Шкатулка снов

1.

... - Дама, обратите на меня внимание! Да-да, это я с вами говорю, фигурка из музыкальной шкатулки! Что? Вы меня не видите? Ах, видите, но я вам не нравлюсь? А сама шкатулка нравится? Я же вижу, что нравится! Послушайте меня, дама: это необычная шкатулка. Она не просто музыкальная – она навевает владельцу сны, которые… Ушла. Ну вот опять. Что-то я делаю не так…

…  - Молодой человек! Молодой челове-ек! Обратите на меня внимание, пожалуйста! И на «Шкатулку снов» взгляните, прошу вас! У этой шкатулки удивительная история! Купите её для своей любимой девушки! У вас же есть любимая де… И этот ушёл. Сплошные незадачи...

… - Девочка! Девочка с косичками, эй, ау, привет! Подойди, подойди сюда, не бойся! Хочешь купить шкатулку, которая будет играть тебе песенки, от которых ты станешь видеть чудесные сны? Уговори маму купить тебе такой замечательный подарок на Рождество!.. Убежала. Дети крайне непостоянны и непоседливы. С этим надо что-то делать! Я напишу в Министерство образования… когда выберусь отсюда.

… - Как сегодня шумно в магазине! Рождество близко, все ринулись за подарками… Как и я в прошлом году – тоже ринулся, и вот куда в итоге попал.   Ужас, господа! Истинный ужас! Рассказать кому – не поверят. Да и кому я расскажу,  раз  сижу в этой проклятой шкатулке уже почти целый год! А ведь ничто, казалось, не предвещало мне столь плачевной судьбы… У-у, как я ненавижу хозяина магазина, антиквара Примпа! Предупреждать же надо, что ты не просто антиквар, а самый настоящий чародей! И что эта самая заурядная с виду музыкальная шкатулка – волшебная, и что она называется «Шкатулка снов». Я-то и знать ничего не знал, когда припёрся в этот магазинчик в прошлом году… чёрт меня сюда занёс, не иначе!

… - Из окошка дует прямо на меня. А я, между прочим, стою в этой шкатулке в одном трико! Почти что в трусах, можно сказать. А вот возьму и простужусь, и заболею, и шкатулка будет играть самые хриплые мелодии на свете! И никто её не купит – никогда!.. Правда, её и так никто не покупает… Ну вот, я уже шмыгаю носом! Что за жизнь теперь у меня…

… - А золотые шарики всё же красиво смотрятся под потолком… и вещей интересных в магазине множество… Вон та старинная серебряная ложечка, как утверждает хозяин Примп, - особенная. Якобы именно с этой ложечкой во рту родился сам Христофор Колумб! Потому и смог открыть Америку. Непонятно, конечно, зачем он эту Америку открыл и что с ней теперь делать… но это отнюдь  не умаляет ценности ложечки, как считает хозяин.

… - Поесть бы. Живот подвело. И не смазочного масла поесть, а настоящей еды! Хочу бифштекс с жареной картошкой! И зелёного горошка тоже хочу! И рождественского пудинга, а-а! Но ничего этого у меня больше нет.

…- Кто-то подходит… закутанный в шубу… Важный какой-то господин... явно – богатый! Сэр, взгляните на меня! Вот он я! Кручусь на сквозняке, в одном тоненьком трико, в музыкальной «Шкатулке снов»! Купите для супруги лучший подарок на Рождество, и она будет вас любить вечно! Купи… Нет, отходит к полкам со старинным фаянсом и фарфором… А вы знаете, сэр, что это вовсе не мейсенский фарфор? А я знаю! Идите обратно, купите шкатулку… освободите меня отсюда! Не слышит. Купил тарелку герцогини Йоркширской… а это же подделка, я уверен!..

2.

… - Тихо как стало в магазине… Перерыв. Обеденный. У всех. И гимны рождественские на улице поют. И у церкви поют, и прямо напротив паба тоже поют… Пива хочется, Боже, как же хочется хорошего пива! А нет у меня теперь пива, только это смазочное масло… Ну, всё же, как-то подкрепиться необходимо. А то ещё заржавеет мой механизм, и тогда хозяин Примп начнёт ковыряться в шкатулке своей ужасной большой отвёрткой. На прошлой неделе механизм почему-то заело, так он мне этой отвёрткой ногу оцарапал, гад!

 Нет,  ну как я мог в прошлом году так вляпаться?! Пришёл, помню, я в этот магазинчик… увидел эту зловредную шкатулку… В ней танцевала миниатюрная балерина. Фарфоровая. Красивая, будто ангел! А я тогда за Морин Сведенхейм увивался. И девушка недурна, и денег у её папаши много… Отчего же и не поухаживать, отчего бы и не жениться на такой богатенькой красотке скромному конторскому клерку со светлыми мозгами? Я бы многого достиг с деньгами её отца, я уверен! Меня бы наконец все оценили! И я бы им всем показал!..

Подошёл тогда ко мне господин Примп и сказал, что шкатулка – не просто музыкальная. Это, мол, «Шкатулка снов»! Она, мол, играет такие удивительные мелодии, что человек под них засыпает и видит дивные сны. И самые хорошие сны – будто бы они сбываются!


Ведь как всё получилось-то? Хозяин магазина Примп открыл крышку шкатулки… закружилась под чудесную тихую музыку фарфоровая балерина в голубой юбочке, с фарфоровой крошечной алой розочкой на белом фарфоровом корсаже… И я и правда – будто бы заснул, прямо тут, в магазине…

И увидел я такой сон…

Как я женюсь на Морин, и она любит меня, уважает и даже побаивается. Как её отец даёт за ней огромное приданое. Как я гордо швыряю домовладельцу под ноги деньги за квартиру – он уже три месяца подряд требовал с меня квартирную плату. Как я отыгрываю все потерянные на скачках деньги! Покидаю   свою  жалкую квартирку – и въезжаю в особняк Сведенхеймов, как король! Отец Морин, все их слуги, вообще – все, все люди – меня боятся, уважают меня, преклоняются передо мной!

А в итоге… «въехал» я, получается, в эту проклятую «Шкатулку снов».

И тут-то это и… случилось.  Я нечаянно – ну вот честно, абсолютно нечаянно! –  ещё не полностью открыв глаза, потыкал пальцем в  эту фарфоровую балерину.  А она взяла – и сломалась! Разломилась на две части, и музыка умолкла. А я ведь просто хотел проверить, не подделка ли это. Не верю я, что в нашем маленьком городке могут продавать настоящий мейсен, даже и в антикварном магазине! Я вообще ничему и никому не верю, так что я должен был, да, должен был сам убедиться! Ну, да, признаю. Я, наверное,  ткнул в эту проклятую балерину пальцем слишком сильно.

Конечно, я не собирался оплачивать хозяину Примпу ущерб, ещё чего! Если он продаёт такие хрупкие вещи, он должен понимать, что они могут… случайно  пострадать. Случайно, повторяю! Без чьего-либо умысла! У него же все вещи в магазине по сто раз застрахованы, он ничего не потерял, на самом деле. Может, Примп вообще мне нарочно подсунул эту дьявольскую шкатулку, хотел с покупателя лишние деньги содрать!

Я  так и заявил господину Примпу: мол, не буду я платить, ни шиллинга, ни пенни, ни полпенса, за эту некрасивую балерину и за эту самую обычную, самую ординарную шкатулку!

А что потом произошло – я как-то плохо помню…

3.

Помню, стены магазина словно раздвинулись… раздались в стороны… Потолок «уехал» на какую-то невообразимую высоту… Тихие звуки – шорохи, шелесты, посвистывание ветерка в щелястом окошке – слились в какой-то грозный трубный глас…

И я вдруг увидел, что стою… на подставочке в шкатулке, откуда упала фарфоровая фигурка балерины! Что я – крошечный, тоже – фарфоровый… и что на мне то ли надето, то ли нарисовано – только моё трико, нижняя одежда! О, как непристойно я выгляжу, подумал я в растерянности. Я даже не понял сразу, что пугаться следовало совсем не этого...

Примп  заточил меня в эту шкатулку – в наказание, как он потом сказал. За мои, мол, наглые манеры, коварные планы и жадные намерения! Господом Богом себя он вообразил, так получается.

А ещё я увидел – но в тот момент глазам своим фарфоровым  просто не поверил! – как какая-то незнакомая юная девушка в голубом платье с белым корсажем, украшенным алой розой, со слезами на глазах пожимает Примпу руку, благодарит его за своё освобождение и обещает:  никогда, никогда, никогда больше она не будет  обижать свою младшую сестрёнку! И Примп кивает своей большой седой головой, улыбается, похлопывает девушку по плечику и закутывает её в дорогую шубу, после чего провожает её на улицу и машет рукой девице вслед.

А потом Примп взял в руки эту проклятую ловушку -  «Шкатулку снов», приблизил своё ставшее огромным лицо в круглых очках к моей жалкой крошечной фигурке и тихо сказал мне следующее:

- Глупый жадный мальчик! Твоя предшественница, молодая девушка, провела в этой шкатулке три месяца. Послушав волшебные мелодии «Шкатулки снов»,  эта девушка, в общем-то, хорошая и добрая, увидела во сне, как она отнимает игрушки у своей младшей сестрёнки. Отнимает потому, что ей в своё время таких дорогих игрушек не дарили, их семья тогда ещё не имела большого достатка. Девушка, как и ты, ткнула пальчиком в фигурку солдатика, который попал в мою шкатулку за то, что струсил на войне и дезертировал из армии. Солдатик просидел в моей шкатулке целых два года! Он сумел за это время осознать свой проступок, и только поэтому девушке и удалось его освободить – и тогда она сама заняла его место.

- А я?!  – помнится, пропищал тогда я тоненьким жалким голоском. – А со мной как же?!

- А ты тоже будешь дожидаться своего освободителя. Когда в мой магазин зайдёт какой-нибудь покупатель, лелеющий не самые добрые планы, откроет крышку «Шкатулки снов» и увидит не добрый сон, а дурной… открыв глаза, он или она ткнёт в тебя пальцем, сломает фарфоровую оболочку, и ты вернёшься в обычную человеческую жизнь. Но вернуться ты сможешь, только  если исправишься, если станешь   честным и добрым человеком, это - обязательное условие.

- А если меня сломают, а я не освобожусь? – несколько путано и невнятно спросил я Примпа, но он понял, о чём я говорю.

- Никто не сумеет сломать твою фарфоровую оболочку, если внутри ты останешься прежним – жадным, наглым, возомнившим о себе Бог знает что, готовым жениться на девушке ради денег её семьи и тем самым разбить ей сердце! – грозно объявил Примп. – Сколько бы в тебя пальцами ни тыкали покупатели, даже ещё более противные и гадкие люди, чем ты сам, - фигурка не сломается, если твоя душа останется прежней. Ты всё понял? А «Шкатулке снов» всё равно, какие мелодии играть и какие сны навевать людям. Каждому достанется тот заветный сон, которого этот человек достоин! Добрые люди увидят добрый сон, а злые – злой. Моя «Шкатулка снов» беспристрастна и играет только то, что показывает каждому человеку – каков он есть на самом деле.

- И сколько же мне торчать в этой проклятой шкатулке?! – завизжал я, совершенно выйдя из себя. Я задёргался, закрутился на одном месте, как крутилась эта глупая балерина, но… не смог сойти с подставки…  и всё продолжал вращаться и вращаться… бедная моя голова закружилась… шкатулка заиграла какую-то печальную мелодию…

- Я тебе уже всё сказал:  пока не подумаешь как следует о своих недостатках и не станешь другим человеком!  – ответил Примп. – Как долго это продлится,  только от тебя зависит. «Шкатулка снов» может простоять в моём магазине и три месяца, и пять лет… и десять, и пятьдесят.  Она стояла и будет стоять тут вечно!

Я хотел, но так и не смог затопать на Примпа своими хрупкими фарфоровыми ножками – они были прочно закреплены на подставке…

И вот уже почти целый год прошёл, а я всё кручусь и кручусь в «Шкатулке снов» под самые разные мелодии, и весёлые, и печальные… И конца этому не видно пока что.

4.

…-  Девушка, девушка! Взгляните на меня! Посмотрите сюда, да, на шкатулку! Это не обычная музыкальная шкатулка, это – «Шкатулка снов»! Послушайте мелодию, и вы увидите прекрасный… нет, это я вру… ужасный сон – как вы убиваете свою… ну, пусть мачеху! Если вы хуже меня, вы меня освободите и станете фарфоровой фигуркой, танцующей в шкатулке!..  Нет, не слышит. Ушла.

Они все уходят. Тыкали в меня пальцами, тыкали… уже сто тысяч человек, наверное, тыкали, а я всё так и торчу  в «Шкатулке снов» нелепой фарфоровой фигуркой.

А что покупателям кричу -  это я так, от тоски и полной безнадёжности. Надо же хоть как-то развлечься!  Зову я покупателей, зову уже почти целый год…Не слышат они  меня.

А девушка тоже ушла… купила в подарок отцу старинную вересковую курительную трубку - и ушла.

Чего я ей пожелал-то, когда орал, ну, то есть, пищал  во всё горло, чтобы она подошла к полкам и взяла в руки «Шкатулку снов»? Что-то про мачеху… что девушка увидит сон, как она мачеху свою убивает? Видно, я совсем уже дошёл, как говорится. Может, у неё и мачехи-то никакой нет! А даже если и есть у неё мачеха, это же нехорошо – желать, чтобы юная девушка оказалась хуже меня и увидела такой ужасный сон… тем более, под Рождество.

Хотя – какое мне дело до этой девчонки?

И всё равно – нехорошо как-то…

Эх, Рождество, Рождество! Хорошо бы, случись наконец чудо, и я вышел бы на свободу… Стал бы вновь человеком… походил бы по чистому белому снегу, он так приятно скрипит под ногами… синичек бы покормил… Красиво поют гимны у нашей старой церкви, я послушал бы их, кутаясь в толстый шарф… может, даже подпевать бы им начал… пару пенсов в кружку для пожертвований бросил бы… да-а…

О, ещё кто-то в магазин решил заглянуть. Поторопись, покупатель, хозяин Примп скоро закроет свою лавку! Успей купить хороший подарок для близкого человека!

Ох, как всё же из окошка дует… покручусь, пожалуй, пусть «Шкатулка снов» сыграет что-нибудь, я хоть согреюсь. Вот скажите мне, умные люди, как может мёрзнуть фарфоровая статуэтка, пусть и в трико?!  Это для меня до сих пор – загадка!


5.

Дверь антикварного магазина открылась, звякнул колокольчик. Вошёл новый покупатель.

На улице у церкви тепло одетые люди распевали рождественские гимны, с неба сыпал пушистый белейший снег,  и весело чирикали синички…


Рецензии