Роль кальвинизма в развитии современной экономики
Стивен Бетлен
В центре внимания экономики находится человек, а не механические события.
Прежде всего, нам необходимо прояснить, что мы подразумеваем под «современной» экономикой. Для либеральных экономистов во всем мире очевидно, что ее рождение связано со знаменитой и эпохальной работой Адама Смита « Богатство народов», опубликованной в 1776 году (Smith, 1776). Конечно, это произвольная дата, и с самого начала она должна была сделать Адама Смита интеллектуальным отцом современной экономики. Это стремление совпадает с возвышением либерализма и свободы превыше всего, что и побудило превратить эту идею в идеологию и поднять ее до сердцевины мирского символа веры, навязывая людям как «искупительное» мировоззрение, как способ национального мышления, который поэтому используется в качестве руководства для различных сфер жизни: от экономики до политической и социальной структуры и культуры, особенно в сфере образования.
Это определение времени, конечно, совершенно произвольно и не охватывает
длительного процесса экономической истории. Задолго до Адама Смита, в 1500-х годах, существовала очень хорошо продуманная, теоретически обоснованная и на практике очень успешная экономическая система, и некоторые из ее элементов все еще присутствуют в национальных экономических процессах нашего времени. Позже Адам Смит придумал для этого понятие, используемое сегодня: «меркантилизм». Он произвел это слово от имени бога торговли Меркурия, учитывая, что в этой экономической тенденции особое внимание уделяется международной торговле и ее регулированию. Когда родился Жан Кальвин, на его родине во Франции
уже зарождался этот экономический процесс, который, казалось, был частью государственной идеи, служившей богатству и славе правителя и государства, которое стремилось достичь этой цели могущественным развитием экономики и созданием централизованно поддерживаемой внешней торговли, которая дает огромный профицит. Первым известным представителем этой уже функционирующей системы был Жан Боден (лат. Бодинус) (1), выдающийся деятель теории государства. Позже у него будет дискуссия о взглядах на правление («res publica»), которые склоняются к республиканской идее. Эта тенденция оказала значительное влияние на более поздние этапы экономической истории, да и сегодня актуальна тоже. Многое было внесено в так называемый «модерн», если иметь в виду современные экономические идеи, особенно на практике повернувшие развитие мировой экономики таким образом, задолго до появления Смита и его либерализма. Намного позже появился кольбертизм, названный так по его самому известному представителю Жану-Батисту Кольберу (2) - министру финансов "Короля-Солнца" Людовика XIV (3). Отечественные либералы рассматривают его как одну из теоретических основ правительственных мер Венгрии и поэтому осуждают «новую торговую экономическую политику».
В то же время, в XVI веке, во времена Кальвина, наряду с меркантилизмом все более и более усиливалась другая экономическая система , позже названная капитализмом (4) или, по крайней мере, ранним капитализмом. После того, как было заявлено, что формирование так называемой «современной экономики» не является результатом либерализма, который связан с Адамом Смитом и его основами на теоретическом уровне, а на практическом уровне в основном уже развивался, мы должны отметить что такое экономика. Смысл этого постоянно употребляемого понятия кажется довольно ясным из-за его обычного повседневного использования. Каждый считает, что на основе своего повседневного опыта знает, что такое экономика. В то же время, если мы спросим
людей, что они подразумевают под экономикой, есть много видов ответов, частично противоречивых.
. Если мы обратимся к экономике, два определения кажутся общепринятыми
среди многих других. Во-первых, «Экономика - это сумма действий, направленных
на то, чтобы уравновесить бесконечные человеческие потребности с конечными благами». Это определение, по сути, той же эпохи, что и «классический» либерализм, сначала привело к так называемому «развитому миру», а затем почти привело почти весь мир к безответственному разрушению окружающей среды. Это так именно потому, что понятие товаров было связано с их предполагаемой стоимостью (Smith, 1776; Dobb, 1975), которая согласно либерализму выражается в рыночной цене. Неограниченно доступные товары не имеют цены, следовательно, не имеют ценности. Представление о том, что стоимость товаров может быть объективно определена стоимостью средств производства и может быть определена в цене, вслед за Марксом, взяли на себя социалисты (Marx, 1859; 1905) (5). Даже в 1950-х и 1960-х гг. в подавляющем большинстве экономических факультетов западных университетов и колледжей, склоняющихся к теории экономического либерализма и преподающих эту теорию , а также в так называемых «социалистических лагерях» воздух втихаря воспринимался
как товар в неограниченном количестве. Исходя из этого распространенного представления, природа могла быть уничтожена в капиталистических странах так же, как в социалистических, без эффективных правовых ограничений и там и там! С либеральной (и социалистической) точки зрения воздух как основа жизни принадлежал к категории неограниченно доступных товаров и как таковой не являлся предметом экономики. Логически продумывая этот подход, мы приходим к выводу, что воздух, не имеющий цены, следовательно, не имеет объективной ценности, потому что она не отражается в рыночной цене.
Согласно другой распространенной композиции, «экономика - это совокупность всех видов экономической деятельности и связанных с ней процессов как система общественного производства». Общая особенность обоих определений состоит в том, что они рассматривают экономику как проявление механических и регулярных функций, таких как экономическая деятельность, материальные потребности, производственные системы и экономические процессы. Они образуют объект экономики, а субъект - человек. Субъект экономики действительно человек, но он также является ее объектом. Экономика - это не средства производства, процессы, индикаторы, механизм или «рыночные законы», а человек в его полной уникальности, в его трехстороннем проявлении: его воле, его оценке, его выборе. Их нельзя объективно определить, но лишь небольшая их часть может быть подчинена руководящему принципу рациональности и разумности (6).
Не существует такой вещи, как «homo economicus» (Смит, 1776) либералов, человек, желающий только высших достижений при минимальных затратах, всецело подчиненный экономическим механизмам и законам. Человек в своей полноте с его трехмерными характеристиками является субъектом экономики как мыслящее, чувствующее и имеющее намерения существо. Его нельзя ограничить математическими
формулами, он непредсказуем в своем поведении и в своих проявлениях. С
большим уважением относясь к прекрасным экономическим моделям, сложным матричным вычислениям, сложным и вместе с тем уязвимым алгоритмам, скажем, что экономика - это не «точная» наука. Особенно это важно тогда, когда лучшие представители так называемой «классической точной» науки обращают внимание на субъективность своей дисциплины, советуют своим коллегам, которые верят во всемогущество науки, проявлять больше смирения и скромности (7). Это требование относится, в частности, к экономистам. В силу того, что их предмет ориентирован на человека, помимо признания важности математической подготовки, философским, теологическим и психологическим основам следует уделить больше внимания. Это единственный способ избежать все более общего кризиса, усугубляющегося неверными теориями и их практическим использованием. Вот почему так важно иметь дело с влиянием веры и религии на экономику и не только к 500-летию Реформации.
Эти размышления могут показаться уклончивыми, но они важны, потому что помогают понять центральную важность связи между верой и экономикой. В
свете этого признания мы возвращаемся к постоянно растущей тенденции во времена Кальвина, к капитализму, где односторонний, ориентированный на индивидуум
взгляд на людей резко контрастирует с точкой зрения Кальвина. Взгляд на человека с точки зрения Аристотеля (8) через схоластику (9) и реформацию и в рамках в особенности кальвинизма (10) на пути к христианскому социальному учению (11) показывает путь развития экономики, ориентированной на человека. порядок. Человек - это индивидуальное существо (Ens Individualis), общественное существо (Ens collegialis)
и трансцендентное существо, открытое Богу за пределами себя и мира (12).
Экономическая среда жизни Кальвина: меркантилизм и капитализм
Капитализм, в частности , отличается от других экономических систем тем, что средства производства находятся в частной собственности без исключения, а экономическая координация регулируется рынком. Обе эти черты резко отделяют капитализм от меркантилизма, преобладавшего во Франции в то время, где средства производства в основном находились в руках самого короля или по его «милости» принадлежали придворным. Экономическое управление осуществлялось централизованно королевскими министрами. Постоянно растущее число быстро росших производств, которые впоследствии вырастут в крупные капиталистические корпорации, были собственностью государства. Целью капитализма и в то же время руководящим мотивом рынка является получение прибыли для капиталиста, а не для правителя или государства. Эти ключевые особенности отличают капитализм от более поздних экономических тенденций, таких как социализм.
Такова была экономическая среда, в которой жил Жан Кальвин (13). На его родине, во Франции, царил меркантилизм, стремящийся увеличить богатство и славу короля за счет средств экономики. Кальвин служил королю Франциску I (14) , который был не только принят им как правитель, но его расположения он искал, чтобы он мог ознакомить его и наиболее влиятельных придворных с оригинальными библейскими доктринами, на которых он сосредоточился. Он надеялся, что сможет убедить его величество, что в стране несправедливо преследуют эти доктрины и их последователей (ср. Huszr, 2011). Реформация не была направлена на свержение королевской власти или
церкви. Вот почему Кальвин порекомендовал своему помазанному королю первое издание своей книги, опубликованной в Базеле, chef d'oeuvre the Institutio Christianae Reliefis (15).
Его намерения не удались, гнев короля не мог утихнуть, и поэтому ему пришлось бежать. Он направился в Страсбург из Парижа через Лион, также достигнув Женевы. В 1536 году в Женеве Гийом Фарель (16) упорно умолял его остаться и даже угрожал
проклятием, если он откажется проповедовать истинные доктрины жителям Женевы и не поможет организовать жизнь города в этом духе. Ранее в Женеве горожане успешно избавились от правления принца Савойского и изгнали епископа. Богатые горожане взяли под свой контроль город. Владение экономикой теперь принадлежало им, и, конечно же, они получали от этого значительные выгоды. Не зная об этом, они создали первый капитализм с лабораторной чистотой. Фактически, эти экономические причины лежали в основе их восстания против своих бывших хозяев, и не деятельность храбрых сторонников учений Реформации вдохновила его; они лишь подобрали его формы. Таким образом, в самой Женеве материализовались условия буржуазного развития, но церковный институт, обучавший Реформации, не был создан ею. Вот почему Фарель умолял Кальвина о помощи. Пропуская причину неудачи его первого визита в Женеву (17), достаточно упомянуть, что «храбрые» граждане Женевы были довольны
своей полной независимостью и огромными экономическими преимуществами, которыми они обладали, получив их во имя Реформации, но они не требовали строгих церковных организационных положений Кальвина, вытекающих из Реформации.
Практический взгляд Кальвина на экономические вопросы
После изгнания Кальвин в 1541 году, теперь уже по требованию всего города, навсегда вернулся в Женеву (18). Как проповедник города, он отвечал за решение религиозных и светских вопросов через созданные им консультативные и директивные органы как по религиозным, так и по светским вопросам. Он признал, что в рамках четырех профессий дьяконы должны заниматься помощью больным и бедным и обращаться с церковным имуществом. Кальвин формулирует мысли и поощряет практическую реализацию помощи бедным через меры, которые кажутся невероятно «современными» и, видимо, адресованы непосредственно нам.
Чтобы избежать обвинений, автор изучил работу Кальвина с экономической
точки зрения и подтвердил его влияние на экономику убедительными разъяснениями текстов, ссылаясь на безупречного авторитета профессора Хусара, светского президента Венгерской Реформатской Церкви: «О нем (Кальвине) известно, что он выступал против попрошайничества ». Далее цитата продолжается так: «Обладая неоспоримым авторитетом, он стремился добиться от магистрата города Женевы, чтобы жители могли вывести тех, кто страдает от нужды, в более выгодное положение, дать им общественную работу, достойный доход и образ жизни ». Насколько знакомы эти фразы в 2018 году в Венгрии? Но продолжение еще более удивительно: «Он поощрял, например, программу, с которой город мог даже помогать им с ссудами на восстановление, создать достойный бизнес или предоставить возможность начать новую жизнь »(Huszar, 2011).
На этом этапе дальнейшее исследование того, существует ли влияние кальвинизма на «современную» экономику, может показаться почти ненужным. Создается впечатление, что программа экономической политики венгерского правительства
перекликается с требованием Кальвина 500 лет назад: «Работа вместо помощи (общественные работы) и достойный доход, достойные средства к существованию; ссуды для открытия бизнеса, ссуды для стартапов» (19). Верно ли, что Венгрия имеет реформатское / кальвинистское правительство? Конечно, это не так, но экономическая и социальная политика, направляющая правительственную программу по созданию общества, основанного на работе, действительно вдохновлена Кальвином.
«Современность» предыдущей мысли может вызывать недоумение, но что неудивительно, так это то, что Кальвин подробно и настойчиво рассматривает вопрос о ссудных процентах. Тот, кто призывал вернуться к Библии, фактически признал ее как единственную основу христианской веры (soli scriptura, только Писание!), исследовал мельчайшие детали Библии. почти от буквы к букве, поэтому очевидно, что он сделал то же самое с Ветхим Заветом. "Избранный Богом народ знает разрушительный эффект процентов и, в том числе, процентную ставку. Поэтому евреям запрещено взимать проценты по ссудам между собой: «Если ты ссужаешь деньги моему народу, бедному с собою, то не будешь ему ростовщиком: не взимай с него процентов» (Исх., 22. 25). Моисей также подтверждает эту заповедь в других местах: «Не бери проценты с брата твоего и т.д.» (Втор. 23:19). Однако это не относится к иностранцам: «С иностранца можешь получать проценты, а с брата твоего не получай; »(Втор., 23:20). Здесь запрет на получение процентов является принципом силы, не только для предотвращения давления на бедных и нуждающихся, но и для предотвращения господства денег (маммоны), называемого в наши дни решающей силой плутократии (20). Эта угроза, которая выявлялась на протяжении более трех тысячелетий, кажется особенно актуальной в наши дни (21).
Поскольку интерес ведет к власти, члены общины Ветхого Завета обязаны, в соответствии со своим религиозным порядком (Галаха), давать взаймы людям других народов для того, чтобы не подчиняться им (Втор., 15: 6). Запрет на получение процентов сопровождался еще одним очень мудрым приказом аннулировать их в год субботний (22) Это означало, что каждый седьмой год накопленные долги должны были быть прощены (23). Это постановление если не полностью, но хотя бы частично, могло бы дать руководство, как решить некоторые из насущных проблем наших дней. Мы просто думаем об иностранных банках, которые нанесли огромный ущерб своим венгерским клиентам, предоставив им так называемые ссуды в швейцарских франках.
Справедливый интерес к восприятию Кальвина и «Золотому правилу дела»
Кальвин, величайший и наиболее уважаемый исследователь Ветхого Завета, не хотел принимать эти заповеди Моисея. Обязательные законы для
Израиля не применялись в XVI веке, в эпоху меркантилизма в условиях Женевы, где полностью преобладала капиталистическая система. Кальвин с его огромной библейской и богословской подготовленностью смог различить вечное Божественное откровение, которое появляется в писаниях библейских пророков, и истины, принадлежащие данному периоду, но не такие, чтобы следовать им во всех деталях в качестве руководящих указаний по ходу меняющихся времен. Одним из таких учений является господство над другими народами, которое в тот период было ответом на опасность, угрожавшую Израилю со стороны кольца могущественных наций. Кальвин признает Слово Божье по критериям в Новом Завете, в учении Иисуса. Он не просто интерпретирует притчу о талантах как повеление, наш долг позаботиться о наших талантах от Бога, способностях и наших навыках, так что мы должны однажды дать за них отчет. Помимо метафорического смысла, он буквально следует словам Господа Иисуса Христа.
Вопреки частичному запрету Ветхого Завета, который касался только
отношений между избранным народом, Кальвин считал кредит допустимым при
определенных обстоятельствах и в определенных пределах. Так он выступал против полного запрета на проценты в каноническом праве Средневековья, которое строго запрещало людям Нового Завета получать любые проценты, то есть также и от нехристиан (Calvin, 1559) (24). Он обнаружил, что приемлемая процентная ставка - максимум 3% для личных кредитов и 5% для бизнес-кредитов. Но почему 3 и 5%? (25). Хорошо известно, что нумерология играет важную роль в Ветхом Завете, как и позже в Талмуде, поскольку буквы также означают числа. Цифры 3 и 5 занимают приоритетные позиции в нумерологии. Число 3 - это буква «гимел», которая, среди прочего, представляет дары Бога людям и дар милосердного человека, которым он делится из своей любви к Богу. В математике третий вывод означает доброе дело, если 3% намного ниже, чем обычно требуется, и являются разумным вознаграждением за предоставленную ссуду. Число 5 - это буква «Хей», которая в первую очередь означает пробел, но в данном случае главное не символическое значение этого числа, но очень обыденная практика в Средние века, в соответствии с которой финансист или торговец приговаривался к смертной казни, если он начислял больше 5% (26).
Даже 50 лет назад, некоторые европейские университеты Запада односторонне следовали либеральным догмам, преподанным на уроках финансов, и считалось, что согласно «Золотому правилу банковского дела », разработанного на основе рекомендаций Кальвина, 2,5 - 3% - это сумма справедливого процента, которую банки и банкиры могут взимать ежегодно, « действуя как порядочный продавец ». Эта практика впервые получила широкое распространение и признание. в банках протестантских стран, а затем и в большей части банковского мира. В некоторых странах это законодательство появилось на уровне закона, даже не в специальных экономических правилах, а в Гражданском кодексе, например, в Австрии и Германии (Allgemeines; Osterreichisches ..., 1853; Burgerliches Gesetzbuch, 1899). Автор убедился в том, насколько разумно это было с эпохи Кальвина до 1980-х годов, как практика банков и торговых домов с хорошей репутацией, будучи членом совета директоров немецкого банка с достойными традициями и входившего в «30 лучших» банков мира. Это финансовое учреждение придерживалось «Золотого правила банковского дела», когда дело касалось транзакций, с учетом размера инфляции в текущем периоде. Тем не менее, даже с такой справедливой процентной ставкой все полностью достигли ожидаемой годовой прибыли.
Но не прошло и 30 лет, как средства массовой информации были наполнены громким протестом всех венгерских филиалов иностранных финансовых учреждений, когда они протестовали против Венгерского национального банка, который, вернувшись к своим прекрасным традициям, обеспечивал ликвидность на нулевой процент, побуждая их стимулировать кредитование. деятельность с оговоркой, что они могут взимать с венгерских компаний «только» 2,5% годовых. «Невозможно заработать на жизнь
на2,5% , это убыточный бизнес», - кричали они миру! Но и после этого они продолжали стоять в очереди за щедро выделенными ресурсами. Это кажется чудом, но произошло потому , что эти банки не обанкротятся! «Золотое правило банковского дела» все еще может применяться в настоящее время, единственное, что необходимо достичь, - это разработать комплексную концепцию финансовой политики и соответствующее желание реализовать ее для поддержки экономического развития, как это сделал Венгерский национальный банк во главе с д-ром Дьердем Матолчи. Напротив, в Венгрии работают несколько безмерно жадных иностранных финансовых институтов , что проявилось в якобы выдаваемых в швейцарских франках займах, запрещенных в их собственной стране, или фактически, когда инфляция была чуть выше нуля процентов, Они предлагали в своей рекламной кампании индивидуальные ссуды под 11,5% в качестве уникально выгодной «услуги». Сегодня займ может быть доступен за 9,7%, а это «всего лишь» чуть больше, чем втрое больше, чем так называемое «золотое правило банковского дела» 2,5%..
Проникновение универсального духа Кальвина в «современный» мир
Почему Жан Кальвин выступил против Моисеева Ветхого Завета, а также
канонического права в вопросе сбора процентов? Тот, кто в Орлеанском университете
получил степень бакалавра, затем лицензиата и, в конечном итоге, докторскую степень, и в своих исследованиях самым глубоким образом изучал церковное право? Полный запрет кредитного интереса в каноническом праве происходит от схоластической морали (27), восходящей к временам Августина и Аристотеля (28). Теория процента опиралась на два столпа, особенно в формулировке Св. Фомы Аквинского. С одной стороны, нуждающиеся в основном брали ссуды для удовлетворения личных потребностей, таких как еда, защита от непогоды, одежда и отопление, строительство и / или содержание простого убежища. Иначе говоря, от кредитов зависело избавление от плохих жизненных условий. Однако использование других в нужде - явно аморальный поступок. С другой стороны, интерес связан со временем. Но время - это дар Бога. Получать прибыль от дара Бога морально неприемлемо.
Кальвин даже не подвергает сомнению эти моралистические соображения ни как
юрист, ни как богослов. Тем не менее, он жил в ренессансной Женеве, в городе богатых граждан, и ссуды попадали в поле его зрения, потому что они были необходимы, чтобы начать или построить дело с многообещающей высокой прибылью. Кальвин ежедневно сталкивался с подобными бизнес-займами на своей родине, акрополе меркантилизма, с процветающей торговлей, и внутри этой внешней торговли, поддерживаемой всеми средствами. После своего бегства он попадает в среду, где новая экономическая система, основанная на денежном капитале которую последователи называют «классической».
возникла перед его глазами. Кальвин пришел к выводу, что ссуды, взятые для деловых целей в надежде на крупную прибыль, могут быть приемлемы, чтобы владелец денег, такой как богатый гражданин Женевы, мог требовать процентов на деньги, которые он предоставил заемщику в данном случае на некоторый период времени. В то же время, пока экономика развивалась быстрыми темпами, он стремился получить промежуточный кредит с более доступной «ценой», с доступными процентными ставками для растущего количества нуждающихся, вызванного быстрым развитием экономики. Рассчитывая, что его правильное использование позволит им оправиться от трудной ситуации, Кальвин поэтому надеялся, что в таких случаях процентные ставки будут расти, и кредит.
до 3% будет более доступным (Calvin, 1559, книга 4). В случае бизнес-кредитов
он считал важным верхний предел в 5% (Кальвин, 1559), следуя практике
многовековых средневековых светских властей в том, как преодолеть широко распространенное ростовщичество.
Экономическое и социальное влияние представления Кальвина об интересе было значительным не только из его разумных соображений, но и из-за того, что он принимал во внимание реальность своего времени и приемлемый интерес все более растущей буржуазии. В средние века из-за запрета на проценты, установленного канонами, христиане не могли заниматься финансовыми делами, и если кто-нибудь когда-либо нарушил правило, для него последовало бы серьезное наказание. В то же время все еще огромного дохода было недостаточно для правителей, придворных и, что не менее важно, для церковных стремлений к власти. Была необходимость кредитов, все больших и больших. Следовательно, необходимо было разрешить светским властям и, хотя бы на заднем плане, церкви, чтобы кто-то имел дело с финансами, которые были глубоко презираемы в более широком социальном кругу и запрещены для христиан. Вначале это были в основном арабские и неарабские мусульмане, которых в средние века называли исмаилитами (29), религия которых запрещала взимать проценты у своих, как израильтянам, но также разрешались ссуды иноверцам (30). Вскоре евреи тоже приняли все более активное участие в этом деле. Фактически, у них не было многих других возможностей для жизни, таких как «бизнес», торговля и финансовые операции, поскольку они не могли владеть землей или арендовать ее, военные и общественные
услуги были для них так же закрыты, как и гильдии, и любая ремесленная работа. Большинство населения презирало евреев, зарабатывавших ссуды.
Это общее явление было особенно сильным во времена Лютера. Это можно
проследить до многих из многочисленных проявлений Мартина Лютера, осуждающих
евреев. Вот почему более поздние века обвиняли его в антисемитизме. В праздничный
500-летие Реформации, резолюция об обвинении Лютера в антисемитизме в значительной степени обеспокоила общество, особенно в Германии и США. В трудах Кальвина таких явлений не найти.
Кальвин освободил христиан от запрета на проценты, установленного канонами, тем самым открыв им путь к финансовым активам и инвестициям, а также к проценту. Быстро распространяющаяся Реформация привлекла множество людей к участию в экономике уже при жизни Кальвина и постепенно после его смерти, когда кальвинизм и некоторые другие общины, ссылающиеся на его доктрины и сформированные на их основе, уходят корнями в большую часть западных стран.. Конечно, Кальвин не думал в этой перспективе, но провозгласил: «Все
на небе и на земле создано для славы Божьей» (Calvin, 1559). Однако как
хороший пастырь он внимательно относился к повседневным заботам своих последователей. Он знал, что важно сосредоточить духовные силы на религиозной жизни, чтобы сбалансированные финансовые условия помогли преодолеть тревожные мирские влияния. Влияние его деятельности в сообществе Женевы имело эффект в течение его жизни, а позже - много дальше за пределами национальных границ, даже за пределами веры, распространившись на другие области, такие как экономика.
Еще одной важной сферой, связанной с этим, была государственная система.
- уточнил он. Церковная конституция, которую Кальвин установил в Женеве, оказала
влияние как на религиозные, так и на светские дела. Несмотря на то, что ее влияние на экономику до сих пор остается предметом споров, есть мнение в целом единое в отношении деноминаций, наций, политической принадлежности в научных лагерях, что универсальный дух Кальвина внес значительный вклад в развитие так называемого «современного» мира и появление современной демократии (Biеler, 1959). И это действительно повлияло на спорную область - экономику.
Одним из важных, но не необходимых и во всех случаях незаменимых факторов
возникновения, расширения прав и возможностей и широкого географического распространения капитализма было появление буржуазных демократий. Эта экономическая тенденция возобладала намного позже, и гораздо труднее в абсолютистских монархиях, например в России и Японии. В этом контексте следует упомянуть право сопротивления, которое Кальвин интерпретировал по-новому (также называемое тираноубийством). В восстании против тирании он увидел «законный призыв Бога» (Кальвин, 1559), но он хотел всеми средствами предотвратить убийство путем изгнания . Лидеры и буржуазия, составлявшие основную часть голландского восстания XVI века, а затем гражданской войны в Англии XVII века, вели свои бои, ссылаясь на кальвинистские идеи. Было бы сложно усомниться в отношениях между осуществлением кальвинистского освобождения интересов, республиканской мысли, объяснением Кальвином «res publica» и правом сопротивления, по словам Кальвина «законным призванием Бога», а также вооруженным восстанием, которое там произошло, и между тотальной экспансией капитализма в этих странах.
Влияние Кальвина на экономические системы и порядки
С быстрым распространением кальвинизма его потомки создали частично
разные тенденции. С национальной экономической точки зрения, предметом нашего исследования являются те, кто считает себя последователями Кальвина или те, кто ссылался на него и, без сомнения, оказал влияние на экономику. Что касается его влияния, здесь следует указать пуританство в его пресвитерианской классической форме. (31) Последователи этого направления считали большую часть непрерывной экономической работы видимым проявлением следования требованиям Кальвина. «Ради славы Божьей вы должны стоять в мире ради благодарности» (Кальвин, 1559). Здесь неизбежно придется обратить внимание на знаменитую книгу Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (Weber, 1904/1905). Тезис Вебера можно резюмировать следующим образом: протестантская этика, которую он в первую очередь подразумевает под кальвинизмом и, в частности, под пуританством, имела такое постоянное значение.
и глубокое влияние на западный рационализм и веру в разум с его мирской аскетической внешностью, что религиозная, по сути кальвинистская предпринимательская буржуазия стала носителем капиталистического духа. Макс Вебер резко различает «авантюрный капитализм», капитализм спекулянтов и
тех, кто установил аскетическую рационалистическую систему и рабочую организацию, основанную на сильной религиозной принадлежности, гражданский капитализм, следующий трудовой этике Кальвина (Weber, 1904 / 1905.). Эта разница наиболее ярко проявляется в процессе так называемого «первоначального
накопления капитала». Вебер подробно описывает приемы авантюрных
капиталистов с самого начала, сравнивая историю и географию (Weber,
1904/1905). С точки зрения столетия, перекрестные помехи были шокирующими в связи с полным прорывом неолиберализма по сравнению с финансовым миром в 1980-х годах, когда спекулянты, так называемые «авантюрные капиталисты», получили почти неограниченную власть с помощью своих «бизнес-методов». Напротив, религиозные предприниматели, описанные выше, которые снова и снова возвращают в свой бизнес справедливую прибыль, которую они получили своим упорным трудом и с высоким уровнем самоограничения, тем самым формируя и увеличивая свой фонд.
Таким образом, Кальвин и кальвинизм оказали большое влияние на развитие современной экономики. Но это не может быть ограничено экономической системой, и Кальвин как «великий реформатор Женевы не может быть провозглашен предшественником или, возможно, основателем капитализма, гражданского общества» (Huszar, 2011). Однако для того, чтобы слава Божья выделялась
в этом мире непрерывным трудом, трудовой этикой Кальвина, высокой степенью самоограничения, которая является важнейшей основой справедливого накопления капитала, личным примером Кальвина с его принятием ответственности за общество, освобождением от полного канонического запрета на проценты с открытием инвестиционных возможностей и финансовых путей для христиан: все это способствовало тому, что, помимо «авантюрного капитализма», как его описал Макс Вебер, могла возникнуть новая экономическая система, которая обеспечивала справедливое накопление капитала и организацию рациональных предприятий и работы. Эффект дела Кальвина,
однако, проявляется намного позже, когда появляются новые экономические порядки.
Через 385 лет после смерти Кальвина в ФРГ была введена социальная рыночная экономика . Wirtschaftslenkung und Marktwirtschaft, написанная Альфредом Мюллер-Армаком в 1943 году, которая могла появиться только в 1946 году, после краха
гитлеровской империи, дала немецкой экономике основу и направление (Muller-Armack, 1946). Для автора большая честь быть отцовским другом Мюллер-Армака, чьи предки были кальвинистами, но были объявлены евангелистами после насильственного объединения Бисмарка (32) Однако кальвинистское происхождение активно продолжалось в семье, и Мюллер-Армак развил свою теорию, следуя этой традиции и в экуменическом духе (33). Социальная рыночная экономика представляет собой успешное сочетание кальвинистской трудовой этики и это социальный подход, так называемая евангелическая социальная этика, большая часть которой имеет кальвинистские корни и ранее была католической, а теперь называется системой образования с христианским социальным учением . Социальная рыночная экономика - самый успешный экономический уклад в истории экономики ; и это не просто система (Граф Бетлен, 1978; 2005; 2012).
Кальвинизм продолжает оказывать влияние в Венгрии
Учение Кальвина рано распространилось в Венгрии, где при его жизни
кальвинисты достигли состояния огромного большинства. В то же время с самого начала экуменическое мышление стало венгерской традицией, на которую Кальвин стремился сослаться. В Трансильвании религиозный мир (34) был достигнут в 1560 году, после чего первый всеобъемлющий Эдикт религиозной терпимости был провозглашен в Торде в 1568 году, намного опередив другие европейские страны. Таким образом, в 1604 году принц Иштван (Стефан) Бочкаи с оружием в руках заставил Габсбургов признать свободу вероисповедания во всем Венгерском королевстве. Габор (Габриэль) Бетлен, «Великий князь», который участвовал в Тридцатилетней войне с протестантской партией, а также в трех мирных договорах добился соблюдения и расширения соглашения, заключенного с Бочкаи. В то же время он осуществил полный религиозный мир на своей родине, которая на протяжении веков была примером экуменического существования и мира. Влияние кальвинизма на экономику проявилось во время его правления и было настолько успешным, что «в экономических аспектах Бетлен также создал образцовое государство в Трансильвании, по отношению к которому под штормами Тридцатилетней войны, испытавшая тяжкие испытания, старая Европа выглядела завистливой»(Береги, 1930).
После того, как Габсбурги распространили свою власть на всю Венгрию к 1690 году, здесь был большой спад в экономике, потому что имперское руководство
превратило страну в дешевую сырьевую колонию. После «Австро-венгерского компромисса 1867 года», который восстановил автономию Венгрии, по крайней мере, в решении внутренних дел, произошел огромный толчок для экономики. Этот экономический взлет в европейских измерениях связан с именами двух преданных премьер-министров и последователей учения Кальвина: это граф Келемен Тиса и его сын Иштван Тиса, настоящие воплощения кальвинистского этоса (Hor; nszky, 1994). В
центре их экономической политики был аскетический гражданский капитализм, который создает рациональная система хозяйства и организация труда, выросшие из кальвинизма
Трианонский диктат 1920 года разрушил Венгрию невиданным ранее в истории способом , отняв две трети страны и треть коренного венгерского населения, а также оказал катастрофическое влияние на экономику. По единодушному мнению всемирно признанных экспертов, Венгрия стала экономически нежизнеспособной. Граф Иштван Бетлен принял его назначение на пост премьер-министра в этой, казалось бы, безвыходной ситуации. За десять лет правления приговоренная к смертной казни страна не только выздоровела. экономически, но помимо роста во всех областях, включая уровень жизни рабочих, поднялась до уровня Центральной Европы, создал «отличную» систему социального обеспечения (Macartney, 1975; Schmidt-Pauli, 1931). Подобно своему великому предшественнику, принцу Габору (Габриэлю) Бетлену, и двух Тис, граф Иштван Бетлен также выразил свою деятельность государственного деятеля со своим вероучением, укоренившимся в кальвинистских доктринах и экуменизме.
Вторая мировая война, немецкая оккупация, затем следующие 45 лет советской оккупации (Граф Бетлен, 1989) и навязанная коммунистическая диктатура привели к тому, что Венгрия потеряла огромное экономическое процветание с 1945 по 1990 год в свободной части Европы (CS Bethlen, 1985). Так называемая «смена режима»
в 1990-х годах не принесла справедливо ожидаемого восстановления экономики из-за негативных последствий диктата МВФ. Решающий поворотный момент наступил в 2010 году, когда после своей убедительной победы правительство Орбана освободило страну от властной опеки МВФ и создало новую практику координации экономики, разработанную позже министром экономики д-ром Матолчи. Президент Национального
банка. Автор называет это «Новым экономическим порядком солидарности», а не «неортодоксальным», потому что Венгрия разработала за последние семь лет концепцию автономии. Этот подход к организации экономики и общества существенно отличается от других экономических систем нашего времени. В результате этого процесса Венгрия вошла в группу стран с лучшими годовыми базовыми экономическими показателями в Европейском Союзе, что сильно отражает многовековое влияние кальвинизма и находится в соответствии с венгерской традицией (граф Стефан фон Бетлен, 2010; 2014).
С точки зрения 500 лет, в эпоху, когда власть неолиберализма казалась
безграничной в западном полушарии, учение Кальвина говорит нашему времени,
что экономика - это лишь часть мирской жизни и даже не самая важная, поскольку
провозглашали лжепророки так называемого «общества потребления». Образование, обучение и воспитание, демократическая организация общества, участие и
ответственность в общественной жизни, социальная приверженность помощи нуждающимся (диакония) - все это области, которые, по-видимому, сильно подчеркнуты в учении Кальвина, поскольку они продолжают влиять на экономику. .
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №222012401892