Зеленые пилигримы

Via est vita
Хорошее изречение

Что со мной? Себя теряю,
Растворяюсь в воздухе, в заре.
Бормочу и обмираю
На вечернем  пустыре.
В.  Набоков
       
   Любите вы дороги, читатель? Нет, не асфальтовые дороги, а проселочные, заросшие травой и ведущие в неизвестность. По таким дорогам можно идти беззаботно и бесцельно, километр или два, а если тысячу? Есть растения, которые бродят по всему земному шару, их называют космополитами, они бредут мимо нас по обочинам, незаметные зеленые пилигримы. Великие путешественники, но безымянные, но разве не странно встретить растение , побывавшее на всех материках Земли?  Такова дескурения Софии.

     Бывают космополиты люди. Бывают космополиты животные. Но вот что такое космополиты растения  нам не понять. Во-первых,  для этого надо стать невидимкой, простой травой. Космополитов деревьев не бывает, разве что таковы кокосовые пальмы в тропиках, но сами они не бродят, их развозит человек. Человеку стать незаметным обычно не хочется. Во-вторых,  нужно жить мало, один год или два при удаче.  Космополиты  живут в другом измерении, проходят путь от младенчества до старости  с огромной скоростью. Вы согласны жить один год, читатель?  В-третьих, у космополитов множество детей, тысячи и десятки тысяч. Человек и с одним ребенком не знает,  как справиться. В-четвертых, нужно быт неприхотливым, уживаться в самой неблагоприятной среде, нам же хочется комфорта. Но вот наш героиня дескурения настоящий космополит.

  Дескурения Софии  космополит, но отнюдь не безродный космополит. Ее крестоцветные родственники тоже порой бродяги и пилигримы, вспомните пастушью сумку или сурепку. Вы видели, читатель,  дикую капусту или сурепку с округлыми или лировидными листьями и желтыми цветками?  Цветы у дескурении такие же, как у капусты, мелким крестиком, а вот листья странные, рассеченные, похожие на кружева. Иногда ее так и называют -  кружевница. Впрочем, имен, особенно на латинском языке,  но почему-то  не русских,  у дискурении много. Триста лет назад Карл Линней окрестил ее   гулявникам, но уже через несколько лет свое родовое имя оно получило в честь Дескурена, французского ботаника  и аптекаря, друга  еще более великого ботаника Жюссье. Нравится мне это название, словно ветер повеял их глубины веков, ветер первой в истории французской революции, ветер невиданных перемен. А видовое имя Софии? Причем здесь София, богиня мудрости? Можно только гадать. София это просто красиво и таинственно.  Символист Блок в молодости посвятил Софии целый цикл стихотворений. Может это имя женщины, раз его пишут порой с большой буквы? Скорее это ошибка. Это начальное слово фразы аптекарей, а Дескурен был аптекарем,  «мудрость хирурга».  Говорят,  в древности дескуренией лечили открытые раны, но сегодня для крестьян она известна скорее как сорняк.  Надеюсь, для вас, читатель,  она станет еще и  зеленым пилигримом.
 
   Ну а если вы не можете бродить по проселочным дорогам, где можно надеяться на встречу с дескуренией? Конечно на пустыре. Хорош Версаль с четкими линиями стриженых деревьев и газонов. Но и «Бабушкин сад»  Поленова, заброшенный и заросший сорняками,   подчас вам нравится не меньше,  и вы будете долго стоять у картины, открывая все новые детали. Но что может сравниться с живым пустырем? Пустыри вездесущи, на пустырях,  если на них стоять долго, и если вам знакомы растения, что нашли здесь убежище, тихую обитель,  вас обуревают странные чувства.  И что такое  наш, и не только наш, рабочий поселок при большом заводе? Это спальный микрорайон, это малоэтажные и многоэтажные благоустроенные дома.  А между домами? Вы думаете там деревья, кусты и клумбы? Нет,  советские тополя давно вырубили, а клумбы сажают только старушки у подъездов. Дворы это пустыри.      Недостроенные  дома, окруженные подчас с советских времен заборами,  тоже пустыри.   Вы думаете,  там, за глухими заборами, царствуют лопухи да лебеда, крапива  да полынь?  Нет, это миры  хаоса, миры  дикой свободы, миры растений, которых не знает никто, хотя, как ни удивительно, чаще всего они космополиты, жители всех материков и всех стран. Пустыри - это приюты для пилигримов, для космополитов, где он отдыхают после  странствий. Но порою эти травы через проломы в заборах делают набеги на дворы под ножи газонокосилок,  и тогда мы их можем встретить и удивиться. Что за странное растение? Именно так я впервые увидел возле дома посланницу пустырного хаоса, дискурению.

  Конечно,  дескурену из кабины автомобиля вы не увидите. Для этого надо стать пилигримом. И вряд ли вы будете врачевать открытые раны дескуренией на своем пути. А вот попробовать ее на вкус можно, конечно вовсе не используя ее словно горчицу, а просто для остроты ощущений. Так на своих знаменитых лесных экскурсиях выходного дня по Подмосковью советовал своим спутникам Петр Петрович Смолин (ППС). Природа на вкус не менее интересна, чем природа на взгляд. Только не увлекайтесь. Все растение ядовито и может понравиться в больших количествах разве что неприхотливому верблюду.


Рецензии
Спасибо Вам за чуткость, внимание и любовь к нашей матушке Природе! А как художественно всё подаёте для нас, читателей! Прошу Вас продолжать подобные миниатюры-открытия (для нас) и про другие растения. С уважением, пенсионерка-дачница, натуралист в душе.

Надежда Шишмарёва   27.01.2022 09:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Надежда. Рад, что Вам понравилось. Натуралист в душе звучит гораздо лучше, чем просто натуралист. С улыбкой

Юрий Панов 2   30.01.2022 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.