Цена медали
Лично меня эта тема уже не касается. Ушли в далёкое прошлое и мои школьные годы, и выпускные экзамены сына. Но неуютное ощущение несправедливости возникает всякий раз, когда вспоминаю о потрясшем меня уже много лет назад факте: из десятка потенциальных медалистов престижной городской школы ровно половина сдавать выпускные экзамены не собиралась! Замечу, что было это ещё до введения ЕГЭ – этакой угадайки, как при сдаче правил дорожного движения для получения водительских прав. Оценивать знание математики, физики и химии таким образом, по-моему, безумие.
А тогда… Кто бы мог подумать, но к концу одиннадцатого класса у прекрасно развитых физически девушек вдруг обнаружились какие-то патологии, не позволяющие им чуть-чуть поволноваться и ответить на вопросы школьной программы в присутствии не одного, а нескольких учителей! Это было тем более странно, что все без исключения ребята, не претендовавшие на медаль, по-прежнему оставались здоровыми и годными к сдаче экзаменов. Известие о внезапно дезертировавших отличницах шокировало не только одноклассников, но и их родителей. Трудно сказать, кого больше, но если для детей это был, возможно, первый, то для взрослых - очередной урок людской хитрости. Мамы или папы резко лишившихся здоровья девочек, как и следовало ожидать, оказались медиками.
Девчонки получили заветные медали, но в глазах одноклассников часть своего романтического имиджа потеряли. Тем более что даже один-единственный экзамен в вуз, ради чего и затевали предприимчивые родители весь сыр-бор с медицинскими справками, выдержали не все чада. Невелика же цена такой медали.
Кстати, первой беспощадную и трезвую оценку серебряно-золотому дождю медалей, просыпавшемуся на школу, дала девочка, не побоявшаяся испытать свои пятёрки на шести выпускных экзаменах. В задушевном разговоре с друзьями она с ещё детской откровенностью призналась, что только свою золотую медаль считает настоящей, а остальные - липовые. По большому счёту она права, и школа, поставив себе в заслугу десятерых медалистов, по существу выпустила в свет лишь пятерых.
Говорят, на протяжении нескольких лет до этого медаль без сдачи выпускных экзаменов не вручали. То-то в шестидесятые - семидесятые годы и в помине не было сомнительной практики подстраховывать аттестат отлыниванием от экзаменов, на них одинаково дрожали и отличники, и хорошисты, и троечники, о которых принято думать, что уж они-то ничуть не волнуются.
Помню, диковинкой тогда был случай: рыжеволосую, всю в веснушках, мою соседку и ровесницу Маню, вернувшуюся из Москвы после тяжёлой, уникальной по тем временам операции на сердце, освободили от экзаменов! О, как мы все ей завидовали!.. Хотя в глубине души никто не хотел оказаться на месте бледнокожей и худенькой девочки: Мане запрещалось бегать, участвовать в шумных играх, она только читала на крылечке или, облокотившись на перила, болтала с ребятами.
И вот спустя тридцать лет белый Манин билет стал заманчивой индульгенцией для выпускников, не слишком уверенных в своих знаниях, а точнее - для их предусмотрительных родителей. Даже странно, что, оберегая своего отпрыска от экзаменационных потрясений в школе, они тут же толкают его к ещё большему стрессу поступления в институт и к неминуемой нервотрёпке сессий. Интересно, медицинскую справку, необходимую для всех абитуриентов при поступлении в вуз, суперзаботливые родители добывают уже у других врачей?
К слову, в моей старой, с излишне суровыми порядками школе выпускники без медалей скорее и чаще поступали в престижные вузы, чем круглые отличники, старавшиеся подтянуть отметки сразу по всем предметам и не знавшие в итоге глубоко и безукоризненно те главные, по которым и предстояло держать институтские экзамены. В конце концов, где бы нас жизнь ни экзаменовала: в школе, институте, профессии, в нештатных житейских ситуациях, мы предъявляем на поверку не аттестат, не диплом и даже не знания по отдельным предметам, а свой интеллект в целом, то есть всё, к чему способны наш ум и характер, взятые вместе.
И когда девочки или мальчики безвольно опускают руки, соглашаясь на медаль без боя за неё, - это многое говорит об их характере. Звёзды с неба такие ребята скорее всего хватать не будут. И в Сорбонну не поступят, и даже в престижный столичный вуз - без блата, разумеется.
Ещё вспоминаю своего однокурсника по журфаку, болезнь которого была тяжела и очевидна: время от времени уже не очень молодого мужчину начинало трясти, и никакие физические усилия не могли удержать в покое его неистово сцепленные за спиной руки. Но никто и не думал освобождать его от экзаменов! Естественно, преподаватели относились к нерядовому студенту милосердно, хотя виду старались не подавать.
Вот уж против чего не стану возражать, так это против индивидуального подхода к человеку на экзаменах, тем более что в школе всех своих воспитанников учителя распрекрасно знают и даже суровым членам комиссии могут и вправе шепнуть, кто из ребят нуждается в особенно деликатном отношении. Но нет, рассуждают практичные взрослые, мы лучше сразу освободим их ото всех экзаменов, чтобы уж никаких хлопот и никаких индивидуальных подходов.
Всплеск освобождения от выпускных экзаменов, охвативший наш город в 90-е годы, привёл к тому, что одураченные и возмущённые родители детей, честно сдающих экзамены, начали жаловаться по инстанциям, мол, что это за лазейку нашли для своих чад ловкие мамаши и папаши! И нарастающему валу справок о внезапных травмах и болезнях, не совместимых с экзаменами, была поставлена преграда - в лице заведующих районо, которые обязаны присутствовать на заседаниях врачебной комиссии, диагностирующей выпускников. Правда, сами заведующие признают, что, мало смысля в медицине, не очень-то могут оппонировать медикам.
Так или иначе, но бурный поток справок-освобождений поутих. И скоро областной отдел народного образования впервые решил собрать данные о выпускниках, не сдававших экзамены, их родителях и дальнейшей участи ребят. Если коротко, тогда выяснилось, что аттестат без экзаменов получили 425 юношей и девушек (кто-то из них действительно серьёзно болен), но пятая часть - медалисты, преимущественно золотые. И если в районах освобождён от экзаменов в среднем один из двадцати медалистов, то в областном центре - каждый десятый. Видимо, за счёт большей информированности и деловой хватки горожан, имеющих к тому же и более широкий доступ к медучреждениям. Потому что вряд ли отличники Гродно вдвое слабее здоровьем вундеркиндов из Слонима или Лиды…
Нарастающий вал медалистов - в одной из гродненских школ их сразу аж 24 - местные педагоги объясняют дифференцированным обучением, то есть углублённым и приоритетным постижением школьниками тех наук, к которым их особенно тянет. А дают эту замечательную возможность лицеи, гимназии и профильные классы, которых не счесть. Как я им запоздало завидую, хотя и мы в своё время интуитивно отдавали предпочтение любимым предметам, разве что пренебрежение остальными нам не прощалось.
И всё-таки из 270 городских медалистов, поступавших в Гродненский университет (бьюсь об заклад, что уровень требований здесь не выше, чем в вузах столичных), только четверть получила по профильному предмету вожделенное «отлично»! Я уж не говорю о сельских абитуриентах, которые ещё в меньшей степени подтвердили объективность своих аттестатов и медалей. А если бы они вздумали податься в Московский университет?!. Так, как это делало в былые времена большинство провинциальных вундеркиндов, совсем не обязательно осиянных блеском медали.
Медалист, отличник, зубрила - самые противоречивые чувства вызывает этот собирательный образ. Честно говоря, я больше зауважала Аллу Пугачеву, когда узнала, что школу она окончила с медалью. Словно из-под маски вульгарной женщины выглянуло и нечто противоположное... Но помню и то, как тихонько пересмеивались мы со школьной подружкой, сверяя по книге ответы у доски нашей «новенькой». Целыми страницами, ну слово в слово, она цитировала учебник. «Во даёт!» Зубрёжку и зубрилок мы презирали. А когда поближе познакомились с Тасей, поняли, что память у неё просто феноменальная, стоило девочке лишь раз прочесть текст, и она помнила его с точностью до запятой! Это качество здорово ей потом пригодилось в мединституте. Тогда, накануне школьных экзаменов у Таси умер отец. Она сдавала их не в белом форменном фартуке, как мы, а в чёрном. И снова отвечала, как по писаному.
Не сдавай горевавшая девочка те экзамены, ореол её медали казался бы более тусклым - не только нам, но и ей самой.
--------------------------------------------------------
На снимке: На трудный вопрос могут ответить не все. Эти четвероклассники уже окончили институты.
Фото автора.
Свидетельство о публикации №222012401857
Да, бывало в нашей школьной жизни всякое... В том числе и
"подтягивание" самими учителям внесённых в " список медалистов"
заранее назначенных учащихся (по каким критерия формировался сей список -
разговор особый !).
В армии, помню, при выпуске из школы сержантов я получил средний балл "4" при оценках за экзамены 4, 4 и 5. Тогда как мой коллега, которого оставляли сержантом в этом учебом центре, получил средний балл "5" при сдаче экзаменов на 3, 4 и 5 !
Рад общению,
с добром -
Володя
Владимир Федулов 29.01.2022 16:17 Заявить о нарушении
Успеха вам в добрых делах!
Татьяна Никитина 7 29.01.2022 17:26 Заявить о нарушении