13. Пушкин Автопророчество 1
Нас будут интересовать сравнение отношений и событий в двух квадригах:
«АСП+НН+Никс1+ЖШД» = Пушкин, Натали, Николя1 и д-Антес
и
«ЕО+ТЛ+ОЛ+ВЛ» = Онегин , Ларина Т, Ольга Т. и Ленский
1. Квадрига первая
Хроника периода 1831 (с царскосельского лета) -1836 (до вечера октября 16 дня):
- В 1831 г на лето Пушкин зачем-то привез дарованную богами супругу-Мадонну (еще не женку) в Царское Село, где своё лето проводил царь-император Никс1 с венценосной супругой немкой АФ и со всеми дворовыми толпящихся у трона их Двора. Зачем, зачем … Надо. Он опрометчиво (а скорее всего расчетливо) решил кормить свое тщеславие бедного дворянина = решил похвалиться красавицей женой бесприданницей, купленной им в Москве за 11 тысяч ассигнациями. Нашел кому показывать: хорошу жену в пир зовут. Натали и позвали: сделали царское предложение, от которого не отказываются… да она особо и не рассуждала
И завертелось … Пушкина высочайшей милостью возвращают к госкормушке = дают чин титулярного советника и допускают к ведомости зарплат без трудов КИД.
Натали заплясала и "затанцовала" и, не долго уговаривая мужа просить золотую его рыбку, не особо на уже него рассчитывая и не оглядываясь на него и его скулеж, застывшего с раскинутым ртом кокю, вскочила на трамплин, сиганула в Аничков и стала первой балериной его балов с их иерархической интимностью = вся клубничка там царю…
- в 1833 НН уже оседлала трон Аничкова блудуара … Муж пишет ей письма нытика, краснея за ее публичное недостойное светской Дамы поведение, кокетничанье с Ним, приводя в пример легендарных персон дворцовых интриг и жертв кокетства, блудуарных альково-васильковых забав и кокюажа — Данжо и героев аббата Пьера Брантома … etc
- 1834 … Пушкина жалуют новогодним символичным подарком - придворным званием камер-юнкера )"мальчика у параши барина и Хозяина"(. Натали рада = теперь они «как все», а все остальное ей нипочем да хоть по лбу кирпичом = она покупает карету … и гоняет на ней как на кабриолете в Аничков. У нее был свой личный доход = порядка 2500 в год. Плюс ее одевала тетка Стас-дама гр. Загряжская. Молва ей не страшна. Муж-кокю, однако, - раб чести = не выдерживает молвы о себе само-любимом и сгоряча выпроваживает уже женку в захолустье Полотняного завода клана Гончаровых. Это был бунт? Да, но потешный: на большее у поэт-человека не хватает духу и возможности = он умудрился в такой двусмысленной (а может уже и нет) ситуации стать рабом кредитной линии … царя. Более отношениям женки с царем АСП не мешает …
- 1835 … на католическое рождество вдруг взбеленился корнет кавалергардов французск0-немецкий барон и модная персона питерских салонов — молодой, со связями и балагурный Жорж-Шарль д_Антес (ЖШД) = он публично продемонстрировал амурный интерес к женке поэта… Судя по всему НН поняла, что царю она уже не очень то и нужна как прима… и ответила взаимностью … Ей был недосуг вникать в природу и мотивацию такого «вдруг» интереса корнета, вцепившегося в ее подол, да еще и столь демонстративно (демон! страстно дивно!). Муж-кокю недаром звал её бой-бабой. Публичные пылкие ухаживания АСП принял как должное в его роке и судьбе: пришла женке пора и она, купленная, голодная и не любящая, наконец влюбилась _ корнет быстро за успехи атак на НН стал поручиком вне полковой очереди. Но молва обоих в паре НН+ЖШД только подогревала …
- 1836 … Пушкин терпел, ревновал, стонал, рвал и метал, веселил «рогами» публику, изменял женке, доведя свой дон-хуанский список со 113 до 130 штуковин, зашел в творческий беспроглядный кризис, проигрывал в карты огромные суммы, мало писал и еще меньше зарабатывал, набрал долгов казенных и частных (пагубной чести) и дошел до края пропасти долговой ямы и банкротства… НН танцовала и флиртовала. Даже умудрилась сбегать к Жоржу в казарму… К этому моменту АСП успел так разозлить бомонд своими эпиграммами, что нажил себе врагов в целых кланах сильных семей империи: терпении их кончилось и была создана Конгрегация клеветы, погнавшая АСП в загон западни для ликвидации. НН по-прежнему беззаботно танцовала и гарцевала… осень 1836-го мастера интриги разыграли несколько комбинаций, которые привели к трагической для АСП концовке = он не разобрался в хитросплетениях опасной игры, допустил несколько роковых ошибок, был вызван в январе 1837-го на дуэль и смертельно ранен поручиком в живот.
Для нашей темы в бинарных отношения квадриги №1:
АСП не препятствовал отношениям жены с царем и долгое время и с поручиком. Он не предпринял никаких мер для защиты себя и семьи. Он не был творцом и автором комбинации акций по его ликвидации - он был её безвольным в финале со-участником. Но как только царь мастерски ушел (уведен был) в тень разборок в треугольнике «муж-жена-любовник» АСП быстро нашел поведение поставщика рогов неприемлемым для себя.
Его жена была безучастна (?) от всех начал и до рокового конца всей дуэльной истории мужа с д-Антесом.
Интересно… девки пляшут. Такое впечатление, что Пушкин понял — сбить рога ему уже никогда не удастся, ему не исправить то, что было началом его позора = его безволие и зависимость в самом начале кокюажа = он не поставил царя на место в делах чести. Ничего не оставалось в этом тупике как искать надежного стрелка … И с пятой попытки 1836-го года он его нашел. Очень надежного и без "сантиментов".
1. Квадрига вторая
Посмотрим как развивались попарно бинарные отношения в бодрой четверке литературных героев Пушкина в его романе «ЕО». Ведь Пушкин был суеверен и потому убежден = тексты сбываются:
Не мусоля историю отношений Тани, Жени, Вовы и Оли, пойдем сразу без посещения вещего сна Татьяны к кульминации = зачатию неожиданного конфликта и дуэльной истории Жени и Вовы = к Разбору полетов на Татьянин день рождения и до вызова Вовой картелью приятеля (!) Женю на дуэлю:
Хроно событий рокового вечера. Читаем да и вникаем:
Съезжаются гости и среди них пародийное = нечто крикливое и до невзрачности мелкое. По Ю. Никишову
XXVI - Уездный франтик Петушков,
****
Далее гости пьют, едят, зыркают, замечают, язвят, пошлят, играют в карты , чаёвничают и наконец Пушкин, упаковав тайнописно три строфы в одну (!) подводит нас к завязи:
XXXVII. XXXVIII. XXXIX
Но чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
Обрадован музыки громом,
Оставя чашку чаю с ромом,
Парис окружных городков,
Подходит к Ольге Петушков,
К Татьяне Ленский; Харликову,
Невесту переспелых лет,
Берет тамбовский мой поэт,
Умчал Буянов Пустякову,
И в залу высыпали все,
И бал блестит во всей красе.
И через строфу пыток :
XLI
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том, о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.
Отчего Ленский не ревновал к Петушкову!? А потому, что эту ревность и придирки к «своему в доску» франтику Петушкову пародийное и злое общество селений «псковских степей» (так у автора!) не поняло бы и не одобрило. А ведь все знали - Петушков уездный женишок, он приехал женихаться и, пригласив Олю на вальсок, свой выбор четко обозначил (доказательство = см. далее в романе = Пашет Ларина: «Не влюблена ль она?» – В кого же? Буянов сватался: отказ. Ивану Петушкову – тоже!). Но Вовку это Иваново вальсирование в обнимку с Олей не озадачил. Отчего?
Кроме того, Ленский первым позвал Татьяну, не дав Жене шанса еще раз пообщаться с влюбившейся в него по уши барышней. Этим он вполне мог показать, что защищает сестру и не даст ее в обиду, продемонстрировав откровенное к Жене недоверие, унизив и спровоцировав того на ответный достойный шаг!
Пушкин оставил нам шанс пофантазировать по этому поводу = он скрыл сразу две строфы об этой мутной все ж истории … Возможно Петушков надрал Вове уши …Возможно было что-то еще. Возможно и более осторожное, например, по тверскому мудрецу Никишову со-товарищи: «...И все-таки заметим: мельком, между прочим в повествование включаются сюжетные детали весьма значительного свойства. Движение романа и его сюжетный итог верно оценил С. Г. Бочаров: «На его свершившийся сюжет мы можем посмотреть как на свершившуюся возможность, которая не исчерпывает всей реальности. Герои больше своей судьбы, и не сбывшееся между ними – это тоже какая-то особая и ценная реальность. И это несбывшееся тоже входит в смысловой итог романа. Оно присутствует здесь как особая тема, как прерывистая “другая линия”…».
А что ж такого дурного и непристойного, роняющего честь экстернат-выпускника Геттингена, сделал Онегин!? Ничего … Ну, увлек Олю и пригласил на пару танцев в дансинге подряд… Так этим он лишь показал Вове = смотри на эту вертихвостку и мотай на ус. Знатоки этикета и моралитета не нашли в поведении Онегина ничего предосудительного — да, оно не было идеальным. Но за это в катух не ведут и вилами не колют.! Писарев, например, не увидел логики именно в поведении Ленского: «Что Онегин наклонялся к Ольге и шептал ей что-то, в этом, кажется, нет ничего преступного ... На стул ведь посадил — не на колени же Жени… В 20- годах комплименты были еще в полном ходу, и дамы были еще так наивны, что находили их лестными и приятными. Стало быть, ни Онегин, ни Ольга не позволили себе решительно ничего такого, что выходило бы из уровня принятых обычаев».
Царь в отношениях с НН тоже не выходил за пределы прав феодала на ночь с любой женой любого вассала. Пушкин это понимал, рыдал в тиши, но не опротестовал — иначе, он бы выглядел просто глупо … и, парадокс, без чести… Честью же было положить самому женку в блудуаре полновластного и само всё держащего.. . Ну, так в 1831-ом Пушкин сам выставил практичную женку на царский подиум. Горе то, фра, от ума - палата.
Потому и ревность Ленского мнимая. Дело не в ревности. Дело в том, что Женя показал Вове насколько Оля реально глупа как та самая луна на том самом небосклоне, что её можно и склонить, и наклонить. Эта правда и этот маневр опытного Жени Ричардсон Грандисоныча и обидели Вову до той степени, когда разум заменяет мания (безумие по Платону). Кроме того, был еще один фон = Вова знал о письме Татьяны, о решении Жени не удовлетворять предложение «сестры» с полной при этом уверенностью, что этот отказ временный = лайв лас (ловелас у россиян) Онегин - хищник опытный = он знал, что Тане пришла пора и она уже никуда не денется ...
Как и Пушкин, Ленский впадает в ярость униженного на цепи невольника (чести) в трюме затонувшего корабля первой любви и зовет Онегина на смертный бой от безвыходности горя от ума и желания искать смерти от позора. Позора по итогам внутреннего личного Судного Дня. Глубоко в обиженной душе, попавшей из-за дуры-луны в цугцванг, Вова знает, что Женя, получив вызов, недоумевает = он ни в чем особо то и не виноват .. Но делать нечего — Муму и ту утопили, Каштанка оказалась в цирке, а Ванька Жуков писал письма «на деревню деду« … Но в это униженное положение Ленский, как и его «родитель», поставил себя сам… Как и Наше великое Всё и уже навсегда.
В жизни текст сбылся в главном — поэт не того позвал стреляться в зимнем тире на плэнере и был убит белой бестией на январской дуэли по тактике «а до смерти 4 шага» и «Бей первым, х-Федя!»
Не сбылось одно = Онегин, как его безымянный дядя, был в трудную минуту жития чЕстным малым честнЫх правил = он дал Вове шанс: нарушил кодекс дуэля: опоздал на нее более, чем-то было допустимо, и секом сделал слугу Гиийо (русские читают Гильо будто тот Гнильё… ну, и чо…).
Но зато сбылось наиважнейшее предугаданное гением Пушкина: поэтов к погибельному счастью в браке толкает черт Мефисто и поэтам нельзя было уйти с поля боя живым …
Пушкину уже более некуда было идти… Вовсе. Дорога была одна — на тот Свет к богу Тоту. А свет там есть? Есть. Для праведников. Но только в окошке ...
Вот он и написал :
Меня здесь не будет ...
Свидетельство о публикации №222012400401