского лесничества Алтайского округа» [1]. Масштаб 10 верст в дюйме. Черно-белая, отпечатана в типографии. Размер листа 21*32 см. Сохранность карты хорошая. Ле-генда отсутствует. На карте изображены гидрографические объекты, сеть населенных пунктов, пути сообщения, показаны границы лесов, земельных наделов селений и арендных статей. В со-став лесничества входила восточная часть Барнаульской лесной дачи. От руки проставлены все номера кварталов Барнаульского лесничества. Их нумерация начинается от Барнаула и идет в сто-рону села Стуково, где она заканчивается и начинается новая до несуществующего ныне села Бар-наульского, находившегося на границе лесничества. Возможно, это связано с делением леса на участки. Система просек, по сравнению с современной, не так развита – всего две продольных. Составителями допущена ошибка: вместо названия населенного пункта Боровиково написано Са-модуровка. Настоящая Самодуровка находится гораздо западнее.
«Карта Мормышанского лесничества Алтайского округа» [2]. Масштаб 10 верст в дюй-ме. Черно-белая, отпечатана в типографии. Размер листа 21*32 см. Легенда карты отсутствует. На карте показаны гидрографические объекты, сеть населенных пунктов, пути сообщения, границы лесов, земельных наделов селений, границы арендных и оброчных статей. Номера кварталов Мормышанского лесничества не подписаны. В состав Мормышанского лесничества входила часть Касмалинского бора от Малышева Лога до Бутырок (леса Мормышанской и западной части Касмалинской лесной дачи). Сохранность карты хорошая.
«Карта Чумышского лесничества Алтайского округа» [3]. В деле подшито два одинако-вых экземпляра. Масштаб 10 верст в дюйме. Черно-белая, отпечатана в типографии. Размер листа 21*32 см. Легенда отсутствует. На карте отображены гидрографические объекты, сеть населенных пунктов, пути сообщения, показаны границы лесов, земельных наделов селений, номера лесных кварталов, границы арендных статей. Границы Чумышского лесничества и одноименной лесной дачи совпадали. Номера кварталов пропечатаны, но не все (каждый восьмой). Нумерация кварта-лов не индивидуальная, а общая, начало берет в соседней Шипуновской лесной даче. Сохранность карты хорошая.
«План лесонасаждений Паклинской лесной дачи Павловского имения Алтайского окру-га. Лесная съемка произведена в 1899 г., а границы исправлены по данным лесоустройства 1910 г» [4]. Масштаб: в 1 английском дюйме 200 сажен. Цветная, бумажная, безосновная, типо-графская. Размер листа 34*41 см. Нанесены река Кулунда, болота, пути сообщения, деревня Пак-лина, просеки, типы растительности (сосновый, березовый лес, болото, согра, сенокос). Деревня Паклина показана вдоль южной кромки бора, а сейчас она находится намного южнее на неболь-шой плоской возвышенности между озером Мочище с юга и обширной озерно-болотистой равни-ной с севера. Мельница Палевинова (если это она) упоминается в «Списке населенных мест Том-ской губернии» за 1911 г [20, с.217]. Во втором квартале Паклинской дачи указано местоположе-ние саманного сарая неизвестного назначения. Обращает на себя внимание тот факт, что сравни-тельно небольшую лесную дачу, состоящую всего из шести кварталов, пересекает довольно боль-шое количество дорог, основная часть которых ведет к лугам долины Кулунды. Имеется экспли-кация с таблицей данных о площадях покрытых лесом, занимаемых с/х угодьями и неудобными землями. В легенде указаны типы растительности и угодий, спелость лесов (приспевающий, жердневой). Характерно, что нет спелого и перестойного леса. Сохранность карты удовлетворительная, имеются разрывы.
 «Сенокосные поляны западной части Касмалинской лесной дачи Мормышанского лес-ничества в кв. №№ 341,343,345,346,348,350,354,338,339» [5]. Масштаб: в 1 дюйме 200 сажен. Размеры листа 60*57 см. Съемка произведена в 1913 г. межевым техником Пылковым. Цветная, рукописная, на тканевой основе. Нанесены гидрографические объекты, пути сообщения, лесные кварталы, границы землепользований сел, сенокосные поляны. Границы сенокосов нанесены с указанием координат. Сохранность неудовлетворительная: вырезан фрагмент карты клиновидной формы, имеются следы влаги и плесени. Сенокосные поляны вызывали особый интерес у кресть-ян, как надежные источники кормов для скота. По данным статистических сборников «Сельскохозяйственный обзор Алтайского округа» за 1900 [13, с.4,5], 1901 [14, с. 136,137], 1902 [15, с.70,71], 1903 [16, с.92,93], 1904 [17, с.82,83], 1905 [18, с. 74,75] составлена следующая таблица:
Средние размеры урожая трав в Касмалинской волости
по различным типам сенокосов,пудов с 1 казенной десятины
Угодья
Год Заливные
луга Лога Залежь Лесные
покосы Болота,
займища
1900 - 54 56 120 -
1901 - - - 107 25
1902 - 140 113 205 -
1903 - 84 101 142 -
1904 94 71 64 96 60
1905 112 90 82 86 75

Как видно из таблицы, лесные сенокосы Касмалинской волости (часть территории которой и нанесена на данную карту) давали стабильный и высокий урожай трав.
Карта без названия [6]. Условно назовем ее «Картой Мормышанского лесничества». Раз-меры листа 54*134 см. Рукописная, на тканевой основе, цветная. Масштаб не указан, но по при-близительным расчетам составляет в 1 см 330 м. На карте имеется написанная от руки дата – 11 июля 1911 г. Территориально лесничество охватывало часть Касмалинского ленточного бора от деревни Гуселетовой на юго-западе до деревни Мало-Бутырской на северо-востоке. На карту на-несены реки, озера, населенные пункты, лесные дороги, просеки, волостная кожевня, имеется подробная легенда с указанием всех типов растительных сообществ. Для ряда просек указано время вырубки. Есть многочисленные полустертые пометки карандашом, указано местоположение кожзавода, кордона, номера объездов. Пометки, скорее всего, сделаны в 1920-е гг. Слово "просека" написана с буквой "Е", вместо ";".
В деле имеются также небольшие фрагменты миллиметровки со схематическими чертежа-ми лесных кварталов неизвестной локализации [7]. Нанесены границы отдельных кварталов с вы-деленными цветным карандашом ареалами без экспликации и легенды.
 «Меры ухода за молодняком во II классе возраста в 1941 г.» [8]. На кальке показаны от-дельно шесть кварталов. Выполнена на кальке цветными карандашами и чернилами, экспликация и легенда отсутствуют. Размер 40*20 см.
 «Проектный план Сибирского края Барнаульского округа Ребрихинского района трудо-вого надела села Белова-Правобережного, образованного на основании постановления Барна-ульского уездного Управления от 6 сентября 1924 года за №4277 из землепользования граждан села Белова (бывшей Ребрихинской волости), отведенного в натуре зелемером-землеустроителем Барнаульского окружного змемльного управления Шиминым в 1925 году на 2160 едоков обоего пола по фактической норме 3,04 гектара (2,78 десятин) на едока. Проект-ный план составлен по истинному меридиану села Ребрихи, принятого при землеустройстве бывшего Алтайского округа с нанесением внутренней ситуации по данным оформления 1925 года. Количество земель с подробным разделением по угодьям показано в экспликации плана» [9].
В соответствии с основной задачей земельный органов становление крестьянского сельского хозяйства - землеустроительные работы, имеющие целью уничтожение неблагоприятно сложившихся условий землепользовании в Алтгубернии (дальноземелье, вклинивание, изломанность границ), неравномерное, в ущерб бедноте распределение земель внутри общества получали первенствующее значение. В связи с этим особое значение получали работы по оформлению существующих пользований в порядке государственной регистрации земель [12, с.94].
При этом в ряду собственно землеустроительных работ преобладающую часть составило землеустройство выселков в связи со стремлением крестьянства к уничтожению дальноземелья путем расселения [12, с.94].
Землеустроительный аппарат в губернии состоял из Губернского отдела Землеустройства и трех уездных. В работах принимали участие 77 землемеров и 16 помощников землемеров и прак-тикантов. Средняя норма выработки по оформлению землепользовании и по землеустройству вместе определялась а 38387 десятин на техника, в том числе 29970 десятин по оформлению и 8417 десятин по землеустройству. Контроль работ в натуре выполнялся 7-ю землемерами-контролерами [12, с.95].
Согласно плана работ в течение года было открыто 6 землеустроительных участков: 3 - в Барнаульском, 2 - в Рубцовском и 1 – в Бийском [12, с.95].
Работа участковых землеустроителей сводилась к изучению районов в отношении положе-ния землепользования на основе естественно-исторических и экономических условий, ознакомле-нию населения с основами земельного кодекса и методами правильного землеустройства и к вы-яснению запутанных земельных отношений [12, с.95].
Утвержденная Алтгубисполкомом такса на оплату землеустроительных работ значительно ниже таксы, установленных декретом Совнаркома 14 июня 1923 г. и ниже такс, действующих в других сибирских губерниях, тем не менее страдает тем недостатком, что а ней не предусмотрено снижение цен для беднейших слоев населения деревни [12, с.95].
В информационном докладе по Шелаболихинскому району отмечается, что в населении имелось недовольство на высокие цены по землеустройству [11, с.180]. Надо полагать, и в нашем районе отмечалась подобная ситуация.
Из всего числа землеустроительных планов Ребрихинского района в архиве Администра-ции сохранился только этот. Линейные размеры листа 66*100 см. План выполнен на ватмане ту-шью и цветной акварелью (6 цветов). Масштаб: в 1 дюйме 200 сажен. На плане отображены сле-дующие элементы: населенный пункт Белово-Правобережное, с показанием улиц, кладбища, реки (Егоршиха, Трубачиха, Шуршалка, Рожня), озера (Волчье, Польское), березовые рощи, дороги на село Рожнев Лог, поселки Алтай и Дмитриевский, курган, бывшие церковные усадьбы, школьный участок. В плане расстояния и площади даются в двух системах измерения: метрической (метры и гектары) и старой русской (сажени и десятины).
На плане имеется круглая печать Беловского сельского совета, подписи уполномоченных от крестьян села, представителей сельского совета и Касмалинского лесничества.
План имеет подробную экспликацию с указанием всех типов угодий и их площадей. При-чем участки разделены на два типа: 1) землепользование села Белова-Правобережного, 2) государ-ственное земельное имущество и школьные участки.
Земельный надел села граничит как с ранее существовавшими наделами села Рожнев Лог и церковными землями того же населенного пункта, так со вновь возникшими поселками (Алтай, Токаревский, Солоновка).
На небольшом расстоянии к северу от села внутри Касмалинского бора находился отруб №2. До революции он, вероятнее всего, относился к кабинетским землям. Затем его передали в пользование беловцам. Что характерно, на территории данного участка землеустроитель отметил семь курганов, расположенных как раз на границе между лугом и лесом.
Карта, по всей видимости, не была закончена - легенда недооформлена, имеются каран-дашные пометки и замечания. Ей пользовались в годы коллективизации, т.к. на ней карандашом нанесены сокращенные названия колхозов села Белово, возникшие в это время: «Память павших партизан», «Новая Победа», «КИМ».
Сохранность плана удовлетворительная: имеются разрывы по сгибам, небольшая загряз-ненность бумаги.
 «Карта Барнаульского лесного участка Ребрихинского лесхоза к мобилизационному плану по борьбе с лесными пожарами по Барнаульской даче на 1934 г.» [10] Это не карта, а ско-рее картосхема, переведенная с крупномасштабной карты на кальку карандашами. Мало информа-тивна, показаны лесные кварталы и населенные пункты, нет легенды. Масштаб также не указан.
Подводя итоги, следует отметить, что описанные материалы являются лишь малой толикой картографического наследия, доставшегося нам от предков. Выявление таких карт в муниципаль-ных архивах, их подробное изучение, внедрение в научный оборот должно быть одним из пер-спективных направлений на стыке исторических и географических наук. В фондах архивного от-дела Администрации Ребрихинского район имеются и другие картографические материалы - кар-ты почв колхозных и совхозных земель, составленные в 1970-80-е гг. сотрудниками НИИ Гипро-зем. Они ждут своего исследователя.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. АОАРР Ф Р-18, оп.1, д.2, л.1
2. АОАРР Ф Р-18, оп.1, д.2, л.2
3. АОАРР Ф Р-18, оп.1, д.2, л.3,4
4. АОАРР Ф Р-18, оп.1, д.2, л.5
5. АОАРР Ф Р-18, оп.1, д.2, л.6
6. АОАРР Ф Р-18, оп.1, д.2, л.7
7. АОАРР Ф Р-18, оп.1, д.2, л.8,9
8. АОАРР Ф Р-18, оп.1, д.2, л.10
9. АОАРР Ф Р-18, оп.1, д.2, л.11
10. АОАРР Ф Р-18, оп.1, д.2, л.12
11. Из информационного отчетного доклада Шелаболихинского районного комитета РКП(б), март 1925 год/ Из истории населенных мест Шелаболихинского района/ Барнаул: Управле-ние архивного дела администрации Алтайского края, 1998. – с. 179-184.
12. Отчет Алтайского Губернского Исполнительного Комитета 7-му очередному губернскому съезду Советов за 1923-24 хозяйственный год и I-ю кварту 1924-25 г. [Электронный ресурс] / Алт. Губ. Исполн. ком. - Электрон. дан. - Барнаул : [б. и.], 1925 (Гостип.).
13. Сельскохозяйственный обзор Алтайского округа за 1900 год [Текст] / Стат. отд. при Гл. упр. Алт. округа. - Электрон. дан. - Барнаул : Типо-литогр. Главного Управления Алтайского округа, 1902. - 118 с.

14. Сельскохозяйственный обзор Алтайского округа за 1901 год [Электронный ресурс] : (шес-той год) / Стат. отд. при Гл. Упр. Алт. округа. - Электрон. дан. - Барнаул : Типо-литография Главного Управления Алтайского округа, 1902. - [6], 71, 19, 149 с., [3] л. карт,[6] л. диагр. : цв.
15. Сельскохозяйственный обзор Алтайского округа за 1902 год [Электронный ресурс] : (Седьмой год) / [Д. Зверев и др.] ; Стат. отд. при Гл. упр. Алт. окр. - Электрон. дан. - Барна-ул : Типо-литография Главного Управления Алтайского округа, 1903. –
16. Сельскохозяйственный обзор Алтайского округа за 1903 год [Электронный ресурс] : (вось-мой год издания) / А. А. Васильев, Н. Б. Шерр, Д. И. Зверев ; Стат. отд. при Гл. упр. Алт. окр. - Электрон. дан. - Барнаул : Типо-литография Главного Управления Алтайского окру-га, 1905. - 184 с.

17. Сельскохозяйственный обзор Алтайского округа за 1904 год [Электронный ресурс] : (девя-тый год издания) / А. А. Васильев, Н. Б. Шерр, Д. И. Зверев ; Стат. Отд. при Гл. упр. Алт. окр. - Барнаул : Типо-литография Главного Управления Алтайского округа, 1906. - [8], 45, 20, 172 с.,

18. Сельскохозяйственный обзор Алтайского округа за 1905 год [Электронный ресурс] : (деся-тый год издания) / А. А. Васильев, Н. Б. Шерр, Д. И. Зверев ; Стат. отд. при Гл. упр. Алт. окр. - Электрон. дан. - Барнаул : Типо-Литография Главного управления Алтайского окру-га, 1908. - 184 с.

19. Силина И.Г. К истории картографирования территории Алтайского края/ История. Карта. Компьютер: Сб. науч. статей. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. - 176 с.
20. Список населенных мест Томской губернии на 1911 год/ Томск: Типография губернского правления, 1911. – 602 с. http://sun.tsu.ru/mminfo/000245148/


Рецензии